Правовое регулирование государственной гражданской службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 04:44, дипломная работа

Описание работы

Практика функционирования государственного аппарата, его реорганизации, особенно в переломные периоды развития нашего государства, свидетельствует о необходимости периодически приводить работу государственной машины в соответствие с меняющимся укладом общественной жизни. Аппарат государства нуждается практически в постоянной корректировке его деятельности, включая совершенствование работы государственных служащих. Проблемы повышения эффективности работы государственных органов и их персонала, глубокого реформирования российской бюрократии пробудили живой и неподдельный интерес различных социальных групп российского общества, получили достаточно подробное освещение в целом ряде научных публикаций, появившихся в последнее время.

Содержание

Глава I. Общая характеристика государственной гражданской службы в системе федеральных органов исполнительной власти 7
1.1. Понятие государственного управления, исполнительной власти и их соотношение 7
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации 16
1.3. Система государственной службы Российской Федерации. Место в ней государственной гражданской службы 30
Глава 2. Проблемы совершенствования правового регулирования государственной гражданской службы в Российской Федерации 48
2.1. Основные проблемы государственной гражданской службы в Российской Федерации на современном этапе 48
2.2. Пути преодоления проблем государственной гражданской службы. Административная реформа в Российской Федерации 54

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование государственной гражданской службы в системе федеральных органов исполнительной власти.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

     Также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"62 установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят наряду с федеральными министерствами, службами и агентствами государственные комитеты, которые в установленной для них сфере деятельности осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положениями об указанных органах исполнительной власти.

     Например, согласно  Указу Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах"63, были определены следующие приоритетные направления административной реформы в 2003 - 2004 годах:

     - ограничение вмешательства государства  в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

     - исключение дублирования функций  и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

     - развитие системы саморегулируемых  организаций в области экономики;

     - организационное разделение функций,  касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

     - завершение процесса разграничения  полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

     В соответствии с Распоряжением Правительства  РФ от 25.10.2005 N 1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах»64 целями административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах являются:

     - повышение качества и доступности  государственных услуг;

     - ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

     - повышение эффективности деятельности  органов исполнительной власти.

     Для достижения этих целей необходимо решение  следующих задач:

     - внедрение в органах исполнительной  власти принципов и процедур  управления по результатам;

     - разработка и внедрение стандартов  государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

     - реализация единой вертикально  интегрированной автоматизированной  системы мониторинга результативности  деятельности органов государственной  власти и органов местного  самоуправления по достижению  важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий (ГАС "Управление");

     - создание многофункциональных центров  предоставления государственных и муниципальных услуг;

     - организация предоставления государственных  услуг в электронной форме;

     - оптимизация функционирования органов  исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

     - повышение эффективности взаимодействия  органов исполнительной власти  и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

     - модернизация системы информационного  обеспечения органов исполнительной власти;

     - формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

     Согласно  Распоряжению Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах»65, в 2009 - 2010 годах в рамках административной реформы осуществляется работа по следующим направлениям:

     1. Создание многофункциональных центров  предоставления государственных и муниципальных услуг на территориях субъектов Российской Федерации;

     2. Переход федеральных органов исполнительной власти на оказание государственных услуг в электронном виде с использованием общероссийского государственного информационного центра.

     Сегодня, по существу, мы должны говорить о постоянной реорганизации работы государственного аппарата. Внедрение инноваций в деятельности чиновников должно стать важнейшим критерием оценки их эффективности. Однако это сделать весьма непросто. Рыночные структуры (фирмы, корпорации), находящиеся в условиях конкуренции, вынуждены в рамках естественного отбора, «автоматически» создавать и внедрять новое в своей работе для того, чтобы обеспечить свое выживание Государственные органы — монополисты в своей области, поэтому механизм поиска и внедрения эффективных инноваций может быть создан только сверху, со стороны главы государства и других политических структур. При этом, разумеется, они должны исходить из интересов населения, общества в целом.

     Россия  — страна с богатыми историческими  традициями, в том числе в области  государственного строительства. Наиболее заметными реформами в этой сфере были реформы Ивана Грозного, Петра I, В.И. Ленина, И.В. Сталина. Строительство новой России в 90-х годах XX в. было вполне сопоставимым с вышеуказанными преобразованиями.

     Обобщая исторический опыт реорганизации государственного управления в нашей стране, можно отметить следующие особенности:

     1. Преобразования инициировались  первыми лицами государства, причем далеко не всегда их инициативы были сразу поняты и поддержаны обществом.

     2.  Успешными (т.е. доведенными до конца) были только те реформы, где сопротивление чиновничества переменам подавлялось жестко и бескомпромиссно, часто в форме репрессий.

     3.  Как правило, преобразования не  имели серьезной научной основы и проводились по наитию, на основе интуиции или простого здравого смысла.

     4.   Очень редко учитывались национально-исторические  особенности российского общества, чаще имело место организационное  или идеологическое заимствование иностранного опыта.

     5.   Практически не учитывался позитивный  опыт, накопленный в рамках предыдущей системы государственного управления.

     6.  Даже назревшие и системные  преобразования давались очень  дорогой ценой, зачастую приводя к смуте или гражданской войне.

     7.  Население никогда не привлекалось  ни к поиску путей повышения эффективности работы госаппарата ни к реализации и оценке этих преобразований66.

     Таким образом, мы видим, что исторический опыт, «сын ошибок трудных», требует от нас более серьезно, внимательно и ответственно подходить к характеристике и оценке современной административной реформы. Россия как сложное государственное образование требует к себе бережного и, как подчеркивал бывший Президент Российской Федерации В.В. Путин, профессионального отношения67.

     На  рубеже 70—80-х годов в большинстве западных стран была осознана необходимость коренной модернизации государственной службы. Необходимость модернизации была вызвана следующими факторами. Целый ряд стран вступил в этап постиндустриального развития. Для нового этапа характерны более высокая динамика социально-экономических изменений, широкое внедрение в производство и другие сферы передовых информационных технологий. Под влиянием изменений значительно возросла квалификация средних слоев общества, сократилась дистанция между социальными группами и слоями. Радикально изменился контекст государственной деятельности, характерными чертами которой стали: кризис традиционного государства, приватизация государственной собственности, интернационализация экономического пространства, невиданные ранее процессы политической и экономической интеграции. Все эти изменения вызвали необходимость коренного совершенствования, перестройки существующих систем государственной службы.

     Наряду  с объективным сработал и субъективный фактор - осознание кризисного состояния государственной службы руководителями, политическими деятелями многих стран. Стали подвергаться критике такие стороны государственной службы как ее чрезмерная бюрократизация, формализм, ориентация на процесс, а не на конечный результат, игнорирование интересов потребителя, затратный характер, отчуждение граждан от органов государственного управления. Все это заставило политиков пойти на разработку и реализацию программы реформирования государственной службы, ее коренной модернизации. Не останавливаясь на специфике национальных программ, целесообразно проанализировать принципы, которые положены в основу реформирования государственной службы в большинстве развитых стран. Таких принципов несколько68.

     Прежде  всего это принцип демократизации государственного управления и государственной службы. По мнению западных специалистов, для этого необходимо поставить государственную службу в большую зависимость от интересов общества, обеспечив ее открытость, широкую информированность и коммуникабельность.

     Второй  принцип — это принцип распределения полномочий по вертикали, что означает установление новых, паритетных отношений между центральными, региональными и местными органами управления, создание условий общей заинтересованности в повышении эффективности государственной службы.

     Принцип ориентации на клиента — третий принцип. Интересы клиента, потребителя продукции административных служб должны стать главной заботой правительства, государственных органов, госслужащих. С этой целью планируется внедрить в систему управления рыночные механизмы (конкурентная среда, оценка эффективности со стороны конечных потребителей государственных услуг и т.д.); создать такую обстановку, которая заставляла бы управленцев поставить обслуживание клиентов на такой же уровень, как и в самых передовых частных компаниях.

     Четвертый принцип — принцип ориентации на конечный результат. Прежняя система государственной службы была больше ориентирована на процесс, чем на результат. Теперь в основу оценки деятельности всех государственных служб в США и других странах поставлен иной, по сравнению с затратным, критерий — конечный результат. Если он не достигнут, значит, тот или иной государственный институт становится банкротом и подлежит упразднению, реорганизации и т.д.

     Пятый принцип — принцип рентабельности. Принцип рентабельности находит свое выражение в экономном расходовании правительством государственных средств на свою собственную деятельность. Это достигается разными путями, например, путем сокращения штатов, рационализации управленческих процедур, передачи части управленческих функций частным компаниям, повышения стоимости товаров и услуг, предоставляемых государственным сектором, в том числе государственной службой, и т.д.

     Принцип простоты управления — принцип шестой. Он вызван к жизни необходимостью повышения уровня оперативности управления. А это, в свою очередь, требует упрощения управленческих структур, процедур выработки и принятия решения, повышения самостоятельности оперативных единиц, ответственности исполнителей за реализацию принятых директив.

     Кроме того, почти везде в мире правительства  экспериментируют с идеями нового государственного менеджмента, что предполагает широкое использование в государственной службе методов работы, применяемых в частном секторе. Среди них прежде всего следует отметить методы стратегического планирования, бригадного характера работы в процессе принятия решения, оценки качества исполнения служебных обязанностей, уменьшения количества уровней руководства, приведение заработка служащих в соответствие с количеством, качеством, сложностью труда и др.

Информация о работе Правовое регулирование государственной гражданской службы