Правовое регулирование обращения акций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:32, реферат

Описание работы

Целью является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имела цель выявить особенности правового регулирования обращения акций в Российской Федерации.
Задачи моего дипломного исследования можно сформулировать в соответствии с целью: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АКЦИЙ 5
1.1. СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОБРАЩЕНИЕ АКЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИИ 16
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ «О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» И «ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ» 30
2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 30
2.2. ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 42
ГЛАВА 3. НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ И МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ 58
3.1. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 58
3.2. РЕАГИРОВАНИЕ ПРОКУРОРА НА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 77
ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРА 77
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 79
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ В ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИ ВЫПУСКЕ АКЦИЙ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

Дочернее АО не отвечает по долгам основного общества, а основное, в свою очередь, не отвечает по обязательствам дочернего общества, кроме двух особых случаев.

Во-первых, если основное общество дает дочернему обязательные для исполнения указания, то они солидарно отвечают по сделкам, заключенным в результате таких указаний.

Во-вторых, основное общество отвечает по всем долгам дочернего, если последнее обанкротилось по его вине. При этом надо иметь в виду следующее: ответственность основного общества является субсидиарной, т.е. оно отвечает только при недостатке средств у главного должника – дочернего АО, которое обанкротилось.

Зависимое общество – это общество, где более 20% голосующих акций принадлежит другому (преобладающему) обществу или товариществу.

АО, где только один акционер, владеющий 100% акций, не может быть единственным учредителем в другом обществе.

Любое лицо, приобретая более 20% голосующих акций АО, обязано соблюсти ряд условий.

Во-первых, необходимо в течение месяца с даты приобретения более 20% голосующих акций опубликовать эту информацию в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России». В этом сообщении надо указать реквизиты самого АО и покупателя его акций; данные об уставном капитале и числе голосующих акций зависимого АО; данные о пакете голосующих акций, приобретенном покупателем; ряд других сведений10.

Во-вторых, акционер должен получить предварительное согласие органов государственного антимонопольного комитета (ГАК) на приобретение более 20% голосующих акций, если сумма активов акционера и АО, где ему принадлежит более 20% голосов, согласно последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ, установленных законодательством.

Если сумма активов  акционера и АО находится в  пределах от 50 до 100 тыс. МРОТ, то необходимо только уведомление органов ГАК  о приобретении более 20% голосующих акций (уведомление направляется в ГАК в течение 15 дней с даты приобретения).

Кроме того, независимо от суммы активов предварительное  согласие ГАК на приобретение нужно, если акционер и АО включены в реестр организаций-монополистов на федеральном или региональном рынке.

Все указанные выше правила  применяются и когда инвестор получает право голосовать более  чем 20% акций не в результате сделки (или серии сделок) купли-продажи  акций, а иным образом – по договорам доверительного управления, поручения, о совместной деятельности и т. д.

Эти правила применяются  и когда акции приобретаются  группой лиц, связанных между  собой отношениями прямого или  косвенного контроля. Например, если у  двух организаций-акционеров имеется  по 19% голосов на собрании, но обе они контролируются одним лицом, то все эти лица образуют организованную группу и рассматриваются как один инвестор. Тот факт, что оба акционера подконтрольны одному и тому же лицу, может вытекать из того, что это лицо владеет более 50% их акций или является и там, и там генеральным директором.

Как один покупатель рассматривается  и группа акционеров, подконтрольных не одному лицу, а группе лиц, например когда два акционера владеют по 19% обыкновенных акций АО, но в советах директоров обоих акционеров большинство принадлежит одной и той же группе людей.

Определения прямого  и косвенного контроля даны в п. 1.2 указанного выше Положения.

В-третьих, если у АО есть более 1000 владельцев обыкновенных акций, то приобретение 30 и более процентов таких акций согласно ст. 80 Федерального закона «Об акционерных обществах» сопровождается рядом дополнительных мероприятий.

Лицо, имеющее намерение  приобрести 30 и более процентов  размещенных обыкновенных акций такого АО, обязано не позднее чем за 30 дней до даты приобретения письменно уведомить об этом АО. А затем в течение 30 дней с даты приобретения предложить всем остальным акционерам продать ему принадлежащие им обыкновенные акции. Цена скупки должна быть не ниже средневзвешенной цены приобретения акций общества за последние шесть месяцев.

Иначе говоря, для АО, где есть больше 1000 владельцев обыкновенных акций, действует принцип: хочешь купить 30 или более процентов таких  акций – будь готов купить все 100%.

Акционер вправе принять  предложение о приобретении акций в срок не более 30 дней с момента получения предложения. У всех, изъявивших желание продать акции, они должны быть выкуплены в срок, не превышающий 120 дней с даты начала этой процедуры (т. е. с даты направления инвестором уведомления АО о намерении приобрести 30 и более процентов акций). Если уведомление было направлено 1 февраля, то к 1 июня скупка должна закончиться.

Лицо, приобретшее 30 и  более процентов размешенных  обыкновенных акций АО с нарушением описанных выше правил, вправе голосовать на общем собрании акционеров только пакетом в пределах 30% голосующих акций общества. По остальным своим акциям он лишается права голоса.

Однако уставом АО или решением общего собрания акционеров инвестор может быть освобожден от необходимости приобретать 30 и более процентов акций по таким правилам.

Согласно п. 1 ст. 80 Федерального закона «Об акционерных обществах» при определении, каким пакетом  акций распоряжается инвестор (есть у него 30% голосов или нет), учитываются  не только его собственные акции, но и акции его аффилированных лиц.

Лицо признается аффилированным на основе антимонопольного законодательства Российской Федерации (ст. 93 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Однако там такого понятия в настоящее время нет.

В законодательстве об инвестиционных фондах есть понятие аффилированное лицо, но оно применимо только к подобным фондам11.

В общепринятом смысле аффилированные лица – это юридические лица и граждане, связанные в своей хозяйственной деятельности отношениями зависимости и контроля. Согласно ст. 93 Федерального закона «Об акционерных обществах» «лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации».

Достаточно близко к  понятию аффилированное лицо находится понятие организованная группа лиц, которое используется в антимонопольном законодательстве.12

В целях предотвращения возможных злоупотреблений со стороны аффилированных лиц общество обязано вести учет его аффилированных лиц и их долей в уставном капитале (ст. 93 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Глава 2. Регулирование обращения акций в соответствии с федеральными законами «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах»

2.1. Понятие и сущность правового  регулирования обращения акций

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг предполагает регистрацию выпуска ценных бумаг. В процессе регистрации устанавливается соответствие сопровождающей выпуск документации стандартам эмиссии ценных бумаг.

Регистрация выпусков государственных  эмиссионных ценных бумаг Российской Федерации, аналогичных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Это же министерство проводит регистрацию выпусков облигаций Центрального банка Российской Федерации. В свою очередь Центробанк регистрирует выпуски эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций. Регистрацию ценных бумаг иных эмитентов осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг13.

Действия, выполненные  в порядке осуществления процедуры выпуска ценных бумаг, должны соответствовать Стандартам. Стандарты эмиссии ценных бумаг представляют собой совокупность требований, предъявляемых к эмитентам, принимаемым ими решениям о выпуске ценных бумаг, порядку их оплаты, к форме и содержанию ценных бумаг, информации о предстоящем их выпуске. Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии утверждены Постановлением ФКЦБ от 17 сентября 1996 г. № 19. В последующем в указанные Стандарты вносились изменения и дополнения Постановлениями ФКЦБ от 6 октября 1997 г. № 29, от 20 апреля 1998 г. № 9 и от 11 ноября 1998 г. № 47. Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций утверждены Постановлением ФКЦБ от 12 декабря 1997 г. № 8, в которые вносились изменения Постановлением ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. № 48. Соблюдение содержащихся в них требований является необходимым условием регистрации выпуска ценных бумаг, что, в свою очередь, делает возможным их размещение. Государственная регистрация ценных бумаг заключается в присвоении выпуску ценных бумаг государственного регистрационного номера. Выпуск ценных бумаг в обращение без государственной регистрации является незаконным. Такой выпуск влечет признание сделок купли-продажи ценных бумаг недействительными (ничтожными).14

Необходимо иметь в  виду, что из-за существенных различий в отношениях, складывающихся при осуществлении указанных процедур, установлены разные стандарты, которым они должны соответствовать. Так, например, если при создании акционерного общества или увеличении размера уставного капитала действующего акционерного общества руководствуются стандартами, установленными Постановлением ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. № 47, то при реорганизации коммерческих организаций эмиссия акций и облигаций регулируется иными стандартами Федеральной комиссии15. Специальные стандарты установлены и на случаи эмиссии акций и облигаций кредитных организаций16, а также ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами. В отдельных случаях отступление от установленных стандартов возможно только по решению Правительства и только в случаях, прямо указанных в законе.

Регистрация выпуска  ценных бумаг зачастую сопровождается регистрацией проспекта эмиссии. Последняя имеет место в случае размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Проспект эмиссии должен содержать данные об эмитенте, в том числе о его финансовом положении. Эти сведения не указываются лишь при создании акционерного общества, за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно-правовой формы. В числе прочих в регистрирующий орган сообщаются данные об уставном капитале эмитента.

Регистрации выпуска акций предшествует решение об их выпуске, которое принимается советом директоров акционерного общества или другим выполняющим его функции органом, а также органом юридического лица, имеющим полномочия на принятие такого решения. Решение о выпуске акций при учреждении акционерного общества принимается в соответствии с решением и договором о его создании. Аналогичным образом принимается решение о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем конвертации в них конвертируемых ценных бумаг.

Решение о выпуске  ценных бумаг подлежит утверждению  на собрании (заседании) уполномоченного  органа эмитента не позднее шести месяцев с момента его принятия.

Протоколы собраний (заседаний) органа, принявшего решение о размещении ценных бумаг, и органа, утвердившего это решение, направляются в числе других документов в регистрирующий орган, который проверяет их полномочия и соблюдение процедур принятия соответствующих решений.

О предстоящем выпуске ценных бумаг  эмитент обязан информировать участников гражданского оборота, в том числе их потенциальных владельцев. Однако такая обязанность существует у эмитента только в случае открытой (публичной) эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии. Информация о выпуске ценных бумаг предполагает обеспечение доступа к сведениям о предполагаемом выпуске ценных бумаг посредством публичного уведомления о порядке раскрытия информации до приобретения ценных бумаг потенциальными их владельцами в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение (ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Объем раскрываемой информации зависит  от того, предшествовали ли данному выпуску другие выпуски ценных бумаг, проспекты эмиссии которых подлежали регистрации. Если таких выпусков не было, то раскрытию подлежит лишь информация, содержащаяся в проспекте эмиссии и составляющая сведения об эмитенте, его финансовом положении и предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг. Если упомянутые выпуски ранее имели место, то дополнительно к приведенной информации эмитент обязан обеспечить доступ участников гражданского оборота к своим ежеквартальным отчетам и сообщить о существенных фактах, затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность. Процедурам размещения ценных бумаг путем подписки посвящено специальное Положение о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 20 апреля 1998 г. № 9.

Ежеквартальный отчет эмитента должен содержать данные о его  финансово-хозяйственной деятельности (бухгалтерском балансе, счетах прибылей и убытков на конец отчетного  квартала), фактах, повлекших увеличение чистой прибыли и убытков эмитента более чем на 20% в течение отчетного квартала по сравнению с предыдущим кварталом и некоторые другие сведения. К числу сообщений о существенных фактах – событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, относятся сведения об изменениях в списке лиц, входящих в органы управления эмитента (за исключением общего собрания), об изменениях в размере участия лиц, входящих в органы управления эмитента, в уставном капитале эмитента, а также его дочерних и зависимых обществ и об участии этих лиц в капитале других юридических лиц, если они владеют более чем 20% указанного капитала, об изменениях в списке владельцев (акционеров) эмитента, владеющих 20% и более уставного капитала эмитента, и некоторые другие.

Все перечисленные и другие факты, относимые к разряду существенных, должны направляться в регистрирующий орган для обеспечения доступности не позднее пяти рабочих дней с момента их появления. После регистрации выпуска акций эмитент может приступить к их размещению. При этом, однако, должно быть соблюдено рассмотренное выше правило об обеспечении доступности к информации о выпуске ценных бумаг. Закон запрещает размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске (п. 24 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Вместе с тем, по общему правилу, размещение ценных бумаг должно быть закончено по истечении одного года от даты начала эмиссии.

Информация о работе Правовое регулирование обращения акций