Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 04:42, курсовая работа
Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве.
В СССР насчитывалось свыше 800 видов объединений различного профиля. Поскольку система общественных объединений каждого вида строилась по принципу центр – местные органы, объединения, как правило, до района включительно, есть все основания считать, что в Российской Федерации их не меньше, а с учетом появления в последние годы новых и многочисленных политических партий, народных движении, блоков объединений и так далее, надо полагать, что численность объединений не уменьшается, а возрастает. В Конституции РФ в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство объединений перед Законом.
Вывод: общественные объединения в современной России в рамках построения гражданского общества можно условно подразделить на две группы: первую составляют общественные объединения, активно влияющие на политику государства; вторую группу составляют общественные объединения, оказывающие на формирование политики небольшое влияние, но активно участвующие в ее реализации.
1.2. Содержание и
гарантии права на объединение
Каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.
Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права. Пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и милиции. 8
Никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию.9
Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны, тем самым, исключив возможность существования в России государственной или обязательной идеологии и сделав возможным становление и развитие политической системы страны. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 10
Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:
1)
беспрепятственно
2)
пропагандировать свои взгляды,
3)
вести активную деятельность
по внедрению идеологии в
4)
публично защищать свои
5)
требовать по суду или через
иные органы государства
Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет и не может иметь приоритета перед другими, который бы закреплялся официально государством с помощью закона или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но их выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.11
Закрепление принципа многообразия делает возможным появления политического многообразия и многопартийности. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность– п.3 ст. 13, а п.4 ст. 13 гласит: общественные объединения равны перед законом.
Равенство
общественных объединений перед
законом проявляется в
Конституционное право каждого на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Таковы суть и содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в международных документах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации с другими.12
Конституцией предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещается создание и деятельность общественных объединений: «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Подобные основания ограничения свободы ассоциации предусмотрены и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ч. 3 ст. 22), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ч. 2 ст. 11). То есть круг причин, по которым создание и деятельность общественного объединения не допускается, ограничен на конституционном уровне и не зависит от прихоти регистрирующих и контролирующих органов. 13
Вывод: Содержание правового
статуса общественных объединений составляют
правосубъектность, правовые принципы,
права, свободы и обязанности, юридические
гарантии их реализации и юридическая
ответственность общественных объединений.
Свобода образования общественных объединений
диктует необходимость сохранения за
гражданами, не имеющими отношения к политическим
партиям, гарантий участия в любых выборах
на территории Российской Федерации.
1.3.
Права, обязанности и ответственность
общественных объединений
Для раскрытие правового статуса общественных объединений необходимо рассмотреть вопрос о правах, обязанностях и ответственности общественных объединений. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон «Об общественных объединениях»: главы 4, 5.
Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:
-
свободно распространять
-
участвовать в выработке
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
-
учреждать средства массовой
информации и осуществлять
-
представлять и защищать свои
права, законные интересы
- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
-
выступать с инициативами по
различным вопросам
-
участвовать в избирательных
кампаниях в соответствии с
федеральными законами и
Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
Общественное объединение обязано:
- соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
-
ежегодно публиковать отчет об
использовании своего
-
ежегодно информировать орган,
регистрирующий общественные
-
представлять по запросу
-
допускать представителей
-
оказывать содействие
Непредставление
обновленных сведений для внесения
в единый государственный реестр
юридических лиц в течение
трех лет влечет за собой обращение
органа, зарегистрировавшего
Надзор
за соблюдением законов
Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставу. Указанный орган вправе:
-
запрашивать у руководящих
-
направлять своих
-
в случае выявления нарушений
общественными объединениями
Контроль за деятельностью общественных объединений начинается уже на этапе их государственной регистрации.
Во-первых, проводится правовая экспертиза их уставов, по результатам которой из них исключаются положения, противоречащие действующему законодательству.
Информация о работе Правовое регулирование деятельности общественных объединений РФ