Правовое регулирование деятельности общественных объединений РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 04:42, курсовая работа

Описание работы

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве.

В СССР насчитывалось свыше 800 видов объединений различного профиля. Поскольку система общественных объединений каждого вида строилась по принципу центр – местные органы, объединения, как правило, до района включительно, есть все основания считать, что в Российской Федерации их не меньше, а с учетом появления в последние годы новых и многочисленных политических партий, народных движении, блоков объединений и так далее, надо полагать, что численность объединений не уменьшается, а возрастает. В Конституции РФ в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство объединений перед Законом.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.DOC

— 194.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы работы обусловлена огромной значимостью общественных объединений в государстве и повышает эффективность правового регулирования общественных отношений.

     Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в  самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии. Например, во всем мире наблюдается рост числа политических партий, спортивных объединений, объединений по профессии, по охране окружающей среды и так  далее.

     В СССР насчитывалось свыше 800 видов объединений различного профиля. Поскольку система общественных объединений каждого вида строилась по принципу центр – местные органы, объединения, как правило, до района включительно, есть все основания считать, что в Российской Федерации их не меньше, а с учетом появления в последние годы новых и многочисленных политических партий, народных движении, блоков объединений и так далее, надо полагать, что численность объединений не уменьшается, а возрастает. В Конституции РФ в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство объединений перед Законом.

     Целью данной работы является анализ развития правового регулирования деятельности общественных объединений РФ.

     Исходя  из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие общественного объединения;

2) рассмотрение правового регулирования создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных объединений;

     Предмет исследования – нормы права, регулирующие деятельность общественных организаций в Российской Федерации.

     Объект  исследования – правовые отношения, складывающиеся в сфере организации  и деятельности общественных организаций в Российской Федерации.

     Теоретическую основу работы составляют труды таких  ученых как Зайцева Е.В. «Общественные объединения в системе российского общества: конституционно-правовые вопросы», Шабаганова Н.Ю. «Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации» и другие.

Основной нормативной базой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 22.07.2010 N 164-ФЗ), Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ  «О политических партиях» (в ред. от 16 июля 2010 г., N 29, ст. 2950) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО  СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 

     1.1. Понятие общественного объединения 

     Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.1

     Не  могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     Право граждан на создание общественных объединений  реализуется как непосредственно  путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

     Учредителями  общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие  съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав  общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

     Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного  объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

     Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

     Право на объединение, гарантированное ст.30 Конституции РФ,  принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, не только российским гражданам. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. 2

     Ограничение пользования этим правом может быть предусмотрено законом в некоторых случаях и для российских граждан. Возможность таких ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, милиции или административных органов государства, допускается, например, ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

     Военнослужащие  могут состоять лишь в тех объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. 3

     Общественные  объединения могут создаваться  в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Их особенности раскрываются в ст. 8-12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации), образуя новые общественные объединения. Действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения, представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

     Самостоятельным видом общественных объединений, требующим  отдельной регламентации в силу своей значимости, являются политические общественные объединения. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

     Общественной  организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное  на основе совместной деятельности для  защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. К общественным организациям относятся политические партии, профсоюзы, спортивные, молодежные (Российский Союз Молодежи), творческие (союзы писателей, художников, архитекторов, инвалидов и т. д.) и иные объединения. Например, Общественная организация «Армия воли народа», «инвалидов с детства» и другие.

     Общественным  движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно  полезные цели, поддерживаемые участниками  общественного движения. Посредством участия в общественных движениях граждане имеют возможность в цивилизованных формах общаться с государством и обществом, донося свои требования.  общественные движения могут быть структурно не оформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включать группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках. Например, общественное движение «В защиту Москвы», «Россия, вперед!», общественное движение Дарьи Макаровой «Здравоохранение — детям».

     Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Например, Общественный фонд помощи детям сиротам «Содействие», «Центр Национальной Славы России», «Деловая перспектива».4

     Общественным  учреждением является не имеющее  членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

     Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

     Политическим  общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в  числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

     Политическим  общественным объединением не может  быть признано: - объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности; - объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций; - объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам); - объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям; - объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями; - объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов; - объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.

     В основе выделения вышеуказанных организационно-правовых форм лежат цели деятельности, обязательность членства или отсутствие такового.

     В зависимости от территориальной  сферы деятельности можно говорить о таких видах общественных объединений как общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

     Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с  уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

     Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

     Согласно  ч. 4 ст. 14 Закона под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

     Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

     Общероссийские  общественные объединения могут  использовать в своих названиях  наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.5

     Особенности создания, функционирования отдельных  видов общественных объединений  устанавливаются специальными законами.

     Политическая  партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.6

     Немаловажную  роль играют благотворительные организации  фонды, профессиональные союзы, религиозные  организации, а также различные  культурно-просветительские общества, творческие союзы и землячества. Они проводят благотворительные мероприятия, решают проблемы трудоустройства, обеспечивают пункты первичного приема и центры временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев материальными и финансовыми средствами, создают приюты для наиболее незащищенных лиц при монастырях, церквях; содействуют интеграции их в новой среде и быстрейшей адаптации среди остального населения; привлекают общественное внимание к бедственному положению этих лиц в целях оказания им помощи и поддержки.7

Информация о работе Правовое регулирование деятельности общественных объединений РФ