Правовое регулирование обращения акций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:32, реферат

Описание работы

Целью является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имела цель выявить особенности правового регулирования обращения акций в Российской Федерации.
Задачи моего дипломного исследования можно сформулировать в соответствии с целью: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АКЦИЙ 5
1.1. СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОБРАЩЕНИЕ АКЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИИ 16
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ «О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» И «ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ» 30
2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 30
2.2. ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 42
ГЛАВА 3. НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ И МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ 58
3.1. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 58
3.2. РЕАГИРОВАНИЕ ПРОКУРОРА НА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 77
ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРА 77
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 79
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ В ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИ ВЫПУСКЕ АКЦИЙ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

Открытая подписка на акции и другие эмиссионные ценные бумаги акционерного общества предполагает в соответствии со ст. 23 ФЗ «О рынке ценных бумаг», что общество должно обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании тиражом не менее 50 тысяч экземпляров. При публичном размещении акций и других ценных бумаг общество обязано раскрывать информацию о них и своей финансово-хозяйственной деятельности в установленных ФЗ «О рынке ценных бумаг» формах (ст. 30), а также в соответствии с Положением о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ от 12.08.1998 г. N 32, и постановлением ФКЦБ от 20.04.1998 г. N 9 об утверждении Положения о порядке раскрытия информации эмитентами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки.

Размещение дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, является ничем  иным, как увеличением уставного  капитала общества. Увеличение уставного  капитала путем размещения дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции по закрытой подписке, может ущемить права акционеров общества. В открытом обществе - потому, что акционеры не наделены Законом об АО преимущественным правом приобретения акций, размещаемых по закрытой подписке, а условия проведения закрытой подписки могут не предоставить возможность каждому акционеру приобрести акции или иные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, пропорционально количеству принадлежащих ему акций соответствующей категории. Учитывая подобную ситуацию, положения настоящего пункта отнесли к компетенции общего собрания акционеров вопрос о размещении акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, посредством закрытой подписки. Ранее это положение уже было закреплено в п. 4 ст. 5 ФЗ от 05.03.1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Для усиления защиты прав акционеров в уставе общества может быть предусмотрено большее число голосов (по сравнению с Законом об АО - 3/4) для принятия решения о размещении дополнительных акций по закрытой подписке. Совет директоров, если уставом общества это отнесено к его компетенции, принимая решение об увеличении уставного капитала общества путем дополнительного выпуска акций в пределах количества объявленных акций, вправе принять решение о размещении акций только посредством открытой подписки или распределения между акционерами.

Новое положение Закона об АО в большей степени защищает права акционеров и снимает все  сомнения о порядке принятия решения  при размещении обыкновенных акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции. Более того, теперь уже п. 4.4 Стандартов эмиссии противоречит положениям Закона об АО. Хотя выпуск обыкновенных акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляющих более 25% ранее размещенных обыкновенных акций Законом об АО не отнесен к разряду крупных сделок, но порядок принятия решения по ним схож с порядком принятия решения по сделкам, предметом которых является имущество стоимостью более 50% балансовой стоимости активов общества. Правда, формулировка настоящей статьи более точная и не вызывает сомнений и различных толкований (в отличие от положений ст. 79 Закона об АО). Следует обратить внимание на то, что настоящий пункт позволяет установить в уставе общества еще более строгие требования к порядку принятия решения по вопросу размещения обыкновенных акций и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляющих более 25% ранее размещенных обыкновенных акций.

Акции и эмиссионные  ценные бумаги, конвертируемые в акции, являются объектами гражданских прав и входят в особую группу имущества, оборот которого регулируется как общими, так и специальными законами. Являясь разновидностью ценных бумаг, названные объекты, естественно, подпадают под действие специальных законов и иных правовых актов, регулирующих рынок ценных бумаг, инвестиции и т.п. К таким специальным законам относится ФЗ «О рынке ценных бумаг».

ФКЦБ во исполнение положений  данного Федерального закона издает свои правовые акты, регулирующие рынок ценных бумаг. Некоторые из них, устанавливающие порядок эмиссии акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции. В основном положения, утверждаемые ФКЦБ, определяют порядок, этапы эмиссии, регистрации акций и других ценных бумаг; содержат перечень необходимых для этого документов, устанавливают порядок, объем и способы раскрытия информации об акционерных обществах, их акциях и других эмиссионных ценных бумагах. Но акты ФКЦБ иногда и расширяют положения законов. Например, Стандарты эмиссии акций определяют, за счет какого имущества общество вправе разместить акции посредством распределения их среди своих акционеров (п. 1 ст. 39 Закона об АО). Общество правомочно это сделать за счет:

- средств, полученных  акционерным обществом - эмитентом  от продажи своих акций сверх их номинальной стоимости (эмиссионного дохода);

- остатков фондов специального  назначения (фонда накопления, фонда  потребления, фонда социальной  сферы) акционерного общества - эмитента  по итогам предыдущего года;

- нераспределенной прибыли  акционерного общества - эмитента;

- средств от переоценки  основных фондов акционерного  общества - эмитента (п. 3.1).

Пункт 5 ст. 39 закона об АО допускает дополнения по вопросам размещения акций и других эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, другими правовыми актами Российской Федерации.

Особенности выпуска  акций и других ценных бумаг кредитными организациями регулируются также Инструкцией ЦБР «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» от 17.09.1996 г. N 8 с изменениями и дополнениями от 06.11.1996 г. и от 08.08.1997 г. N 500. Особенности выпуска и обращения неконвертируемых в акции облигаций регулируются Стандартами эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденными постановлением ФКЦБ от 19.10.2001 г. N 27.

В целях обеспечения стабильности работы акционерного общества и большей заинтересованности акционеров в результатах его деятельности в новой редакции статьи закреплено преимущественное право акционеров - держателей голосующих акций (как правило, составляющих большинство акционеров) на приобретение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых обществом посредством открытой подписки. Это положение сформулировано в императивной норме, и поэтому учредители не вправе от него отступить. Закон об АО предоставляет всем акционерам общества (как держателям привилегированных, так и держателям обыкновенных акций) преимущественное право приобретения размещаемых акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, причем в акции любого типа. На сегодняшний день из эмиссионных ценных бумаг известны пока только облигации. Но широкая формулировка статьи рассчитана на будущее. Следует помнить, что акционеры не обязаны воспользоваться предоставленным им преимуществом. На то оно и право, что акционер волен выбирать, использовать его, или нет. Общество не может обязать акционеров участвовать в открытой подписке, оно должно только обеспечить акционерам возможность реализовать свое преимущественное право приобретения размещаемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

По нашему мнению, преимущественное право на приобретение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых  по открытой подписке, никак не влияет на правовую природу открытой подписки. Реализация акционерами предоставленного права не преобразует открытую подписку в закрытую, даже если весь дополнительный выпуск акций будет размещен среди акционеров общества, использовавших свое преимущественное право приобретения дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции общества (ст. 24 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Закон об АО (ст. 40) содержит условие, при котором акционеры могут обрести преимущественное право приобретения акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых обществом. Это размещение акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, исключительно путем открытой подписки, а никак не иначе. Если акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, будут размещаться путем распределения или через конвертацию, то у акционеров не возникнет преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг. В новой редакции настоящей статьи также защищаются права акционеров, не согласных с решением о размещении акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, по закрытой подписке. Акционеры, голосуя за размещение акций посредством закрытой подписки, по существу отказываются от своего преимущественного права, которое им предоставляет открытая подписка. Акционеры, голосовавшие против размещения акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, по закрытой подписке или не участвовавшие в голосовании (т.к. отсутствовали на собрании в этот момент или вообще отсутствовали на собрании), приобретают преимущественное право приобретения размещаемых бумаг по закрытой подписке. Те акционеры, которые воздержались при голосовании по этому вопросу, не получают преимущественного права приобретения размещаемых акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Положения о правах акционеров, приобретаемых вследствие размещения акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, посредством закрытой подписки, распространяются на акционеров как открытых, так и закрытых акционерных обществ. Строго говоря, в закрытых обществах у акционеров при любом размещении акций может сохраниться преимущественное положение. И сохранение этого положения находится в руках самих акционеров. Для этого им достаточно голосовать против размещения бумаг общества по закрытой подписке с привлечением определенных лиц со стороны. Если размещение предлагается провести по закрытой подписке только среди акционеров и при условиях, обеспечивающих пропорциональное приобретение акционерами размещаемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, тогда у акционеров не возникает преимущественного права, т.к. оно им и не нужно для защиты своего положения. Используя право преимущественного приобретения акций или иных эмиссионных ценных бумаг, акционер вправе приобрести акции или иные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, только в количестве принадлежащих ему акций. Данное количественное ограничение не ухудшает положения акционеров, но позволяет поддерживать баланс интересов в акционерном обществе.

Список акционеров, имеющих  преимущественное право приобретения размещаемых акций и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется уполномоченными лицами общества на основании протокола об итогах голосования на общем собрании акционеров. Более того, общество обязано потребовать от реестродержателя (если это профессиональный регистратор) или от лица, ведущего реестр в самом обществе, предоставления списка акционеров общества на дату проведения общего собрания акционеров, т.к. решение о размещении акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров. Список лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, в этом случае не подходит и не может использоваться, потому что он составляется на основании данных реестра на дату, определенную советом директоров общества в соответствии со ст. 51 Закона об АО, еще до проведения общего собрания, на котором решались вопросы о размещении акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Настоящая статья возлагает на общество дополнительные обязанности, направленные на защиту прав акционеров, которые прибавят работы органам общества.

Глава 3. Нарушения законодательства в сфере регулирования обращения акций и меры прокурорского реагирования

3.1. Типичные нарушения законодательства в сфере обращения акций

В этой части работы будут  проанализированы основные типичные нарушения  законодательства в сфере обращения  акций на основании данных прокурорских проверок, предоставленных в Генеральную  прокуратуру в 2001-2004 гг. Данные отчеты не публиковались в общедоступной печати, они были разосланы по прокуратурам субъектов РФ для принятия к сведению.

Нарушения антимонопольного законодательства

Наиболее распространенным является нарушение требований ст. 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выражающееся в приобретении свыше 20% акций предприятия без предварительного согласования с антимонопольным органом.

Так, в процессе проверок прокурорами выявлялись случаи нарушений  антимонопольного законодательства при совершении сделок с крупными пакетами акций. ЗАО «ААА» приобрело 1719 акций ОАО «Межрайгаз», что составляет 28,7% от уставного капитала общества, без получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа на совершение данной сделки, предусмотренного ст. 18 ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». По данному факту прокуратурой внесено представление об устранении указанных нарушений, направлена информация в территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Прокуратурой субъекта Федерации установлено, что ООО  «АПК» в 2004 г. было приобретено 32,2% акций уставного капитала АООТ «Элеватор». Предусмотренный ст. 18 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» порядок покупки пакета акций проигнорирован. В связи с этим в отношении руководителя ООО «АПК» прокурором было возбуждено административное производство.

Нарушения порядка ведения реестра акционеров (в случае ведения реестра эмитентом).

Нарушения ст. 44 Закона РФ «Об акционерных обществах» и ст. 8 ФЗ «О рынке ценных бумаг» в части ведения реестра акционеров, владеющих свыше 500 акций, самим эмитентом.

Например, в ОАО «Севтол» с числом акционеров свыше 500 ведение реестра незаконно осуществлялось акционерным обществом самостоятельно. По представлению, внесенному прокурором в адрес председателя Совета Директоров и генерального директора ОАО «Севтол», указанные нарушения устранены. На заседании Совета Директоров принято решение о передаче документов специализированному регистратору для ведения реестра акционеров ОАО «Севтол».

Нарушение требований Постановления  ФКЦБ России от 19.06.98 № 24 «Об утверждении  положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг», согласно которому акционерные общества, осуществляющие ведение реестра акционеров самостоятельно и имеющие число зарегистрированных лиц более 50, должны иметь в своем штате аттестованного ФКЦБ специалиста.

Так, в ОАО «Трест»  приказом и. о. директора Общества лицом, ответственным за ведение реестра, назначен юрисконсульт Общества. 19.03.2001 этот приказ опротестован прокурором, и. о. директора Общества объявлено предостережение о недопустимости привлечения к ведению реестра лиц, не имеющих надлежащей квалификации, поскольку это может повлечь за собой нарушения закона.

Нарушение Положения  о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27. Это, в частности, отсутствие в реестре акционеров информации об органе, осуществившем регистрацию эмитента, дате регистрации, местонахождении эмитента, размере его уставного капитала, дате государственной регистрации выпуска ценных бумаг, зарегистрировавшем эмиссию органе, количестве ценных бумаг в выпуске, форме выпуска, отсутствие анкет и журналов лицевых счетов зарегистрированных лиц, учетных и регистрационных журналов, несоответствие данному Положению форм лицевых счетов, отсутствие специалиста, аттестованного ФКЦБ.

Так, в реестре акционеров ОАО «Химика», в котором зарегистрировано 258 акционеров, отсутствует информация об органе, осуществившем регистрацию эмитента, дате регистрации, местонахождении эмитента, размере его уставного капитала, дате государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Кроме того, не ведется учета входящих документов. Отсутствует ряд необходимых реквизитов в регистрационном журнале, не соответствуют Положению формы лицевых счетов зарегистрированных физических лиц. Не разработаны и не утверждены правила ведения реестра. Форма выписки из реестра акционеров не отражает предусмотренных Положением атрибутов. Специалист, аттестованный ФКЦБ, в штате предприятия отсутствует.

Информация о работе Правовое регулирование обращения акций