Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

     Кадастровая ценность (КЦ) субъекта  хозяйствования является вторым  экономическим стимулом, побуждающим  субъектов хозяйствования к осуществлению хозяйственной деятельности эффективными методами с использованием современных технологий. Рассматриваемый коэффициент является повышающим и направлен на то, чтобы юридическое лицо с большим баллом кадастровой ценности и, следовательно, оснащенное более современным оборудованием и технологиями, стремилось получить наибольшую валовую выручку не путем увеличения продажней цены своей продукции, а посредством уменьшения материальных затрат на ее производство.

     Следовательно, коэффициент "кадастровая  ценность" субъекта хозяйствования направлен на стимулирование юридического 150 лица к осуществлению производства на более высокотехнологичном уровне.

     Однако тот факт, что предприятие,  оснащенное более современным  оборудованием, имеет более высокий  кадастровый балл, который прямо пропорционально влияет на размер налогового платежа, может являться сдерживающим фактором при принятии собственником субъекта хозяйствования решения о его модернизации или реконструкции. С целью преодоления данного искусственно созданного барьера и стимулирования у собственников юридических лиц желания модернизировать принадлежащие им предприятия и оснащать их современным, высокотехнологичным и экологичным оборудованием в нормативном правовом акте, регулирующем налоговые правоотношения в части льготирования налогообложения следует предусмотреть положение, в соответствии с которым юридическое лицо применившее более совершенную технологию производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, позволяющую существенно увеличить объем выпускаемой продукции с теми же или меньшими затратами; существенно снизить себестоимость продукции при том же объеме выпуска; позволяющую осуществлять выпуск продукции с причинением наименьшего вреда окружающей среде при том же объеме и себестоимости продукции, а также при некоторых других обстоятельствах имеет право при расчете налогов применять ранее присвоенное, более низкое, чем присвоенное после модернизации, значение кадастровой ценности предприятия в течение, например, пяти лет.

     Вследствие произведенной реконструкции  или модернизации у предприятия  увеличится объем валовой выручки  при тех же материальных затратах на изготовление продукции. Учитывая предоставленную законом льготу, т.е. использование в течение определенного периода времени при расчете размера налогового платежа ранее установленный кадастровый балл, размер подлежащего перечислению в бюджет налога не только не увеличится, но в определенной степени уменьшится вследствие повышения эффективности деятельности. Данное положение соответственно принесет увеличение доходов в целом и явится стимулирующим фактором при принятии решения о модернизации или реконструкции субъекта хозяйствования. Однако положения закона, предоставляющие указанную льготу, и критерии определения размера экономического эффекта от модернизации предприятия, который будет признан значительным или достаточны для предоставления льготы, подлежат детальной проработке и жесткому закреплению в законодательстве во избежание должностных злоупотреблений.

     На основании проведенных исследований оправдано сделать вывод, что расчетный метод налогообложения отличается от применяемого нормативного рядом положительных качеств, к которым в первую очередь относятся экономические стимулы регулирования деятельности субъектов хозяйствования, побуждающие последних к эффективному и рациональному хозяйствованию, производству наибольшего количества продукции с наименьшими затратами с целью снижения размера налогообложения и получения наибольшего дохода. Подлежащие регулированию непосредственно налогоплательщиком размеры частей собственности, отчуждаемые в государственный бюджет в виде налоговых платежей, будут способствовать декларированию к налогообложению всей массы денежных средств, получаемых субъектами хозяйствования, развитию легальной, а не теневой экономики и как следствие увеличению объема денежных средств, поступающих в бюджет.

     Отсутствие возможности у государственно-властных  структур в случае превышения  бюджетных расходов над доходами  изменять ставки существующих  налогов в связи с применением  закрепленной в законе постоянной формулы приведет к сбалансированности бюджета, заставит "жить по средствам".

     В такой экономической ситуации  для увеличения поступлений в  бюджет денежных средств не  будет иного пути, кроме как  создание политических, экономических,  социальных и иных правовых  условий, при которых разовьется предпринимательская активность населения и увеличится интерес к стране иностранных инвесторов. Как следствие активизируется регистрация отечественных субъектов хозяйствования, совместных и иностранных юридических лиц, что приведет к росту количества рабочих мест, объемов производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, увеличению оборота денежной массы и объему получаемых государственным бюджетом доходов в виде налоговых платежей.

     Расчетный метод исчисления размера частей собственности юридических лиц, подлежащих отчуждению в пользу государства в виде налоговых платежей, будет способствовать регулированию экономических процессов не командно-административными методами, а с помощью более эффективных экономических рычагов, стимулировать своевременное и полное внесение налоговых платежей в бюджет, увеличивать объемы и качество выпускаемой продукции с одновременным снижением ее себестоимости. 

    3.Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.

3.1.Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь

     Налог на добавленную стоимость (НДС) является республиканским налогом, которому принадлежит ведущая роль среди косвенных налогов в формировании доходной части бюджетов. Он установлен в результате создания в Республике Беларусь самостоятельной налоговой системы. НДС - универсальный косвенный налог, в наибольшей мере отвечающий условиям рыночной экономики. В экономически развитых странах он имеет широкое распространение.

     НДС был установлен Законом  от 19 декабря 1991 г. «О налоге  на добавленную стоимость» Он  заменил широко применяемый в  СССР налог с оборота, который  был установлен в результате  проведения налоговой реформы в 1930 г.

     НДС представляет собой форму  изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). Это стабильный регулярный источник доходов бюджетов всех уровней. Надо отметить, что бремя уплаты НДС переносится на конечных потребителей. Его взимание не зависит от изменений экономических условий, уровня инфляции и финансового состояния налогоплательщика.

     Плательщиками НДС являются, все предприятия независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие продукцию производственно-технического назначения, товаров народного потребления, платные работы и услуги, в том числе и бюджетные организации и учреждения, имеющие структурные подразделения, занимающиеся хозяйственной деятельностью.

    9’’ Плательщики НДС - юридические лица, в соответствии с налоговым законодательством, должны отвечать четырем требованиям:

- действовать на основании положения (или иного нормативного акта), хотя бы примерного;

- иметь  расчетный (текущий) или иной  счет в банке;

- вести  обособленный бухгалтерский учет;

- отвечать  и требовать по суду.

     Таким образом, субъектами НДС являются:

- организации;

- индивидуальные  предприниматели;

- филиалы,  представительства, отвечающие четырем  требованиям юридического лица;

- предприятия  и юридические лица, признаваемые  налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     До 1994 г. НДС взимался исключительно  с юридических лиц, при этом  плательщики акцизов не уплачивали  НДС.’’[22.c.135.]

     Объектами НДС являются обороты от реализации на территории Республики Беларусь товаров, выполненных работ и оказанных услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, в соответствии с таможенным законодательством.

     Законодатель конкретизирует понятие  «реализация», указывая, что под ней надо понимать:

- обороты  по реализации всех товаров,  как собственного производства, так и приобретенных на стороне;

- обороты  по реализации товаров (работ,  услуг) своим работникам;

- обороты  по реализации товаров (работ,  услуг) в обмен на другие  товары (работы, услуги);

- имущественные  права на объекты интеллектуальной  собственности;

- обороты  по безвозмездной передаче товаров  (работ, оказания услуг) другим организациям или физическим лицам;

- обороты  по передаче внутри предприятия,  а также индивидуальным предпринимателям для собственных нужд: 1) производственных и приобретенных товаров (работ, услуг) за исключением основных средств и нематериальных активов, для собственного потребления непроизводственного характера, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения; 2) для использования в качестве основных средств и нематериальных активов товаров (работ, услуг) собственного производства, а также объектов (этапов) завершенного капитального строительства;

- передача  лизингодателем объекта лизинга  лизингополучателю;

- передача  арендодателем объекта аренды  арендатору;

- обороты  по реализации товаров (работ,  услуг) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы Республики Беларусь;

- передача  товаров (результатов выполненных  работ, оказанных услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

- передача  товаров для переработки налоговым  резидентам государств, с которыми  отсутствует таможенный контроль  и таможенное оформление, в случае  реализации товаров, полученных  в результате переработки на  территории этих государств.

     Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенности способов реализации товаров (работ, услуг) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Она определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных им в денежной, натуральной и иной формах.

     Налоговая база по НДС не совпадает с объектом налогообложения. Она состоит из следующих показателей:

- объекта  налога (обороты по реализации  товаров, работ, услуг);

- будущего объекта (получение аванса);

- иных  средств, если их получение  связано с расчетами по оплате товаров (сумма штрафов по хозяйственным договорам, средства, перечисленные в фонды развития предприятия).

     Такое положение вызывается необходимостью  борьбы от возможного ухода от НДС, когда стороны по договору умышленно занижают цену продукции, а получают оставшуюся сумму в виде перечисления во всевозможные фонды развития либо в виде штрафов.

     При ввозе товаров на таможенную  территорию Республики Беларусь налоговая база определяется как сумма:

- таможенной  стоимости;

- подлежащих  уплате таможенной пошлины и  таможенных сборов за таможенное  оформление товаров;

- подлежащих  уплате акцизов (для подакцизных  товаров).

     Ставка НДС. Первоначально ставка была установлена в декабре 1991 года в размере 28 % с облагаемого оборота. Затем ставки начали снижаться с 25 % (1994 г.) до 18 % (2004 г.).

     В настоящее время установлены  три ставки НДС. В зависимости от видов товаров:

     1. 18% — основная ставка. Она предусмотрена для большинства реализуемых товаров. Вместо 18 % иногда применяется ставка в размере 15,25 % (18:118*100), которая применяется:

- при  реализации товаров (работ, услуг)  по регулируемым различными ценам  (тарифам) с учетом НДС;

- при поступлении следующих сумм: а) частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги); б) за реализованные товары (работы, услуги) сверх цены их реализации либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг); в) в виде санкций за нарушение условий договоров за исключением договоров, операции по которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь не подлежат налогообложению.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь