Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

     В актах излагаются обязательные для выполнения руководителями, другими должностными лицами предприятий и гражданами требования по устранению выявленных нарушений. Один экземпляр акта со всеми приложениями передается руководителю предприятия с обязательной распиской в получении на первом экземпляре. Руководитель и главный бухгалтер обязаны подписать акт проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, они обязаны подписать акт и предоставить в налоговые органы в 5-дневный срок письменное пояснение по акту проверки. Руководитель налогового органа или его заместитель обязаны рассмотреть представленные письменные пояснения и мотивированно учесть или отклонить их. Налоговые органы по требованию налогоплательщика дают официальные разъяснения по актам проведенных у них проверок.

     В конце 1998 г. в республике создана государственная комиссия при Совете Министров по освобождению субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве и списанию задолженности по платежам в бюджет. До создания указанной комиссии рассмотрение таких вопросов относилось к компетенции председателя ГНК. Задачей комиссии является принятие решений о списании задолженности по платежам в бюджет должников, признанных по решению суда банкротами, и субъектов хозяйствования, ликвидированных до вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 26 октября 1998 г. № 1 б «О дополнительных мерах по взысканию задолженности субъектов хозяйствования» и имеющих долговые обязательства по платежам в бюджет, неудовлетворенные из-за недостатка имущества, а также об освобождении субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве.

     Субъект хозяйствования имеет право обратиться в Комиссию только при наличии заключения вышестоящей инстанции органа, применившего финансовую ответственность или решение суда о правомерности применения мер финансовой ответственности. При этом необходимо представить в ГНК заявление и перечень установленных документов. На основе анализа представленных материалов ГНК вносит вопрос на рассмотрение Комиссии, которая может принять одно из следующих решений: о предоставлении отсрочки на 6 месяцев, о предоставлении рассрочки до 12 месяцев, о полном или частичном освобождении от ответственности, об отказе в удовлетворении заявления.

     С ответственностью в налоговых правоотношениях тесно соприкасается защита прав субъектов указанных правоотношений. Законодательство Республики Беларусь предусматривает два порядка защиты: административный и судебный. Они применяются относительно всех, участников - налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. Содержание административного порядка защиты - дифференцированное относительно налогоплательщиков и налоговых органов. Для налогоплательщиков этот порядок защиты заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Налоговый орган реализует этот порядок посредством бесспорного списания со счетов плательщиков причитающихся бюджету сумм недоимки. В случае несогласия с решением налогового органа о списании сумм в бесспорном порядке, налогоплательщик может обратиться с жалобой в налоговый орган, применивший эту меру. Подача жалобы не приостанавливает взыскания налогов. До налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет право приостановить взимание причитающейся суммы налога до разрешения спора. При любых обстоятельствах за налогоплательщиком остается право обращения в суд для защиты своих законных прав.

     Содержание судебного порядка защиты для всех участников налоговых правоотношений одинаково. Оно заключается в праве обращения в суд, общий или хозяйственный. Дела о спорах с налоговыми органами юридических лиц подведомственны хозяйственному суду, по жалобам физических лиц - общим судам. По отношению к физическим лицам налоговые органы не наделены правом на бесспорное списание средств. Взыскание осуществляется только в судебном порядке. Хозяйственный суд рассматривает иски налогоплательщиков о признании недействительным актов проверок, о возврате списанных в бесспорном порядке сумм, постановления службы финансовых расследований о наложении административного ареста на имущество. Общие суды рассматривают иски налоговых органов о взыскании недоимки по платежам с физических лиц. Взыскание недоимки обращается на получаемые ими доходы, а при отсутствии - на имущество. Но до подачи искового заявления в суд налоговым органом должен быть наложен арест на имущество недоимщика. Этот вопрос регулируется «Положением о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей», утвержденным Постановлением Совета Министров №87 от 20.01.99 г.

     Таким образом, ответственность за нарушения налогового законодательства заключается в установлении правонарушения, применении установленных законом финансовых санкций и административных штрафов и правом субъектов налоговых правоотношений прибегнуть к административному или судебному порядку защиты своих законных прав и интересов. 
 

2.3.Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.

     Постоянная нормотворческая деятельность уполномоченных государственных органов по внесению изменений в налоговые законы является показателем неэффективности применяемого в Республике Беларусь и других государствах нормативного метода налогообложения. Отсутствие фундаментальных, стабильных налоговых законов и, следовательно, налоговой системы отражается на работе субъектов хозяйствования и на развитии экономики в целом. Взимание налогов на основе нормативного метода, без учета экономических показателей хозяйственной деятельности юридического лица, не стимулирует предприятия к ее осуществлению наиболее рациональными методами, с применением новых производственных и экологических технологий, а высокие ставки налоговых платежей вынуждают переводить производственные процессы из легального положения в теневое, осуществлять наличное денежное обращение, не подлежащее учету и налогообложению.

     Избежать указанные и другие  недостатки нормативного налогового регулирования возможно путем применения в налоговой сфере расчетного метода налогообложения.

     Расчетный метод налогообложения - это исчисление размера налогового платежа путем математических расчетов с использованием установленной в законе постоянной формулы, включающей применяемые, в определенной последовательности переменные величины, всесторонне характеризующие результаты хозяйственной деятельности юридического лица, с учетом инфляционного коэффициента., Анализируемый метод исчисления налоговых платежей может применяться с некоторыми особенностями как в природоресурсовой, так и в цивилистической сферах жизнедеятельности человека.

     Одной из характерных особенностей  расчетного метода налогообложения в цивилистической сфере является единство объекта налогообложения, в качестве которого выступают стоимостные величины (доход, стоимость имущества, иные стоимости).

     Стабильность системы гарантирована  применением формулы расчета  налогов, которая по своему  значению является научным открытием,  и изменение содержащихся в  ней показателей путем принятия  акта налогового законодательства, как при применении нормативного  метода налогообложения, невозможно, т.к. это приведет к неработоспособности всего механизма.

   7’’  С целью исчисления размера налогового платежа Л.Н. Мороз, используя расчетный метод, предложил формулу:

Н = РДхЭДхКЦ,

где Н - исчисляемый размер налогового платежа;

РД - рентный  доход;

ЭД - эффективность  деятельности субъекта хозяйствования;

КЦ - кадастровая  ценность субъекта хозяйствования.

     Данная формула является общей и по своим показателям больше подходит для исчисления размера налога в природоресурсовой сфере в связи с тем, что в ней применяется такой показатель, как рентный доход, свойственный природоресурсовой сфере деятельности.

     Для исчисления платежей в  цивилистической сфере указанную экономическую категорию следует заменить на категорию "доход" (Д), которая является обобщающим показателем хозяйственной деятельности юридического лица и представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию.

     С учетом внесенной корректировки,  исследуемая формула примет вид:

Н = Д  х ЭД х КЦ.

     Так же следует уточнить значение показателя, определяющего кадастровую ценность объекта. Если в природоресурсовой сфере он определяет состояние естественного природного объекта (участка земли, леса), то в цивилистической — эт6 сложная система сопоставления различных по своей сущности и содержанию частей, составляющих единое целое - "субъект хозяйствования", включающая в себя: здания, сооружения, трудовые ресурсы, новые технологии, земельный участок, потребляемые энергоносители и т.д.

     В приведенной формуле все показатели являются переменными., и их величины зависят от определенных экономических результатов хозяйственной деятельности юридического лица.’’[19.c.405.]

     Рассмотрим каждый из показателей в отдельности с расшифровкой его составляющих.

Доход (Д) представляет собой разность валовой  выручки (ВВ) от реализации продукции (работ, услуг) и ее себестоимости (СП); (Д = ВВ - СП). Данный показатель является объектом налогообложения. Необходимость налогообложения данной величины собственности налогоплательщика сомнений не у кого не вызывает и, как на первый взгляд кажется, ничего нового из себя не представляет. Одним из важных аспектов здесь является способ определения части дохода юридического лица, подлежащей отчуждению. Используемые при исчислении дохода показатели представляют собой: валовую выручку - общий объем средств, полученных от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг за отчётный период, без вычета каких либо затрат на ее производство и реализацию, себестоимость продукции (работ, услуг) - как юридическая категория представляет собой урегулированную нормами права совокупность затрат на производство и реализацию единицы продукции (работ, услуг).

     Предусмотренные нормативными правовыми актами показатели себестоимости являются, юридической базой ценообразования и налогообложения, служат основой для определения рентабельности и эффективности хозяйственной деятельности.

     Доход является показателем, составляющим основу исчисления размера налогового платежа, а два других элемента формулы — эффективность деятельности.(ЭД) и кадастровая ценность (КЦ) представляют собой коэффициенты, регулирующие размер части дохода, подлежащей отчуждению в бюджет государства.

     Эффективность деятельности (ЭД) - коэффициент, оказывающий прямое влияние на размер исчисляемого налогового платежа и представляющий собой отношение материальных затрат (МЗ) к валовому доходу (ВД), выраженное в математической величине ЭД = МЗ/ВД, где ВД = ВВ - МЗ.   

     Валовой доход - денежная выручка субъекта хозяйствования, полученная от реализации продукции, работ, услуг за вычетом материальных затрат.

     Эффективность деятельности - это фактически "коэффициент полезного действия" юридического лица, отражающий соотношение величины затраченных средств к полученным доходам и являющийся весомым показателем целесообразности производства данного вида продукции, выполнения работ, оказания услуг и в целом деятельности субъекта хозяйствования. Следовательно, числовое значение анализируемого коэффициента, как может показаться, должно быть по возможности большим, но структура формулы составлена таким образом, что в ней применяется обратная величина, получаемая делением меньшего числа, каковым являются материальные затраты, на большее - валовой доход.

     Изучая строение формулы, можно прийти к выводу, что эффективность деятельности, т.е. отношение затраченных средств на единицу продукции к полученному от ее реализации валовому доходу, можно определить и обратным путем - делением валового дохода на материальные затраты, что даст нам не десятичную дробь, а целое число. Валовой доход определяется путем вычитания материальных затрат из валовой выручки. 

В таком  случае формула:

Н = Д  х ЭД х КЦ будет выглядеть следующим  образом:

Н = (Д/ЭД) х КЦ,

где ЭД = ВД /МЗ.

     Как видно из формулы, в ней присутствует еще одно значение — кадастровая ценность (КЦ), являющаяся так же, как и эффективность деятельности, коэффициентом, который рассчитывается Путем деления балльности фактической (Бф) на балльность условную (Бу). Балльность условная - условно взятая математическая величина, равная ста баллам и обозначающая в отношении субъектов хозяйствования наиболее современное и рентабельное предприятие, т.е. его "идеал".

     Балльность фактическая - оценка фактического состояния юридического лица по целевой стобалльной шкале с помощью сбора и обработки специально предусмотренной кадастровой информации, посредством которой будет определяться кадастровая ценность субъекта хозяйствования как налогоплательщика.

     Если балльность условная является постоянной, заранее известной величиной, то балльность фактическая - величина переменная, формирующаяся из комплексной оценки сведений о юридическом лице, содержащихся в специальном своде, именуемом кадастром.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь