Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 04:44, дипломная работа
Практика функционирования государственного аппарата, его реорганизации, особенно в переломные периоды развития нашего государства, свидетельствует о необходимости периодически приводить работу государственной машины в соответствие с меняющимся укладом общественной жизни. Аппарат государства нуждается практически в постоянной корректировке его деятельности, включая совершенствование работы государственных служащих. Проблемы повышения эффективности работы государственных органов и их персонала, глубокого реформирования российской бюрократии пробудили живой и неподдельный интерес различных социальных групп российского общества, получили достаточно подробное освещение в целом ряде научных публикаций, появившихся в последнее время.
Глава I. Общая характеристика государственной гражданской службы в системе федеральных органов исполнительной власти 7
1.1. Понятие государственного управления, исполнительной власти и их соотношение 7
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации 16
1.3. Система государственной службы Российской Федерации. Место в ней государственной гражданской службы 30
Глава 2. Проблемы совершенствования правового регулирования государственной гражданской службы в Российской Федерации 48
2.1. Основные проблемы государственной гражданской службы в Российской Федерации на современном этапе 48
2.2. Пути преодоления проблем государственной гражданской службы. Административная реформа в Российской Федерации 54
В результате преобразований создается качественно новая модель государственной службы, которая идет на смену рациональной модели, созданной во многих странах под влиянием теории рациональной бюрократии Макса Вебера. Качественными параметрами рациональной модели государственной службы являются порядок, более или менее совершенная структура, определенная стратегия, подготовленные кадры, целенаправленное управление. Новая модель, которую часто называют бихевиористской (поведенческой), характеризуется качественно иными параметрами, выраженными в таких категориях, как творчество, новаторство, эффективность, эмоциональная атмосфера.
Процесс реформирования государственной службы рассчитан на сравнительно длительный период, поэтому обозначенные модели государственной службы управления, по крайней мере на ближайшую перспективу, будут дополнять друг друга и представлять некий симбиоз рациональности и творчества.
Наши теоретики административной реформы во многом повторили реформу кабинета Президента США, начатую А. Гором в 1993 г. Структура исполнительной власти США отличается удивительной стабильностью и в то же время способна на саморазвитие и внутреннее реформирование с учетом изменений во внешней среде, готова ответить на вызовы современности. Президентская форма правления в США означает, что президент сам формирует кабинет, подбирая министров, кандидатуры которых затем одобряет сенат. Федеральная структура исполнительной власти США состоит из трех видов государственных органов: административный аппарат Президента; министерства (департаменты); «независимые» агентства.
Данная структура представляется достаточно эффективной и гибкой для решения проблем и реализации государственных программ. В целом она соответствует принципу федерализма и президентской форме правления США.
Управления и службы административного аппарата президента непосредственно подчиняются президенту, он контролирует их деятельность. Часть этих управлений непосредственно связана с функционированием администрации президента, наиболее значимое место среди них занимают совет по национальной безопасности и административно-бюджетное управление. Другие управления и службы включены в аппарат президента для того, чтобы подкрепить их деятельность авторитетом президента и усилить их роль в важных областях, например, в науке и технологии, космосе и др.
Относительно министерств, в Конституции США нет четкого изложения функций и структуры исполнительной власти. Это позволяет вносить в исполнительную структуру необходимые изменения и создавать новые министерства по мере необходимости: например, в последний период увеличение министерств в США шло за счет создания государственных структур, отвечающих за социальные вопросы.
Важную роль в выполнении исполнительных функций играют «независимые» агентства, которые официально не входят в министерства. Они создаются Конгрессом США для решения отдельных вопросов, которые становятся актуальными и достаточно сложными, чтобы их можно было бы решить лишь одними законодательными актами.
Агентства разделяются на две группы. В первую группу входят те государственные ведомства, которые занимаются регулированием. Им даются определенные права по контролю над отдельными секторами экономики: это Федеральная резервная служба, федеральная комиссия по торговле, агентство по малому бизнесу и др. Вторая группа агентств обеспечивает специальные услуги как правительству, так и гражданам США — ЦРУ, Национальный научный фонд, агентство по управлению персоналом и т.д.
Независимые постоянные агентства являются объектом значительной критики. Многие политологи считают, что агентства находятся под влиянием тех самых отраслей промышленности чью деятельность они должны контролировать. Дело в том, что большинство членов комиссий в прошлом были сотрудниками частных предприятий и, как говорят критики, они больше заинтересованы в удовлетворении интересов предпринимателей, чем в обеспечении защиты населения. В этой критике есть доля правды, но также очевидно, что служащие агентств должны разбираться в той отрасли промышленности, которую они представляют.
Однако система государственного управления не стоит на месте: ведется работа по улучшению структуры государственных органов и налаживанию более эффективного взаимодействия между ними. Главная цель этих усилий состоит в том, чтобы сделать исполнительную власть в США более эффективной, ориентированной на потребности и интересы граждан.
Как оценить использование этого опыта в нашей стране? Анализируя административную реформу В РФ, можно выделить несколько новых положений, касающихся системы федеральных органов исполнительной власти:
1.
Систему федеральных
2. Новая структура правительства построена по функциональному принципу: федеральные министерства лишь определяют государственную политику и осуществляют нормативно-правовое регулирование во вверенной им сфере; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также некоторые специальные функции в области обороны, государственной безопасности и т.п.; федеральные агентства оказывают государственные услуги, осуществляют управление государственным имуществом, выполняют правоприменительные функции.
3.
Четко определены органы
4.
Одно из интересных новшеств
заключается в том, что
Однако реорганизация исполнительных органов не лишена некоторых недостатков:
1.
Федеральные органы
2.
В новой структуре
Система государственного управления в России на уровне центра и в субъектах Федерации, по существу, едина, поэтому реформа центра обязательно должна предполагать соответствующие изменения в органах государственного управления субъектов Федерации.
Главная цель реформы в России — обеспечение эффективности государственной службы, а основной метод — демократизация и профессионализация этой системы, изменение на практике стиля, методов работы аппарата в соответствии с принципами эффективного правового государства (законность, приоритет прав личности и т.п.). Особо следует сказать о двух важнейших условиях, без которых реформа будет обречена на имитацию или хаотичные метания, причем даже в том случае, если в российском обществе будут сохраняться тенденции развития в сторону свободного рыночного общества. Первое условие — наличие политической воли, которая сводится не только к искреннему желанию первого лица государства иметь современный и эффективный госаппарат (впрочем, в нашей стране и это немаловажно!), а к реальному и желательно осознанному интересу правящей политической элиты в настоящем, действительном совершенствовании государственного управления в России.
Второе
условие успешной реформы — ее
соответствующее материально-
В целом можно выделить две главные непосредственные причины административной реформы в нашей стране:
1.
Роль государства в
2.
Государственный аппарат
Однако реализовать эти возможности мы не можем в первую очередь из-за неэффективного управления данным потенциалом со стороны государства. Так, стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть мероприятий административной реформы. По ряду ее приоритетных направлений работы еще не начаты. Прежде всего это касается механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти, необходимых для работы в новых условиях. Не разработаны стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.
Должны получить развитие меры, направленные на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве и предусматривающие повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение лицензирования, проведения государственной регистрации, аккредитации, государственных экспертиз и других форм государственного регулирования административного характера.
Необходимо
разработать механизмы
Отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных процессов. Уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности органов государственной власти.
Должны
быть разработаны правовые и организационные
механизмы создания и ведения системы
порталов государственных услуг, обеспечивающих
свободный доступ пользователям информационно-
В основном административная реформа затронула федеральный уровень исполнительной власти. На региональном уровне она реализуется лишь в виде экспериментов.
По
свидетельству международных
В заключение настоящей главы дипломной работы представляется необходимым прийти к нижеследующим выводам:
В результате проведения административной реформы РФ введены такие новые положения относительно системы федеральных органов исполнительной власти:
1.
Систему федеральных
2. Новая структура правительства построена по функциональному принципу: федеральные министерства лишь определяют государственную политику и осуществляют нормативно-правовое регулирование во вверенной им сфере; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также некоторые специальные функции в области обороны, государственной безопасности и т.п.; федеральные агентства оказывают государственные услуги, осуществляют управление государственным имуществом, выполняют правоприменительные функции.
Информация о работе Правовое регулирование государственной гражданской службы