Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

     Для целей применения расчетного метода исчисления налоговых платежей и полного учета при производстве расчетов всех показателей, влияющих на эффективность хозяйственной деятельности юридического лица, следует ввести соответствующий кадастр, содержащий разделы, учитывающие основные фонды, оборотные средства, нематериальные активы, трудовые ресурсы и другие необходимые для комплексной оценки субъекта хозяйствования сведения.

     Таким образом, кадастр юридического лица представляет собой систематизированный свод объективных, достоверных, необходимых, достаточных, сопоставимых взаимообусловленных и взаимозависимых сведений, обладающих единством целеполагания и полученных методом непрерывных наблюдений за персонифицированным объектом кадастрового учета - субъектом хозяйствования, которые надлежащим образом оформлены и объединены в определенные информационные источники.

     В структуру кадастра субъектов хозяйствования (бюджетных, хозрасчетных и иных организаций, предприятий и учреждений) входят: а) физический и естественно-природный элементы, содержащие сведения об основных фондах (здания, строения, сооружения, технологическое оборудование), их состоянии, необходимости модернизации, реконструкции, текущего и капитального ремонтов, исключая фонды обособленных структурных подразделений юридического лица, которые выступают как самостоятельные производственные единицы и подлежат отдельному кадастровому учету; б) хозяйственный элемент, характеризующий отраслевую принадлежность, специализацию, технологичность, виды, социальную значимость,  конкурентоспособность, затратность продукции (работ, услуг), уровень рентабельности, удаленность сырьевой базы и поставщиков, обеспеченность энергетическими, сырьевыми и иными ресурсами, имеющиеся транспортно-коммуникативные системы, пол, возраст, квалификацию и другие характеристики трудовых ресурсов, место жительства работника; в) экономический элемент, отражающий общенациональную, региональную или локальную ценность (стоимость и цену имущества) субъекта хозяйствования (его основных фондов, оборотных средств, нематериальных активов и т.д. - целого имущественного комплекса) как объекта кадастрового учета; г) экологический элемент, свидетельствующий о масштабах и темпах потребления соответствующих видов природных ресурсов и степени воздействия субъекта хозяйствования на окружающую среду, об экологичности технических средств и технологий, о наличии собственных природоохранных структур, программ и планов природоохранных мероприятий; д) юридический элемент, несущий информацию о собственнике, организационно-правовой форме (унитарной или ассоциативной), регистрации, подчиненности, о режиме хозяйствования (обычные условия, свободная экономическая зона и др.

     На основании приведенного примерного перечня данных о субъекте хозяйствования уполномоченный государственный орган будет определять соответствующее процентное отношение (балльность фактическую) к установленному "идеалу" (балльности условной) (например, фактическая балльность субъекта хозяйствования равна шестидесяти баллам). Далее вследствие деления балльности фактической (шестьдесят баллов) на балльность условную (равную, как известно, ста баллам) получим искомый коэффициент - кадастровую ценность объекта, которая будет выражена в десятичной дроби: КЦ = Бфу = 60/ 100 = 0,6.

     Анализируемые величины и коэффициенты, подлежащие расчету, составляют единую формулу, которая в развернутом виде представляет собой:

Н = (ВВ - СП) / ((ВВ -МЗ) / МЗ) х (БФ/БУ), где (ВВ - СП) = Д;

((ВВ  -МЗ)/МЗ) = ЭД;

(БФ/БУ) = КЦ, следовательно Н = Д / ЭД х КЦ.

     Учитывая то обстоятельство, что  налоги это платежи периодические,  т.е. уплачиваемые за определенный  период времени, в формулу следует  ввести поправочный коэффициент,  указывающий на период времени,  за который вносится данный  налоговый платеж, и корректирующий последний в соответствии с ростом инфляции в государстве. Введение такого коэффициента имеет важное значение особенно в тех случаях, когда субъект хозяйствования просрочил перечисление платежа в бюджет, а также если законодательством будет предоставлена возможность юридическому лицу самому выбирать сроки внесения налоговых платежей в бюджет из определенного количества возможных вариантов (например, один раз в квартал; один раз в шесть месяцев), т.е. когда период внесения налогового платежа в бюджет более одного месяца. Во всех случаях указанный коэффициент корректирует размер налогового платежа, подлежащий внесению в бюджет, в соответствии с инфляционными процессами, способствует соблюдению одного из принципов налогообложения — полноты внесения налогов в бюджет и соблюдению финансовых интересов государства. Исходя из изложенного, поправочный коэффициент (t), определяющий период времени, за который вносится платеж, следует определить как среднее арифметическое месячных инфляционных коэффициентов (i), устанавливаемых соответствующим компетентным органом. 8’’Например, субъект хозяйствования в соответствии с подписанным им договором обязан вносить в бюджет налоги один раз в три месяца, тогда: 

t = (i,+i2+i3) / 3, а формула в целом примет  вид:

Н = (Д/ЭД х КЦ) + [(Д/ЭД х КЦ) х t /100], или в  развернутом виде:

Н = [(ВВ - СП) / ((ВВ - МЗ) / МЗ) х (Бф / Бу)] + [(ВВ - СП) / ((ВВ - МЗ) / МЗ)) х (Бф / Бу)] х

x[(i1+i2+i3)/3)/100]. 

     Таким образом, проведено исследование отдельных элементов, составляющих формулу расчета размера налогового платежа, подлежащего внесению в бюджет субъектом хозяйствования за определенный период времени.

     Вследствие применения расчетного  метода исчисления размера частей собственности юридических лиц, подлежащих отчуждению в пользу государства в виде налоговых платежей, упростится применение налогового законодательства в связи со значительным уменьшением количества нормативных актов, регулирующих налоговые правоотношения. Реальные размеры налогов, зависящие не от воли чиновников, а от результатов хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, выведут ее из теневой в легальную, подлежащую учету и налогообложению. Сократятся затраты на учет налогоплательщиков и сбор денежных средств поскольку появится возможность осуществлять указанные действия меньшим количеством государственных служащих с большей эффективностью.

     В целом расчетный метод исчисления  налоговых платежей будет способствовать регулированию экономических процессов не командно-административными методами, а с помощью более эффективных экономических рычагов, со значительной экономией финансовых, трудовых и природных ресурсов.

     Предлагаемый расчетный метод налогообложения в отличие от действующего нормативного имеет ряд факторов, способных вызывать у предпринимателей интерес к правомерному поведению, выраженному в правильном исчислении и своевременном внесении в бюджет налоговых платежей, а также к снижению себестоимости продукции и экономному расходованию природных ресурсов, что свидетельствует о целесообразности его применения.

     В предыдущем параграфе был  проведен анализ применяемых  в формуле коэффициентов, непосредственно  оказывающие стимулирующее воздействие на налогоплательщика. К таким коэффициентам относятся: а) показатель эффективности деятельности юридического лица (ЭД); б) показатель кадастровой ценности юридического лица (КЦ); в) поправочный коэффициент (t).’’[20.c.236.]

     Каждый из представленных коэффициентов  является сложным производным,  включающим в себя определенную  группу элементов, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности юридического лица или временной период ее осуществления, которые в совокупности оказывают комплексное воздействие на поведение субъектов хозяйствования.

     Эффективность деятельности (ЭД) —  коэффициент, непосредственно отражающий результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени, своеобразный коэффициент полезного действия юридического лица. В его состав входят основные показатели экономической деятельности, получаемые при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, вследствие чего числовое значение указанного коэффициента может постоянно изменяться и непосредственно влиять на размер налогового платежа, подлежащего внесению в государственный бюджет.

     Как уже отмечалось, значение  анализируемого коэффициента образуется  путем математических вычислений  с использованием следующих экономических  показателей: а) валовой выручки  (ВВ), полученной субъектом хозяйствования от реализации продукций, выполнения работ, оказания услуг за определенный период времени; б) материальных затрат (МЗ), которые произведены при осуществлении указанной хозяйственной деятельности.

     Вычитанием из валовой выручки  материальных затрат мы выведем  валовой доход (ВД), т.е. сумму  денежных средств, полученных  от реализации продукции, работ,  услуг без учета материальных  затрат на их производство, или  так называемую добавленную стоимость (ВВ - МЗ = ВД). Рассмотренное математическое действие позволит нам в последствии соотнести валовой доход (добавленную стоимость) с произведенными на его получение затратами и определить коэффициент полезного действия выполненной хозяйственной операции или применительно к исследуемой формуле эффективность деятельности субъекта хозяйствования: ЭД = (ВВ-МЗ)/МЗ.

     Как явствует из основной цели  деятельности любого коммерческого юридического лица, оно создано и действует с целью извлечения максимально большого дохода из своей деятельности. Иначе говоря, субъект хозяйствования для реализации основной цели деятельности оценит свою продукцию, работы, услуги по той максимально высокой цене, по которой данная продукция будет пользоваться устойчивым спросом (ограничения в ценообразовании целесообразно установить лишь на продукцию первой необходимости: определенные продукты питания, медицинское обслуживание и препараты, установленные виды детской одежды, ритуальные услуги и т.п.).

     Соответственно при увеличении  размера полученных денежных  средств возрастет доход юридического  лица и вместе с доходом размер налогового платежа, который необходимо внести в государственный бюджет.

     При применении нормативного  метода налогообложения собственник денежных средств имеет возможность уменьшить размер налогового платежа путем фиктивного увеличения материальных затрат на выпуск единицы продукции, т.е. путем совершения правонарушения.

     Государство, отстаивая свои экономические  интересы, вынуждено содержать штат чиновников и силовых структур (Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, Государственный комитет финансовых расследований), действия которых направлены на выявление и пресечение правонарушений в сфере налогообложения.

     Фактически, нормативный метод налогообложения  стимулирует субъектов налоговых правоотношений к совершению противоправных деяний, направленных на сокрытие, занижение полученных доходов, т.е. на уменьшение размера налогового платежа, подлежащего внесению в государственный бюджет.

     При исчислении размера налогового платежа с использованием расчетного метода налогообложения у собственника денежных средств также имеется возможность уменьшить размер налогового платежа путем манипулирования размером материальных затрат. Однако в данном случае, в отличие от нормативного метода налогообложения, для достижения аналогичного результата необходимо совершить правомерные действия, направленные на уменьшение доли материальных затрат в стоимости выпускаемой продукции. Данное действие приведет к повышению значения эффективности деятельности и соразмерному уменьшению налогового платежа.

     Таким образом, для создания более благоприятных условий налогообложения субъект налоговых правоотношений, вместо правонарушения при нормативном методе налогообложения, вынужден совершать положительные Действия способные оказать существенную пользу как самому налогоплательщику в виде дополнительно полученных финансовых средств, так и государству и обществу в целом вследствие уменьшения потребления электроэнергии, топлива, иных природных и антропогенных ресурсов.

     При указанном подходе к налогообложению  значительно уменьшится количество правонарушений в исследуемой сфере жизнедеятельности человека, существенно упростится процедура исчисления, учета и взимания налоговых платежей. Соответственно снизится потребность государства в силовых структурах, что приведет к сокращению бюджетных средств на их содержание последовательно, на сбор налоговых платежей, а это, в свою очередь, увеличит доходы государственного бюджета.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь