Правовое регулирование государственной гражданской службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 04:44, дипломная работа

Описание работы

Практика функционирования государственного аппарата, его реорганизации, особенно в переломные периоды развития нашего государства, свидетельствует о необходимости периодически приводить работу государственной машины в соответствие с меняющимся укладом общественной жизни. Аппарат государства нуждается практически в постоянной корректировке его деятельности, включая совершенствование работы государственных служащих. Проблемы повышения эффективности работы государственных органов и их персонала, глубокого реформирования российской бюрократии пробудили живой и неподдельный интерес различных социальных групп российского общества, получили достаточно подробное освещение в целом ряде научных публикаций, появившихся в последнее время.

Содержание

Глава I. Общая характеристика государственной гражданской службы в системе федеральных органов исполнительной власти 7
1.1. Понятие государственного управления, исполнительной власти и их соотношение 7
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации 16
1.3. Система государственной службы Российской Федерации. Место в ней государственной гражданской службы 30
Глава 2. Проблемы совершенствования правового регулирования государственной гражданской службы в Российской Федерации 48
2.1. Основные проблемы государственной гражданской службы в Российской Федерации на современном этапе 48
2.2. Пути преодоления проблем государственной гражданской службы. Административная реформа в Российской Федерации 54

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование государственной гражданской службы в системе федеральных органов исполнительной власти.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

     3.  Четко определены органы исполнительной  власти, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации, и органы исполнительной власти, возглавляемые непосредственно Правительством РФ. Соответственно, полномочия и функции исполнительных органов для первой группы определяются указами Президента, а для второй — постановлениями Правительства.

     4.  Федеральные службы и агентства находятся в ведении федеральных министерств. Министерства осуществляют координацию и контроль подведомственных федеральных служб и федеральных агентств.

     Однако  реорганизация исполнительных органов имеет следующие недостатки:

     1.  Федеральные органы исполнительной  власти фактически поделены на две группы: подчиняющиеся Президенту и находящиеся в подчинении Правительства. Не совсем понятно такое разделение этих групп, степень их ответственности, характер взаимодействия, ведущие к образованию двух относительно самостоятельных структурных систем исполнительной власти: президентской и правительственной.

     2.   В новой структуре правительства  функции надзора и контроля отданы федеральным службам. Вместе с тем к полномочиям федеральных министерств относится также контроль деятельности находящихся в их ведении служб. Таким образом, возникает явное противоречие: федеральные службы, осуществляющие надзор и контроль в определенной сфере деятельности, в том числе и за чиновниками министерства, сами находятся в подчинении этого министерства.

     3. Система государственного управления в России на уровне центра и в субъектах Федерации, по существу, едина, поэтому реформа центра обязательно должна предполагать соответствующие изменения в органах государственного управления субъектов Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     На  основании проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы:

     1. В определении понятия государственного управления должно быть теоретически выражено общее и специфическое, характерное для его сущности как политико-административного воздействия государственных властных институтов на общество.

     В соответствии с этим подходом можно  сформулировать следующую дефиницию: государственное управление — это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.

     2. В отношении соотношения исполнительной власти и государственного управления, представляется возможным сделать выводы о том, что исполнительная власть - не один из видов государственной деятельности, а именно - деятельности управленческой, а - сущность, содержание этой деятельности. В связи с чем государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность государства, осуществляемая специально уполномоченными на это государственными органами, представляет собой внешнее проявление, форму реализации исполнительной власти.

     3. Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов.

     4.  Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определенную роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.

     5. Государственная гражданская служба связана с практическим осуществлением целей и функций государства, с государственным управлением и определяется характером государственной власти. Она осуществляется государственными гражданскими служащими на должностях государственной гражданской службы в государственных органах законодательной, исполнительной и судебной власти.

     Становление государственной гражданской службы в данном качестве ведет к формированию новой подотрасли права - служебного права, опирающегося на межотраслевые нормативные правовые акты, которые различным образом влияют на институт государственной гражданской службы. Межотраслевое регулирование государственной гражданской службы опирается на нормы конституционного, административного, гражданского, служебного и трудового права.

     7. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., определяющей систему государственных органов и общий правовой статус государственных служащих, данная категория лиц - представителей государства имеет определенные общие конституционные и профессиональные права, обязанности и гарантии.

     8. Формирование институтов государственной гражданской службы и «служебного» законодательства в целом призвано стать одним из приоритетных направлений процесса обновления государственной гражданской службы. Темпы, стадии, методы и содержание становления данных институтов зависят, прежде всего, от наличия адекватной стратегии и политической воли центральных органов государства, типологических характеристик политического режима и характера их эволюции.

     9. В результате проведения административной реформы РФ введены такие новые положения относительно системы федеральных органов исполнительной власти:

     -   Систему федеральных исполнительных органов образуют три вида государственных органов: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

     -   Новая структура правительства построена по функциональному принципу: федеральные министерства лишь определяют государственную политику и осуществляют нормативно-правовое регулирование во вверенной им сфере; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также некоторые специальные функции в области обороны, государственной безопасности и т.п.; федеральные агентства оказывают государственные услуги, осуществляют управление государственным имуществом, выполняют правоприменительные функции.

     -  Четко определены органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации, и органы исполнительной власти, возглавляемые непосредственно Правительством РФ. Соответственно, полномочия и функции исполнительных органов для первой группы определяются указами Президента, а для второй — постановлениями Правительства.

     -  Федеральные службы и агентства находятся в ведении федеральных министерств. Министерства осуществляют координацию и контроль подведомственных федеральных служб и федеральных агентств.

     10. Однако реорганизация исполнительных органов имеет следующие недостатки:

     -  Федеральные органы исполнительной власти фактически поделены на две группы: подчиняющиеся Президенту и находящиеся в подчинении Правительства. Не совсем понятно такое разделение этих групп, степень их ответственности, характер взаимодействия, ведущие к образованию двух относительно самостоятельных структурных систем исполнительной власти: президентской и правительственной.

     -   В новой структуре правительства функции надзора и контроля отданы федеральным службам. Вместе с тем к полномочиям федеральных министерств относится также контроль деятельности находящихся в их ведении служб. Таким образом, возникает явное противоречие: федеральные службы, осуществляющие надзор и контроль в определенной сфере деятельности, в том числе и за чиновниками министерства, сами находятся в подчинении этого министерства.

     - Система государственного управления в России на уровне центра и в субъектах Федерации, по существу, едина, поэтому реформа центра обязательно должна предполагать соответствующие изменения в органах государственного управления субъектов Федерации.

     - Сложные, системные и глубокие преобразования можно реализовать только на профессиональной основе. Так, для того чтобы провести серьезную реорганизацию своего предприятия, руководитель приглашает специалистов — управленческих консультантов. Однако в России до сих пор нет государственного органа, который оценивал бы эффективность государственного и муниципального управления профессионально и соответственно готовил его преобразование. Комиссионный подход, который практикуется у нас в настоящее время, не позволяет профессионально и ответственно решать эти проблемы. Многочисленные и в принципе безответственные комиссии это достаточно наглядно демонстрируют.

     - Отсутствие системности и концептуальной основы преобразований зачастую приводит только к дезорганизации госаппарата, к организационной и кадровой нестабильности государственных структур.

 

Список использованной литературы

     I. Нормативно-правовые акты 
 

      
  1. Конституция Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 22.07.2010) "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
  3. Федеральный Закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
  4. Федеральный Закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
  5. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 11.03.2010) "О воинской обязанности и военной службе"  // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
  6. Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
  7. Указ Президента РФ от 24.12.2009 N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 52 (1 ч.). Ст. 6536.
  8. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 27.08.2010) "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ.  2007. N 40. Ст. 4717.
 
      
  1. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и  координации деятельности органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных исполнительной власти" // СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2730.
  2. Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"// СЗ РФ. 2004. N 21, ст. 2023.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 22.06.2010) // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
  4. Указ Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" // СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (с изм. и доп.) «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.
  6. Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 22.07.2010) Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70.
  7. Постановление Госкомтруда СССР от 09.09.1967 N 443 "Об утверждении Единой номенклатуры должностей служащих" (утратил силу)  // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1967. N 11.
  8. Декрет СНК РСФСР от 21.12.1922 г. "Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях" (утратил силу) // СУ РСФСР. 1923. N 1. Ст. 8.

      Научная литература 

      
  1. Административная  реформа в России. Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  2. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2008.
  3. Андреев Д., Бордюгов Г. Пространство власти от Владимира Святого до Владимира Путина. - СПб., 2004.
  4. Ардашкин В.Д. Конституционный строй Российской Федерации: основы, структура, проблемы развития.. // Теория государства и права: Сб. трудов. / Отв. ред. В.Д. Ардашкин.  – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2008.
  5. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография. - М., 2002.
  6. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2007.
  7. Бахрах Д.Н. Государственная служба России: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2009.
  8. Бирюков Н.И. Российская государственность: от кризиса к устойчивому развитию (теоретико-методологическое исследование): Монография. - М., 2006.
  9. Бобров А.М. Поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации как элемент прохождения государственной правоохранительной службы // Административное право и процесс. 2010. N 3.
  10. Валеев, Х.А. Государственная гражданская служба как институт российского права: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. /Х.А. Валеев. - М., 2006.
  11. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  12. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. - Ростов н/Д, 2000.
  13. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционально-функциональный анализ. - М., 2008.
  14. Какимжанов М.Т. Государственная служба в России: история и современность // История государства и права. 2008. N 12.
  15. Калганова Л.А. Соотношение и взаимодействие понятий государственного управления и менеджмента // Юрист. 2006. N 11.
  16. Козбаненко В.А. Основы государственной службы и кадровой политики Российской Федерации. - М., 2009.
  17. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. - М.: Издательство Института проблем риска, 2006.
  18. Машаров И.М. Государственное управление как категория российского административного права: исторический аспект и современное понимание // История государства и права. 2006. N 9.
  19. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций. – М.: Проспект, 2009.
  20. Мельников В.П. Государственная служба в России. - М.: Изд-во РАГС, 2005.
  21. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / под ред. Г.Н. Комковой. - Саратов: Научная книга, 2008.
  22. Российский Б.В. Административное право: Учебно-методическое и практическое пособие. - М.: Право и закон, 2009.
  23. Сморгунов Л.В. Административные реформы в западных странах: сравнительный анализ // Сравнительное государственное управление. Теория, реформы, эффективность. – СПб, 2000.
  24. Соломатин Е.Ю. Международный опыт правового регулирования государственной гражданской службы: Актуальные вопросы для российских реформ // Международное публичное и частное право. 2006. N 5.
  25. Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (постатейный). - М.: ЮРКОМПАНИ, 2009.
  26. Тихомиров Ю.А. Административное усмотрение и право // Журнал российского права. 2000. N 4.
  27. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2007.
  28. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. - М., 2009.
  29. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - М.: АСТ, 2008.
  30. Трунцевский Ю.В. Реформа органов внутренних дел: наука и практика об их модернизации // Российский следователь. 2010. N 4. С. 32 - 34.
  31. Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2008.
  32. Хаманева Н.Ю.  Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 2009.
  33. Чернобель Г.Т. Институциональная детерминанта системы государственного управления // Журнал российского права. 2008. N 4.
  34. Чиркин В.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ,  2009.
  35. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. - М., 2004.
  36. Юсупов И.Н. К вопросу о путях оптимизации государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 3.

Информация о работе Правовое регулирование государственной гражданской службы