Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

     Если по природным ресурсам и выбросам ставка устанавливается в белорусских рублях, то за переработку нефти — в евро. Так, за переработку одной тонны нефти белорусские нефтегиганты Новополоцкий и Мозырский комбинаты уплачивают один евро. Очевидно, что учитывая резкое падение курса этой наднациональной денежной единицы, целесообразно перейти к ставке, выраженной в американских долларах. По этому налогу установлено несколько льгот, главным образом, относительно воды, песка и гравийно-песчаных смесей.

     Ориентация экономики республики на осуществление различных форм собственности создала объективную основу для введения в перечень объектов обложения недвижимости. Плательщиками налога являются юридические и физические лица. Объектом обложения у юридических лиц является остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, у физических – стоимость принадлежащих им зданий. Годовая процентная ставка для юридических лиц установлена в размере 1 процента. Ставка налога со стоимости жилых зданий с надворными постройками, а также зданий, принадлежащих жилищно-строительным и гаражно-строительным кооперативам, определена в 0,1 процента. Законом освобождены от уплаты налога на недвижимость объекты социально-культурного назначения и жилой фонд, производственные фонды отдельных отраслей, жилые дома, принадлежащие физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, и инвалидам 1-й и 2-й группы, и некоторым другим категориям населения.

     В целях стимулирования рационального  использования земель, выравнивания  условий осуществления хозяйственной  деятельности на землях различного  качества и аккумуляции средств  и финансирования затрат по  обустройству земель введен земельный налог. Его, как и налог на недвижимость, уплачивают юридические и физические лица. Арендаторы освобождены от уплаты этого налога, так как за землю, переданную в аренду, они уплачивают арендную плату. От уплаты земельного налога среди физических лиц освобождены участники Великой Отечественной войны, пенсионеры, инвалиды 1 и 2 группы и некоторые другие категории землепользователей-граждан. Объектом налогообложения является земельный участок, который в установленном порядке предоставлен во владение или пользование. При этом не все земельные участки облагаются налогом. Законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что не подлежит обложению и не взыскивается арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, подвергшиеся радиационному загрязнению, земли общего пользования и некоторые другие земли. На земельные участки, в зависимости от их расположения и целей, для которых они отведены, установлено несколько ставок земельного налога. Размер ставки зависит от кадастровой оценки земли. При отсутствии такой оценки налог начисляется по средним ставкам, установленным по административным районам, исходя из средних показателей плодородия земель.

   3’’ Учитывая необходимость финансирования расходов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Законом Республики Беларусь «О государственном бюджете на 1992 год» введен Чрезвычайный налог. Этот налог уплачивают все предприятия независимо от форм собственности. Исчисление Чрезвычайного налога производится от фонда оплаты труда по единой ставке. Размер ставки регулярно пересматривается в сторону уменьшения, В момент введения она составляла 18 процентов, в 2000 г. применяется ставка - 4 процента. От уплаты этого налога освобождаются бюджетные учреждения, а также социально-культурные учреждения, находящиеся на балансе предприятий и содержащиеся  за счет прибыли, остающейся в их распоряжении. 

     Только физические лица являются плательщиками подоходного налога. Налог с заработной палаты уплачивают все граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и липа без гражданства. Объектом обложения выступают доходы  денежной и натуральной формах.’’[7.c.203]

     Для целей налогообложения выделяются несколько групп налогоплательщиков и объектов обложения. В первую группу входят суммы заработков, получаемых гражданами за выполнение трудовых обязанностей, и приравненных к ним доходов. В эту категорию налогоплательщиков входят рабочие и служащие, члены колхозов, кооперативов и некоторые другие, работающие по найму.

     Во вторую группу входят доходы, получаемые от выполнения разовых работ, и другие выплаты не по основному месту работы. Это, в частности, заработки и другие доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от предприятий, учреждений и организаций не состоящими в их штатах гражданами за выполнение разовых работ, осуществляемых на основе договора-подряда, а также за работу по совместительству.

     В особую группу выделено налогообложение сумм авторских вознаграждений.   Налогоплательщиками являются авторы литературных и научных произведений, открытий и изобретений, переводчики, редакторы и другие граждане, их наследники по суммам авторских вознаграждений, г Четвертую группу составляют доходы от граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. При исчислении размера объекта обложения из общей суммы дохода исключаются затраты, произведенные для извлечения дохода. Виды и размеры таких затрат определяются налоговым законодательством. В течение года плательщики ежеквартально вносят авансовые платежи в размере 25 процентовой годовой суммы налога, исчисленной по доходу за прошедший год.

     В понятую группу законодательство выделяет иностранных граждан, лиц без гражданства и не имеющих постоянного места жительства. На них, в основном, распространяется тот же порядок налогообложения, что и на граждан Республики Беларусь.

     По подоходному налогу имеется большое количество льгот. Подоходным налогом не облагаются пособия по государственному социальному страхованию, социальному обеспечению, стипендии, государственные пенсии, доходы граждан от продажи принадлежащего им имущества, от реализации продукции личного подсобного хозяйства и некоторые другие доходы, на которые есть прямое указание в Законе.

     Закон обязывает исчислять, удерживать и перечислять в бюджет суммы налога предприятия, выплачивающие доход физическим лицам. Запрещается уплата подоходного налога за счет средств предприятий. Суммы налога, уплаченные за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, лицами с постоянным местом жительства в Республике Беларусь, засчитываются при уплате ими подоходного налога в республике. Но размер засчитываемых сумм налога, уплаченных за границей, не должен превышать сумму налога, подлежащего уплате в Республике Беларусь.

   4’’  Правовой режим подоходного налогообложения в республике претерпел достаточно серьезные изменения в связи с принятым в марте 1999 г. Законом о внесении изменений в Закон о подоходном налоге, принятом в 1991 г. Основные новшества заключаются в следующем: снижена с 50 до 30 процентов максимальная ставка; изменены ставки; введен новый принцип исчисления налога исходя из совокупного годового дохода; увеличилось количество льгот; со 120 до 240 минимальных месячных заработных плат возрастает годовой доход, облагаемый по минимальной ставке.

     По окончании календарного года физические лица обязаны представить до 1 марта года следующего за отчетным декларацию о годовом доходе. Однако обязанность представить декларацию не распространяется на тех, кто получает доходы только по основному месту работы, а также в случае, если совокупный годовой доход не превысил дохода, по которому исчисление налога производится по минимальной ставке. Законодательство устанавливает также особый порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога. Он заключается в следующем: своевременно не удержанные предприятием суммы налога с заработной платы рабочих и служащих могут быть удержаны не более чем за три месяца, а возврат излишне удержанных сумм налога допускается не более чем за один год до обнаружения неправильного удержания. И последнее - суммы налога) не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взимаются за все время уклонения. ‘’[4.c.213]

     Необходимость финансирование расходов, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС, предопределила включение в налоговую систему Чрезвьгчайного налога. Это был первый общегосударственный налог, который был установлен и введен не налоговым, а бюджетным законом. Плательщиками этого налога являются предприятия всех форм собственности. Объектом и одновременно базой для данного 
налога является фонд оплаты труда. Это трудоемкий налог, так как определение фонда оплаты труда с точки зрения, что в него включается, а что не включается, представляет для работников, исчисляющих этот налог, немалую сложность. Ставка налога неоднократно изменялась: от 18 процентов в первый год введения до 4 процентов в 2000 г. Свое «бюджетное» происхождение этот налог, по-видимому, не изменит. Высказывается мнение, с которым можно согласиться, о целесообразности отмены этого налога, поскольку фактическое финансирование расходов, связанных с Чернобыльской катастрофой, осуществляется главным образом за счет бюджетных поступлений.

     Относительно некоторых налогов и обязательных отчислений речь шла в главе, посвященной целевым бюджетным и внебюджетным фондам. Здесь уместно будет отметить, что состав доходных источников целевого дорожного фонда неоднократно изменялся. К введенным в последние годы доходным источникам дорожных фондов относятся налог с продаж автомобильного топлива (своего рода преемника ранее осуществляемого налога на топливо); плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств; плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации.

     Система налогов в Республике Беларусь подчинена интересам государства, заинтересованного в реализации как фискальной, так и стимулирующей функцией налогов. Манипулирование налоговыми ставками, введение одних и отмена других налогов - это обычная практика, присущая многим странам.

     Конституция Республики Беларусь, придав указам и декретам Президента юридическую силу законов, тем самым наделила главу государства правом вводить налоги и аналогичные по экономическому содержанию и правовым последствиям другие обязательные платежи, а также вносить изменения в отдельные элементы налогов, введенных законами.

     Начиная с 1998 г. в республике введен новый порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства, он получил название упрощенной системы налогообложения. Плательщиками налогов по упрощенной системе являются субъекты малого предпринимательства, а также предприниматели без образования юридического лица. Право на применение упрощенной системы налогообложения имеют и предприниматели со среднемесячной численностью работающих до 15 человек. Вторым условием перехода является размер ежеквартальной валовой выручки, который не должен превышать 2500 минимальных месячных заработных плат.

     Однако упрощенная система налогообложения не распространяется на предприятия, производящие подакцизную продукцию, банки и другие финансово-кредитные учреждения, страховые организации, а также на некоторые другие субъекты. Для предприятий, перешедших на упрощенную систему, сохраняется общий порядок уплаты: налога на доходы, акцизов, таможенных пошлин, государственной пошлины, экологического налога, обязательных взносов на государственное социальное страхование.

     Объектом налогообложения при упрощенной системе является валовая выручка. Ставка налога установлена в размере 10 процентов от валовой выручки.

     Документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый налоговыми органами на основании письменного заявления. Стоимость патента устанавливается областными, Минским городским Советами депутатов.

     Применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения прекращается в каждом из следующих случаев: нарушен порядок перехода на эту систему; налогоплательщик принял решение о переходе на общий порядок налогообложения.

     Платежи в счет погашения годовой стоимости патента вносятся налогоплательщиками ежемесячно в размере 1/12 годовой стоимости патента не позднее 22 числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности Указанные платежи засчитываются в счет обязательств по уплате налога по упрощенной системе. Уплата налога производится по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) на основании расчета, представленного в налоговый орган. При этом учитывается оплаченная годовая стоимость патента. Платежи по налогу производятся не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случае превышения стоимости патента над суммой исчисленного налога за соответствующий отчетный период, возврат налогоплательщику разницы между указанными суммами не производится.

     Другим новшеством отечественного налогового законодательства является введение взимания налога на прибыль предприятий не в процентах к размеру налогооблагаемой прибыли, а в фиксированных (твердых) суммах. Этот же подход может применяться и в отношении налогообложения доходов частных предпринимателей.

     Он распространяется не на всех, а только на предприятия, осуществляющие торговлю за наличный расчет, причем площадь торговых залов магазинов не должна превышать 25 квадратных метров. Фиксированные суммы налога взимаются ежемесячно по каждому объекту торговли, торговому месту. Размер подлежащих уплате фиксированных сумм налога по каждому торговому объекту определяются исходя из товарооборота, сложившегося за предыдущий месяц перед уплатой налога.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь