Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 04:42, курсовая работа
Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве.
В СССР насчитывалось свыше 800 видов объединений различного профиля. Поскольку система общественных объединений каждого вида строилась по принципу центр – местные органы, объединения, как правило, до района включительно, есть все основания считать, что в Российской Федерации их не меньше, а с учетом появления в последние годы новых и многочисленных политических партий, народных движении, блоков объединений и так далее, надо полагать, что численность объединений не уменьшается, а возрастает. В Конституции РФ в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство объединений перед Законом.
2.2.
Правовое регулирование деятельности
общественных объединений
В соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция Российской Федерации устанавливает ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Статья 13 п. 5 определяет: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".
Общественные
организации, созданные и зарегистрированные
в установленном законом
Государство и общественные объединения являются самостоятельными элементами политической системы, механизма народовластия. Каждый из них образуется в установленном порядке, имеет свою структуру, задачи и функции. Вместе с тем эти элементы тесно взаимодействуют между собой при приоритетной роли государства.
В настоящее время деятельность общественных объединений регулируется Федеральными законами "Об общественных объединениях" от 19 мая 1998 года и "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые общественные объединения должны регистрироваться в установленном законом порядке и могут приобретать права юридического лица. Учредителями, членами и участниками общественного объединения могут быть как физические, так и юридические лица.22
Исходным
в определении статуса
Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.
Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних в деятельность указанных органов и их должностных лиц.
Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, отношения с бюджетом, источники их средств и т.п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Во всех случаях, когда отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации. Формы взаимодействия между ними – согласование или участие в обсуждении и решении вопросов.
Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.
Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным.23 Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Преследуются в соответствии с законом создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.
Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, в том числе условием занятия должности в государственной организации, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом.
Требование об указании в официальных документах на членство в том или ином общественном объединении не допускается. На работников аппарата общественных объединений распространяется законодательство о труде, а также законодательство о социальном страховании трудящихся.24
Нормативную правовую основу взаимодействия государства и общественных объединений в субъектах Российской Федерации, с одной стороны, составляют законы, программы, подзаконные акты, касающиеся в целом региональной молодежной политики, с другой стороны, законы, программы, подзаконные акты, касающиеся непосредственно государственной поддержки региональных общественных объединений. Практика работы подтверждает, что в тех регионах, где приняты самостоятельные законы о мерах поддержки общественных объединений, более эффективно строится и взаимодействие государственных органов с общественным сектором.
Институту ликвидации (запрета) принадлежит важное место в механизме государственно-правового контроля за деятельностью общественных объединений. Применение данной санкции должно быть направлено на устранение общественных структур, нарушающих закон, и создание препятствий для возобновления их деятельности в будущем.
Практика
показывает, что запрещенные объединения
находят различные способы
В общественных объединениях, образованных по интересам, реализуется задача раскрытия творческого потенциала личности. Это общества рыбаков и охотников, общества любителей животных, общества автомобилистов, радиолюбителей, книголюбов, бардовские клубы и т.д. Общественные движения позволяют людям совместно проводить досуг, решать проблемы одиночества, социального отчуждения, проблемы, связанные с их общими интересами, делают жизнь членов этих объединений более насыщенной и яркой. Особенно важно, что многие организации "по интересам" привлекают к своей деятельности молодежь.
Свобода деятельности общественных объединений как основа демократической организации общества определяет политическое, идеологическое многообразие и многопартийность, их равенство перед законом.
Общественные объединения, находящиеся на территории Забайкальского края, обязаны соблюдать Устав Забайкальского края, законы и иные нормативные правовые акты края, а на территории соответствующего муниципального образования – также муниципальные правовые акты. Ущерб, причиненный общественным объединениям в результате принятия противоречащих федеральному и краевому законодательству законов края, решений Законодательного Собрания края, Правительства края, иных исполнительных органов государственных власти, государственных органов края, их должностных лиц, а также совершения иных неправомерных действий или бездействия при исполнении служебных обязанностей, возмещается на основании решения суда.
Для обеспечения взаимодействия граждан, проживающих на территории края, с органами государственной власти края и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законом края может быть создана Общественная палата Забайкальского края.
Действия органов государственной власти края, общественных объединений, наносящие вред окружающей среде, могут быть ограничены, приостановлены либо полностью запрещены в соответствии с федеральными законами.26
Вывод:
Для членства в различных общественных
объединениях законодателями установлены
занятия определенной деятельностью.
2.3.
Правовое регулирование реорганизации
и ликвидации общественных объединений
Реорганизация
общественного объединения
Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо судом по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»
Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения,- на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.
Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения указанного объединения из единого государственного реестра юридических лиц.
Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.
Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля. 27
Виды
ответственности определены федеральными
законами "Об общественных объединениях
и "О некоммерческих организациях".
А также специальными законами для
отдельных видов общественных объединений.
В названных Законах
В случае вынесения некоммерческой организации более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в определенном законодательством порядке.29
На
основании Федерального закона "Об
общественных объединениях" их деятельности
может быть приостановлена в случае
нарушения Конституции
В случае нарушения общероссийскими и международными общественными объединениями законодательства Российской Федерации, а также совершения действий, противоречащих уставным целям, Прокуратура Российской Федерации вправе вносить в руководящие органы данных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливать срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации.
Информация о работе Правовое регулирование деятельности общественных объединений РФ