Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

     В случае осуществления гражданами нескольких видов деятельности, по которым установлены твердые суммы налога, последний уплачивается по каждому виду деятельности. Областные и Минский городской Советы депутатов устанавливают ставки налога по каждому виду деятельности в зависимости от его особенностей, при этом они исходят из базовых ставок, установленных Указом Президента в начале 1997 г

     Декретом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. № 21 «О мерах по упорядочению игорного бизнеса в Республике Беларусь» введен налог на игорный бизнес. Плательщиками этого налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом на основании специального разрешения. Объектами налогообложения являются игорные столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор. Налоговой базой выступает объем игрового оборота, понимаемый как сумма принятых через кассу ставок на игру, а также сумма платы за вход. Ставки налога дифференцированные, зависящие от вида объекта обложения и объема игрового оборота. Уплата налога производится ежемесячно.

     Главой государства Декретом № 19 от 23.04.99 г. «Об установлении налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности» также введен налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности. Плательщиками данного налога признаются организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению лотерей. Объектом обложения является доходы от организации и проведения лотерей/Налоговая база определяется как разница между суммой доходов "от Потерей и суммой начисленного призового фонда. Налоговая ставка 8 процентов. Налоговый период устанавливается на каждый календарный месяц.

     Налогообложение - это один из наиболее оперативных инструментов регулирования экономических отношений. Об этом свидетельствует отечественный опыт. Практически с момента введения национальных валют в странах СНГ в торговле между субъектами хозяйствования стран, входящих в содружество, наметилась опасная тенденция к росту товарообменных операций, пресловутому бартеру. И таким образом, денежные потоки были заменены взаимными товаропотоками. Однако у предприятий существуют обязательства, которые не могут быть выполнены во всех случаях на принципах товарообмена. Это касается, в частности, обязанностей по уплате налогов. Указом Президента Республики Беларусь № 338 от 23.06.99 г. был введен в целях снижения удельного веса товарообменных операций рентный сбор по ставкам 15 процентов и 5 процентов. По льготной ставке сбор уплачивают предприятия, которые прибегают к бартеру в соответствии с решениями Правительства. Рентный сбор относится на финансовые результаты, объектом и базой обложения сбором является стоимость продукции, направляемой по бартеру другим предприятиям.

     Реакцией государства на утечку капиталов за границу стало введение в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 17 от 14.01.2000 г. оффшорного сбора. В преамбуле Указа цель введения сбора сформулирована следующим образом: в целях упорядочения платежей, производимых в пользу нерезидентов Республики Беларусь. Плательщиками выступают белорусские предприятия и индивидуальные предприниматели. Объектом взимания оффшорного сбора являются денежные средства, перечисляемые нерезидентам, зарегистрированным в оффшорных зонах или имеющим счета в банках, размещенных в этих зонах. Что относить к оффшорным зонам - Президент поручил определить Национальному банку. Оффшорный сбор уплачивается в валюте перечисления по ставке 15 процентов.

     В теории налогообложения есть доктрина единого налога. Правда, насколько нам известно, практического воплощения она не нашла ни в одной стране. Тем не менее нельзя отрицать заложенного в ней рационального зерна. В какой-то мере ее рационализм в порядке эксперимента, решили опробовать в Республике Беларусь применительно к специфической деятельности, какой является сельское хозяйство. Речь идет об едином налоге для производителей сельскохозяйственной продукции. Плательщиками являются предприятия, производящие продукцию растениеводства, животноводства, рыболовства и пчеловодства.

     Предприятия добровольно решают, остаться ли в общем режиме налогообложения либо перейти на единый налог. Однако право выбора обусловлено не только вышеназванными обстоятельствам, но еще и тем, что такое право возникает и при соблюдении второго условия, каким является то, что выручка от реализации указанной продукции должна составлять не менее 70 процентов общей выручки.

     Объектом обложения и налоговой базой является валовая выручка, к которой для исчисления суммы налога применяется ставка 5 процентов.

     Предприятия, перешедшие на единый налог, освобождаются от уплаты: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, экологического налога, налога на недвижимость, дорожного сбора, местных налогов и сборов.

     Кроме перечисленных налогов и сборов, в налоговую систему Республики Беларусь входят местные налоги и сборы. Специального закона, регулирующего местные налоги и сборы в республике нет.

     Институт местных налогов и сборов с давних пор известен в зарубежных странах, имеет он свою хоть и незначительную, историю и в Республике Беларусь. Местные налоги имеют свои особенности. Во-первых, поступления по этим платежам используются на местные нужды в пределах территории соответствующего органа местного самоуправления. Во-вторых, они зачисляются в местные бюджеты или внебюджетные фонды. В-третьих, введение и взимание данных налогов осуществляется местными органами представительной власти.

     Начало использования местных налогов для пополнения доходной части местных бюджетов было положено Постановлением Верховного Совета от 29 июня 1993 г. «О временном порядке применения местных налогов и сборов в Республике Беларусь». Этим постановлением был установлен перечень местных налогов и сборов и предельный уровень изъятия, который не мог превышать пяти процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Это ограничение существенно сдерживало местную инициативу на введение местных налогов. «В 1993—1996 гг. доля местных налогов и сборов в среднем по республике составляла один процент в доходах местных бюджетов.

     В 1997 г. был введен иной порядок, регулирующий местные налоги и сборы. В Приложении № 1 к данному закону устанавливалось право на введение местными Советами определенного перечня местных налогов и сборов. Новый порядок значительно активизировал деятельность на местах по введению новых налогов. В 1997 г. доля местных налогов и сборов увеличилась в доходах местных бюджетов в среднем по республике до 7 процентов. Однако этот порядок привел к тому, что на местах стали обкладывать предприятия непомерной данью.

     Все это привело к тому, что в 1998 г. было установлено иное регулирование местных налогов и сборов. В ст. 10 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 1998 год» дана классификация местных налогов и сборов. Они подразделяются на: сборы с пользователей; налоги на продажу; сборы за услуги; налоги, связанные с рекламной деятельностью; целевые сборы.

     Данный закон сохраняет преемственность с законом 1997 г. в части того, что вводимые местными Советами депутатов налоги и сборы не могут нарушать действующий в республике порядок формирования себестоимости и ценообразования. Однако учитывая опыт 1997 г., законодатель пошел на ограничение компетенции местных Советов в части размера ставок. В 1998 году установлено, что налоговые ставки по налогам 180 с продаж не должны превышать пяти процентов выручки от реализации; по целевым сборам - пяти процентов от суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

     Укреплению доходной базы местных бюджетов способствует и передача некоторых налогов и других отчислений, поступавших до 1998 г. в республиканский бюджет, в местные бюджеты областей и города Минска. К ним относятся: налог на недвижимость; плата за землю; плата за пользование природными ресурсами; плата за древесину основных лесных пород, отпускаемых на корню; поступления от продажи древесины на аукционах; плата за пользование лесами; акцизы по плодово-ягодным крепленым и ликерным винам, сухим, полусухим винам, виноградным крепленым винам и пиву. 

2.2.Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.

Юридическая конструкция закона о налоге 

     Право устанавливать государственные налоги и другие платежи, входящие в налоговую систему Республики Беларусь, - компетенция Парламента и Президента Республики Беларусь, установление местных налогов и сборов является правом местных органов представительной власти. Вводятся налоги соответственно законами, декретами Президента и местных Советов депутатов.

     Несмотря на различную экономическую  сущность каждого налога и  принадлежность его к той или  иной классификационной группе, в юридическом плане они имеют  единую правовую форму: элементы  закона о налоге. Все элементы  закона о налоге могут быть  отнесены Существенным или факультативным. К существенным элементам относятся: субъект налога (налогоплательщик), объект налога, единица налогообложения, налоговая база, порядок исчисления и уплаты налога, источник уплаты, льготы по налогу, права и обязанности налогоплательщика, меры ответственности. К факультативным элементам относятся, в частности, порядок возврата перечисленных сумм и некоторые другие.

     Белорусское налоговое законодательство  выделяет в отдельный закон  такие существенные элементы  закона о налоге, как права  и обязанности налогоплательщика,  меры ответственности за нарушение  налогового законодательства. Это  сделано в Законе «О налогах  и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Права и обязанности другой стороны в налоговых правоотношениях закреплены в Законе «О государственной налоговой инспекции». Такой подход характерен и для российского налогового законодательства, в котором указанные существенные элементы содержаться в Законе «Об основах налоговой системы Российской Федерации».

     Рассмотрим каждый из элементов.  Субъект налога (налогоплательщик) - это юридическое или физическое лицо, которое по закону должно уплачивать налог. Каждый закон начинается с определения круга лиц, которые должны уплачивать данный налог; в него входят как белорусские, так и иностранные юридические и физические лица, их филиалы, представительства.

     Объект налога - предмет, подлежащий  обложению (доход, имущество, продукция). Иногда название налога обусловлено  объектом, например, прибыль, добавленная  стоимость. На объект налога  должен обязательно указывать  закон. В противном случае или  при нечетком определении объекта  у налогоплательщика не возникает  обязанности уплачивать налог. 

     Единица обложения - единица измерения  объекта. Так, по земельному  налогу единицей является гектар, в ряде случаев единицей являете  денежная единица, то есть белорусский  рубль.

     Налоговая база представляет  собой стоимостную, физическую  или иную характеристику объекта  налогообложения. 

     Налоговая ставка представляет  собой величину налога на единицу  обложения. В зависимости от  построения налогов, различают  твердые и долевые ставки. Твердые  ставки устанавливают в абсолютной  сумме ни единицу объекта. Например, по земельному налогу она выражается в рублях на один гектар земли. Долевые ставки выражаются в определенных долях к объекту обложения. Как правило, это процент к размеру объекта обложения. Процентные ставки - это ставки, действующие в одинаковом размере, независимо от размера объекта обложения. Так, по налогу на прибыль по действующему в настоящее время законодательству ставка составляет/25 процентов, по налогу на добавленную стоимость - 20 процентов. Прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом используется шкала ставок. В нашем налоговом законодательстве прогрессивная ставка в чистом виде не применяется. По подоходному налогу используется комбинированная ставка с элементами прогрессии.

Практика  налогообложения в развитых странах  выработала два вида прогрессии: простую  и сложную. При простой прогрессии увеличивающаяся ставка налога применяется ко всему объекту обложения, при сложной -объект обложения делится на части, каждая из которых облагается индивидуальной ставкой. Сложная прогрессия выгодна богатым налогоплательщикам. В Беларуси нет практики применения сложной прогрессивной ставки.

     5’’Источник налога - доход субъекта, из которого уплачивается налог. Это может быть прибыль, заработная плата, дивиденды, проценты. По налогу на прибыль источник уплаты и объект обложения совпадают. Аналогично по подоходному налогу объектом выступает заработная плата, она же является источником уплаты этого налога.

     Налоговые льготы - полное или  частичное освобождение от уплаты  налога. Льготы могут выступать  в виде скидок, вычетов и т.д.  Самой существенной налоговой  льготой является необлагаемый  минимум — наименьшая часть  объекта, полностью освобожденная  от налога. Эта льгота предусмотрена  по подоходному налогу с граждан.  Необлагаемый минимум привязан  к минимальной заработной плате.  Последняя, как известно, в связи с инфляцией постоянно увеличивается. Новым видом налоговых льгот является налоговый кредит, который в Беларуси заключается в отсрочке уплаты причитающихся сумм налогов. Понятие «кредит» выданном случае носит условный характер.’’[8.c.174.]

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь