Правовое регулирование деятельности общественных объединений РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 04:42, курсовая работа

Описание работы

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве.

В СССР насчитывалось свыше 800 видов объединений различного профиля. Поскольку система общественных объединений каждого вида строилась по принципу центр – местные органы, объединения, как правило, до района включительно, есть все основания считать, что в Российской Федерации их не меньше, а с учетом появления в последние годы новых и многочисленных политических партий, народных движении, блоков объединений и так далее, надо полагать, что численность объединений не уменьшается, а возрастает. В Конституции РФ в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство объединений перед Законом.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.DOC

— 194.50 Кб (Скачать)

     Вывод: общественные объединения в современной России в рамках построения гражданского общества можно условно подразделить на две группы: первую составляют общественные объединения, активно влияющие на политику государства; вторую группу составляют общественные объединения, оказывающие на формирование политики небольшое влияние, но активно участвующие в ее реализации.

     1.2. Содержание и  гарантии права на объединение 

     Каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.

     Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам  и нормам международного права. Пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и милиции. 8

     Никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию.9

Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.  Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

     Принятая  в 1993 г. Конституция Российской Федерации  закрепила принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны, тем самым, исключив возможность существования в России государственной или обязательной идеологии и сделав возможным становление и развитие политической системы страны. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 10

     Идеологическое  многообразие понимается как право  отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

     1) беспрепятственно разрабатывать  теории, взгляды, идеи относительно  экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

     2) пропагандировать свои взгляды,  идеи с помощью средств массовой  информации: прессы, радио, телевидения,  а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т. п.;

     3) вести активную деятельность  по внедрению идеологии в практическую  сферу: разрабатывать программные  документы партии, готовить законопроекты,  иные документы, предусматривающие  меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя Российской Федерации;

     4) публично защищать свои идеологические  воззрения, вести активную полемику  с иными идеологиями;

     5) требовать по суду или через  иные органы государства устранения  препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

     Конституционный принцип, согласно которому никакая  идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной, закрепляет равноправие  идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет и не может иметь приоритета перед другими, который бы закреплялся официально государством с помощью закона или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но их выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.11

     Закрепление принципа многообразия делает возможным появления политического многообразия и многопартийности. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность– п.3 ст. 13, а п.4 ст. 13 гласит: общественные объединения равны перед законом.

     Равенство общественных объединений перед  законом проявляется в равенстве  требований государства к порядку  создания общественных объединений. Кроме  того, равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Равенство общественных объединений означает равенство их прав в общественной и хозяйственной деятельности, равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве оснований ответственности общественных объединений за нарушение законодательства РФ, поскольку свобода объединения имеет свои пределы и не может использоваться в асоциальных целях. Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

     Конституционное право каждого на объединение  включает в себя право создавать  на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Таковы суть и содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в международных документах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации с другими.12  

     Конституцией предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещается создание и деятельность общественных объединений: «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

     Подобные  основания ограничения свободы ассоциации предусмотрены и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ч. 3 ст. 22), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ч. 2 ст. 11). То есть  круг причин, по которым создание и деятельность общественного объединения не допускается, ограничен на конституционном уровне и не зависит от прихоти регистрирующих и контролирующих органов. 13

     Вывод: Содержание правового статуса общественных объединений составляют правосубъектность, правовые принципы, права, свободы и обязанности, юридические гарантии их реализации и юридическая ответственность общественных объединений. Свобода образования общественных объединений диктует необходимость сохранения за гражданами, не имеющими отношения к политическим партиям, гарантий участия в любых выборах на территории Российской Федерации. 

     1.3. Права, обязанности и ответственность общественных объединений 

     Для раскрытие правового статуса общественных объединений необходимо рассмотреть вопрос о правах, обязанностях и ответственности общественных объединений. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон «Об общественных объединениях»: главы 4, 5.

     Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:

     - свободно распространять информацию  о своей деятельности;

     - участвовать в выработке решений  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  в порядке и объеме, предусмотренными  настоящим Федеральным законом  и другими законами;

     - проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

     - учреждать средства массовой  информации и осуществлять издательскую  деятельность;

     - представлять и защищать свои  права, законные интересы своих  членов и участников, а также  других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

     - осуществлять в полном объеме  полномочия, предусмотренные законами  об общественных объединениях;

     - выступать с инициативами по  различным вопросам общественной  жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

     - участвовать в избирательных  кампаниях в соответствии с  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации  о выборах;

     Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

     Законами  об общественных объединениях могут  быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

     Общественное  объединение обязано:

     - соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

     - ежегодно публиковать отчет об  использовании своего имущества  или обеспечивать доступность  ознакомления с указанным отчетом;

     - ежегодно информировать орган,  регистрирующий общественные объединения,  о продолжении своей деятельности  с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

     - представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

     - допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

     - оказывать содействие представителям  органа, регистрирующего общественные  объединения, в ознакомлении с  деятельностью общественного объединения  в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

     Непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение  трех лет влечет за собой обращение  органа, зарегистрировавшего общественное объединение, в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. 14

     Надзор  за соблюдением законов общественными  объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

     Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием  их деятельности уставу. Указанный орган вправе:

     - запрашивать у руководящих органов  общественных объединений их  распорядительные документы;

     - направлять своих представителей  для участия в проводимых общественными  объединениями мероприятиях;

     - в случае выявления нарушений  общественными объединениями законодательства  Российской Федерации или совершения  ими действий, противоречащих их  уставным целям, органом, регистрирующим общественные объединения, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, вынесенное органом, регистрирующим общественные объединения, может быть обжаловано общественными объединениями в судебном порядке.

     Контроль  за деятельностью общественных объединений начинается уже на этапе их государственной регистрации.

     Во-первых, проводится правовая экспертиза их уставов, по результатам которой из них исключаются положения, противоречащие действующему законодательству.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности общественных объединений РФ