Правовое регулирование деятельности общественных объединений РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 04:42, курсовая работа

Описание работы

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве.

В СССР насчитывалось свыше 800 видов объединений различного профиля. Поскольку система общественных объединений каждого вида строилась по принципу центр – местные органы, объединения, как правило, до района включительно, есть все основания считать, что в Российской Федерации их не меньше, а с учетом появления в последние годы новых и многочисленных политических партий, народных движении, блоков объединений и так далее, надо полагать, что численность объединений не уменьшается, а возрастает. В Конституции РФ в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство объединений перед Законом.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.DOC

— 194.50 Кб (Скачать)

     2.2. Правовое регулирование деятельности общественных объединений 

     В соответствии с общепризнанными  нормами международного права Конституция  Российской Федерации устанавливает  ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Статья 13 п. 5 определяет: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

     Общественные  организации, созданные и зарегистрированные в установленном законом порядке, участвуют в решении задач  управления обществом и государством в пределах своих уставных положений.

     Государство и общественные объединения являются самостоятельными элементами политической системы, механизма народовластия. Каждый из них образуется в установленном  порядке, имеет свою структуру, задачи и функции. Вместе с тем эти элементы тесно взаимодействуют между собой при приоритетной роли государства.

     В настоящее время деятельность общественных объединений регулируется Федеральными законами "Об общественных объединениях" от 19 мая 1998 года и "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые общественные объединения должны регистрироваться в установленном законом порядке и могут приобретать права юридического лица. Учредителями, членами и участниками общественного объединения могут быть как физические, так и юридические лица.22

     Исходным  в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.

     Законом определены важнейшие требования к  содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

     Государство  не  руководит  деятельностью  общественных объединений. Действует  принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних   в деятельность указанных органов и их должностных лиц.

     Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, отношения с бюджетом, источники их средств и т.п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Во всех случаях, когда отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации. Формы взаимодействия между ними – согласование или участие в  обсуждении и решении вопросов.

     Вместе  с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.

     Общественные  объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в  установленных законом случаях  и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным.23 Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Преследуются в  соответствии с законом создание и деятельность общественных объединений,  посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

     Участие или  неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод,  в  том числе условием занятия должности в государственной организации, либо основанием   для   неисполнения   обязанностей, предусмотренных законом.

     Требование  об указании в официальных документах на членство в том или ином общественном объединении не допускается. На     работников     аппарата     общественных    объединений распространяется     законодательство    о   труде,     а    также законодательство о социальном страховании трудящихся.24

     Нормативную правовую основу взаимодействия государства  и общественных объединений в  субъектах Российской Федерации, с  одной стороны, составляют законы, программы, подзаконные акты, касающиеся  в целом региональной молодежной политики, с другой стороны, законы, программы, подзаконные акты, касающиеся непосредственно государственной поддержки региональных общественных объединений. Практика работы подтверждает, что в тех регионах, где приняты самостоятельные законы о мерах поддержки общественных объединений, более эффективно строится и взаимодействие государственных органов с общественным сектором.

     Институту ликвидации (запрета) принадлежит важное место в механизме государственно-правового контроля за деятельностью общественных объединений. Применение данной санкции должно быть направлено на устранение общественных структур, нарушающих закон, и создание препятствий для возобновления их деятельности в будущем.

     Практика  показывает, что запрещенные объединения  находят различные способы возобновления  своей деятельности. Следует признать, что в этом отношении институт ликвидации общественных объединений недостаточно развит. Следует отметить, что в отдельных государствах существует практика ограничения права на объединения. В частности, согласно ст. 18.2 Основного закона ФРГ тот, кто злоупотребляет свободой объединения для борьбы против основ свободного демократического строя, лишается этого права на основании решения Конституционного Суда. При этом указанные лица должны быть ограничены прежде всего в реализации ими права на объединение. В отечественной юридической литературе обоснованы предложения о целесообразности введения аналогичных мер ответственности и в российское законодательство.25

     В общественных объединениях, образованных по интересам, реализуется задача раскрытия  творческого потенциала личности. Это  общества рыбаков и охотников, общества любителей животных, общества автомобилистов, радиолюбителей, книголюбов, бардовские клубы и т.д. Общественные движения позволяют людям совместно проводить досуг, решать проблемы одиночества, социального отчуждения, проблемы, связанные с их общими интересами, делают жизнь членов этих объединений более насыщенной и яркой. Особенно важно, что многие организации "по интересам" привлекают к своей деятельности молодежь.

     Свобода деятельности общественных объединений  как основа демократической организации  общества определяет политическое, идеологическое многообразие и многопартийность, их равенство перед законом.

     Общественные объединения, находящиеся на территории Забайкальского края, обязаны соблюдать Устав Забайкальского края, законы и иные нормативные правовые акты края, а на территории соответствующего муниципального образования – также муниципальные правовые акты. Ущерб, причиненный общественным объединениям в результате принятия противоречащих федеральному и краевому законодательству законов края, решений Законодательного Собрания края, Правительства края, иных исполнительных органов государственных власти, государственных органов края, их должностных лиц, а также совершения иных неправомерных действий или бездействия при исполнении служебных обязанностей, возмещается на основании решения суда.

       Для обеспечения взаимодействия граждан, проживающих на территории края, с органами государственной власти края и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законом края может быть создана Общественная палата Забайкальского края.

     Действия  органов государственной власти края, общественных объединений, наносящие вред окружающей среде, могут быть ограничены, приостановлены либо полностью запрещены в соответствии с федеральными законами.26

     Вывод: Для членства в различных общественных объединениях законодателями установлены занятия определенной деятельностью. 

     2.3. Правовое регулирование реорганизации и ликвидации общественных объединений 

     Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или  общего собрания. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественного объединения осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.

     Имущество общественного объединения, являющегося  юридическим лицом, переходит после  его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо судом по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»

     Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после  удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения,- на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

     Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения указанного объединения из единого государственного реестра юридических лиц.

     Финансовые  органы осуществляют контроль за источниками  доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств  и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

     Надзор  и контроль за выполнением общественными  объединениями существующих норм и  стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и  иными органами государственного надзора и контроля. 27

     Виды  ответственности определены федеральными законами "Об общественных объединениях  и "О некоммерческих организациях". А также специальными законами для  отдельных видов общественных объединений. В названных Законах перечислены формы такой ответственности. Ими могут быть предупреждение, приостановление деятельности и ликвидация соответствующей организации. Так, на основании Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае, если некоммерческая организация совершила действия, противоречащие ее целям и настоящему Федеральному закону, некоммерческой организации может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором внесено представление об устранении нарушений.28

     В случае вынесения некоммерческой организации  более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация  может быть ликвидирована по решению  суда в определенном законодательством порядке.29

     На  основании Федерального закона "Об общественных объединениях" их деятельности может быть приостановлена в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов  Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по решению суда в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

     В случае нарушения общероссийскими  и международными общественными  объединениями законодательства Российской Федерации, а также совершения действий, противоречащих уставным целям, Прокуратура Российской Федерации вправе вносить в руководящие органы данных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливать срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности общественных объединений РФ