Правовое регулирование обращения акций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:32, реферат

Описание работы

Целью является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имела цель выявить особенности правового регулирования обращения акций в Российской Федерации.
Задачи моего дипломного исследования можно сформулировать в соответствии с целью: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АКЦИЙ 5
1.1. СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОБРАЩЕНИЕ АКЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИИ 16
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ «О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» И «ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ» 30
2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 30
2.2. ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 42
ГЛАВА 3. НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ И МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ 58
3.1. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 58
3.2. РЕАГИРОВАНИЕ ПРОКУРОРА НА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 77
ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРА 77
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 79
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ В ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИ ВЫПУСКЕ АКЦИЙ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

Количество размещаемых акций не должно превышать количества, указанного в учредительных документах, решении и проспекте о выпуске ценных бумаг. Наряду с этим в законодательстве устанавливается доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия считается несостоявшейся. Так, уже упоминавшимся Постановлением Правительства «Об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Центрального банка Российской Федерации» по предложению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг доля неразмещенных облигаций Центрального банка каждого выпуска, при которой эмиссия считается несостоявшейся, установлена в размере 80%. Согласно ст. 24 ФЗ «О рынке ценных бумаг» такая доля неразмещенных эмиссионных ценных бумаг, при которой эмиссия считается несостоявшейся, по общему правилу устанавливается ФКЦБ.

Процедура размещения ценных бумаг  завершается отчетом об итогах выпуска  эмиссионных ценных бумаг, представляемым эмитентом в регистрирующий орган. Отчет должен быть представлен не позднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг. Этот срок, очевидно, должен исчисляться либо с момента истечения годичного срока, установленного для размещения эмиссионных ценных бумаг, исчисляемого с даты начала эмиссии, либо со дня фактического завершения размещения ценных бумаг в пределах указанного срока. Объем и характер информации, подлежащей включению в отчет, определяются ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 25). Рассмотрение отчета регистрирующим органом на предмет соблюдения требований законодательства в процессе эмиссии завершается регистрацией отчета ценных бумаг либо отказом в его регистрации.17

Основаниями для отказа в регистрации  выпуска эмиссионных ценных бумаг является нарушение эмитентом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона, внесение в проспект эмиссии и решение о выпуске ценных бумаг ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Перечисленные нарушения охватываются понятием так называемой недобросовестной эмиссии, суть которой раскрывается в ст. 26 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении установленной в Федеральном законе процедуры эмиссии. Последствия недобросовестной эмиссии не исчерпываются отказом в регистрации отчета эмитента и зависят от того, в какой момент установлены нарушения. При обнаружении упомянутых нарушений в ходе осуществления эмиссии ценных бумаг их выпуск может быть приостановлен регистрирующим органом до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. В случае обнаружения недостатков в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, последний может быть признан несостоявшимся. Следовательно, последняя акция может быть предпринята регистрирующим органом после регистрации выпуска ценных бумаг и, надо полагать, до регистрации отчета. Такой вывод подтверждается Положением о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденным Постановлением ФКЦБ от 31 декабря 1997 г. № 45. Как следует из названия приведенного Положения, а также текста Федерального закона (ст. 26), законодателем используются как идентичные понятия несостоявшегося и недействительного выпуска. В связи с этим, надо полагать, первый из названных терминов употребляется лишь в отношении аннулирования итогов эмиссии при неразмещении эмитентом определенной доли от общего заявленного к размещению количества ценных бумаг. Такой вывод представляется правильным, учитывая сложившуюся практику определения в каждом конкретном случае выпуска эмиссионных ценных бумаг количества ценных бумаг, при неразмещении которого выпуск их признается несостоявшимся. Как уже отмечалось, такая практика получила закрепление в Федеральном законе, предоставившем право определять упомянутое количество Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Деление выпусков эмиссионных  ценных бумаг на несостоявшиеся и недействительные, хотя последние и опосредуются разными процедурами – в первом случае внесудебной, а во втором – судебной, является условным, так как акт признания их таковыми влечет одинаковые правовые последствия в виде возврата эмитенту всех размещенных ценных бумаг с возвращением владельцам всех средств, полученных от размещения выпуска ценных бумаг. Кроме того, все издержки, связанные с признанием выпуска ценных бумаг недействительным (несостоявшимся) и возвратом средств владельцам, относятся за счет эмитента. Вместе с тем такое деление сохраняет значение для оценки деятельности эмитента и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

На первый взгляд, аналогичные  последствия наступают и в  случае нарушения, выражающегося в  выпуске ценных бумаг в обращение  сверх объявленного в проспекте  эмиссии, – излишне выпущенные ценные бумаги подлежат возврату эмитенту. Однако признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным приводит к аннулированию выпущенных ценных бумаг, которые с этого момента утрачивают юридическую силу. Последствия, которые при этом наступают, можно было бы охарактеризовать как двустороннюю реституцию, обладающую той особенностью, что ценная бумага, подлежащая возврату и утратившая юридическую силу, на этот момент сохраняет значение документа, легитимирующего ее владельца как лицо, уполномоченное на получение обозначенного в ней номинала. При нарушении, выразившемся в размещении ценных бумаг сверх объявленного в решении о выпуске, излишне размещенные ценные бумаги не утрачивают своей юридической силы. Таким образом, если в первом случае обе стороны – эмитент и владелец приобретенной им ценной бумаги – обязаны поступать в соответствии с правилом о двусторонней реституции и соответственно приобретают в отношении другой стороны корреспондирующие им права (п. 2 ст. 167 ГК), то во втором – такая обязанность изъятия из оборота излишне выпущенных ценных бумаг лежит лишь на эмитенте. Поскольку такой обязанности у владельцев ценных бумаг нет, постольку и изъятие ценных бумаг возможно только на добровольных началах в порядке выкупа. При этом выкупная цена должна определяться соглашением сторон. Выкупленные ценные бумаги подлежат гашению (ст. 26 ФЗ).18

Кроме того, различны и  последствия неисполнения эмитентом указанных обязанностей. Так, в первом случае ФКЦБ вправе обратиться с иском в суд с целью защиты интересов инвесторов и добиваться возврата им средств, уплаченных при покупке ценных бумаг. Такое право предоставлено ФКЦБ Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ст. 26) и Законом «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (ст. 46). В последнем в числе управомоченных на предъявление исков в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) противоправными в отношении неопределенного крута потребителей и прекращении этих действий названы федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), к которым относится и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, имеющая свои территориальные органы в регионах.

Такому выводу не может  служить препятствием отсутствие упоминания о рассматриваемых отношениях в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». Это может быть объяснено повышенным вниманием судебной власти к типичным договорам гражданского права и порождаемым ими отношениям, в которых в качестве предмета выступают ценности в их вещественном выражении или в виде работ либо услуг, и в тот период недостаточным опытом рассмотрения споров, возникающих по поводу совершения сделок с ценными бумагами. Изложенное необходимо иметь в виду при рассмотрении жалоб акционеров и владельцев других ценных бумаг.

Во втором случае ФКЦБ вправе обратиться в суд о взыскании средств, неосновательно полученных эмитентом, если последний в течение двух месяцев не обеспечит выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску.

Как уже отмечалось, выпуск эмиссионных ценных бумаг делает возможным их размещение, т. е. отчуждение эмитентом первым владельцам. Выпуск ценной бумаги означает возникновение права собственности на нее у эмитента. Одновременно это и акт распоряжения данным правом, который сводится к продаже ее первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок на условиях, сформулированных в проспекте эмиссии (отчасти отраженных в самой ценной бумаге). Изложенное дает основание квалифицировать предложение эмитента, содержащееся в решении о выпуске, как оферту. Ее особенность в том, что она носит публичный характер, что обусловлено серийным выпуском эмиссионных ценных бумаг и существующим в законе запретом отдавать предпочтение одним приобретателям перед другими (устанавливать льготные условия приобретения). Исключения из этого правила, когда уже в момент выпуска ценных бумаг определяется круг лиц – потенциальных их владельцев, устанавливается также в законе (ст. 8 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98). Принятие упомянутой оферты приводит к заключению договора купли-продажи, следствием исполнения которого является возникновение у покупателя права собственности на приобретенные им ценные бумаги. Одновременно покупатель становится и обладателем обязательственного права требования, закрепленного в ценной бумаге. Эмиссионные ценные бумаги, как и прочие ценные бумаги, будучи предметом купли-продажи, являются олицетворением права, в них закрепленного. Поэтому такой договор отличается от других договоров купли-продажи только специфическим предметом – правом требования.

Размещением ценных бумаг  занимается либо лицо, эмитировавшее их, либо по договору с ним другой профессиональный участник рынка ценных бумаг: брокер, дилер.

По общему правилу  брокер лично совершает сделки по отчуждению ценных бумаг, принадлежащих эмитенту. Однако в случаях, когда это предусмотрено условиями договоров комиссии или поручения, либо когда он вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов своего клиента, брокер может передоверить совершение указанных сделок другому брокеру в соответствии с правилами ГК. При выполнении поручений клиента он должен действовать добросовестно. Так, например, в случае наличия у брокера интереса, препятствующего осуществлению поручения клиента на наиболее выгодных для клиента условиях, брокер обязан немедленно уведомить последнего о наличии у него такого интереса. Если же конфликт интересов брокера и его клиента, о котором клиент не был уведомлен до получения брокером соответствующего поручения, привел к исполнению этого поручения с ущербом для интересов клиента, брокер обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 3 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Дилеры, в отличие от брокеров, являются собственниками ценных бумаг, приобретаемых у эмитентов  и других участников рынка, поэтому при совершении сделок с ценными бумагами руководствуются исключительно собственными интересами. При этом они должны добросовестно исполнять свои обязательства по заключенным ими договорам купли-продажи, дабы не причинять ущерба своим контрагентам, в том числе эмитентам и третьим лицам. Доходы дилера складываются в основном не за счет вознаграждений, а из разницы между продажной и покупной ценой ценных бумаг.

По сделкам, совершенным  в порядке размещения ценных бумаг, к приобретателю переходит право  собственности на ценные бумаги. Передача ценных бумаг новому собственнику удостоверяется передачей сертификата. Однако для признания приобретателя владельцем эмиссионных именных ценных бумаг необходимо внесение приходной записи по лицевому счету приобретателя, а в случае учета его прав у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, с депонированием сертификата ценных бумаг у депозитария – с момента внесения приходной записи по счету депо. Становясь владельцем ценной бумаги, приобретатель одновременно становится и обладателем закрепленного в ней обязательственного права (прав), ибо право на бумагу и право из бумаги нераздельны. В тех случаях, когда предметом сделок являются ценные бумаги в бездокументарной форме, переход прав удостоверяется исключительно записями на лицевых счетах у держателя реестра ввиду отсутствия их материального носителя.

В силу обязательственного характера правоотношения, порождаемого ценной бумагой, принадлежащее приобретателю право требования может быть в последующем передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК). Иначе говоря, к обязательствам по ценной бумаге применяются правила гл. 24 ГК о перемене лиц в обязательстве. Однако в силу специфики отдельных видов ценных бумаг принципиальное положение законодательства о возможности передачи обязательственного права требования другому лицу реализуется с учетом характера ценной бумаги. Так, уступка обязательственного права («права из документарной бумаги») невозможна без уступки «права на бумагу», т. е. права собственности на нее. Отсюда переход к приобретателю «права из бумаги» происходит одновременно с переходом права собственности на бумагу (ч. 2 п. 1 ст. 142 ГК). Когда же предметом сделки является право, удостоверенное записями на лицевых счетах у держателя реестра (право бездокументарной формы выпуска), вопрос о праве собственности не возникает.

Операции по списанию ценных бумаг с лицевых счетов отчуждателей с зачислением на лицевые  счета приобретателей производятся реестродержателем на основании передаточных распоряжений, подписываемых владельцами ценных бумаг или его уполномоченным представителем. При совершении указанных операций с ценными бумагами, в особенности с бездокументарной формой их выпуска, значителен риск их выполнения реестродержателем по поддельным документам. В связи с этим в целях его снижения ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусмотрены процедуры удостоверения подлинности подписи физических лиц на документах о переходе прав на ценные бумаги и прав, закрепленных ценными бумагами: подлинность подписей может быть заверена нотариусом или профессиональным участником рынка ценных бумаг (ст. 29). Согласно Положению о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг подпись на передаточном распоряжении может быть гарантирована только профессиональным участником рынка ценных бумаг, за исключением регистраторов и организаций, осуществляющих деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг). Однако правила гарантии подписи вступают в силу для держателя реестра и соответствующего профессионального участника рынка только при условии подписания с гарантом договора программы гарантии подписи (раздел 8). Правила гарантии подписи должны предусматривать способ установления гарантии подписи и пределы ответственности гаранта. Регистратор вправе обратиться с иском в суд в случае отказа гаранта возместить ему убытки.19

2.2. Юридический механизм регулирования  обращения акций

Акции первой эмиссии  размещаются только между учредителями общества (ст. 25 Закона об). Новая редакция статьи 36 закона об АО конкретизирует порядок оплаты акций при учреждении общества. По усмотрению учредителей производится оплата акций, цена на которые не должна быть ниже номинальной стоимости акций, но может быть и выше. Новая редакция статьи дозволяет оплатить акции по цене выше номинальной.

Требование данной статьи о недопустимости размещения акций по цене ниже их номинальной стоимости представляется спорным. Дело в том, что ориентирами для определения рыночной стоимости акций являются котировки их на фондовой бирже и цены, складывающиеся во внебиржевой торговле. Только что начавшее свою хозяйственную деятельность и не достигшее еще определенных экономических показателей акционерное общество, которое при этом нуждается в дополнительном капитале, будет поставлено в трудную ситуацию при размещении дополнительных акций с участием посредника. Акции такого акционерного общества не только могут быть не допущены на фондовую биржу, но и реализация их по номинальной стоимости через посредников, участвующих во внебиржевой торговле, может быть серьезно затруднена. Посредниками при размещении акций могут выступать банки, финансовые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг.20

Информация о работе Правовое регулирование обращения акций