Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

     Порядок исчисления уплаты налога  — обязанность исчислить сумму  налога, которая возлагается на  самого налогоплательщика, лицо, выплачивающее доход, налоговый орган. В Беларуси применяются все три перечисленных порядка. Так по налогу на прибыль, НДС, акцизы предприятие самостоятельно исчисляет налоги, исходя изданных бухгалтерской документации. Земельный налог физические лица уплачивают по извещениям налоговых органов, которые, в свою очередь, исчисляют налог, исходя из данных, представляемых землеустроительными органами, и действующих ставок. Подоходный налог граждан исчисляется бухгалтериями предприятий. Ответственность за правильность исчисления лежит на лицах, в функции которых входит исчисление налога. Уплата налога производится при любых порядках исчисления налога самими налогоплательщиками. В большинстве случаев исчисление и уплату налога в установленные законом сроки производят одни и те же субъекты. Обязанность по уплате налогов, самостоятельно исчисленных налогоплательщиком, возникает при наступлении тех условий, с которыми закон связывает эту обязанность: наличие объекта обложения, наступление срока уплаты налогов.

     Исчисление налогов проводится методом исчисления налога с нарастающим итогом, когда последующие суммы уплаты налога привязываются к ранее уплаченным по одному и тому же объекту обложения, или каждая новая сумма уплаты производится, исходя из размера объекта обложения за соответствующий отчетный период.

     Введение новых налогов, изменение  действующего порядка обложения, установление ставок и льгот определяются налоговым законодательством и входит в компетенцию Парламента и Президента. Исполнительная власть уполномочена определять правила и нормы в соответствии с налоговыми законами. Так, Правительство регулярно изменяет ставки по земельному налогу с учетом уровня инфляции. Индивидуальные льготы по налогам предоставляются Президентом Республики Беларусь.

     Правительству предоставлено право  по согласованию с Президентом  освобождать отдельные субъекты хозяйствования, а также физические лица от уплаты таможенных платежей (таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость) при ввозе вещей на таможенную территорию Республики Беларусь с учетом значимости и необходимости для экономики республики ввозимых вещей.

     В этом отношении Республика  Беларусь не является исключением.  Так, в зависимости от состояния  экономики, английское правительство  может изменять в определенных  пределах ставки косвенных налогов,  а германское правительство, кроме  того, и ставки подоходного налога  и налога на прибыль корпораций. В США Президент уполномочен  регулировать ставки таможенных пошлин.

     Ответственность в налоговых правоотношениях - вопрос самый сложный в налоговом праве. В действующем законодательстве он регулируется ст. 9 Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и ст. 12 Закона «О государственной налоговой инспекции», ст. 154, 154 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», ст. 151,160,161. Уголовного кодекса Республики Беларусь.

     Правонарушения в налоговой сфере включают правонарушения как со стороны налогоплательщиков, так и налоговых органов. Это общепринятая в юридической литературе точка зрения. Как налоговые правонарушения, можно квалифицировать и решения, принимаемые органами представительной и исполнительной власти, которые, например, вводят не предусмотренные законом налоги, освобождают от уплаты налогов отдельных налогоплательщиков, когда им не предоставлено такое право, и некоторые другие.

     Практика применения налогового законодательства в Республике Беларусь и опыт других стран позволяет сгруппировать такие правонарушения, исходя из того, против чего они направлены.

     К первой группе относятся правонарушения против обязанности уплачивать налоги. Сюда относятся: несвоевременная постановка на учет, уклонение от уплаты налогов путем сокрытия или снижения объекта обложения, непредставление налоговым органам декларации и других установленных документов, использование незаконной льготы.

     Рассмотрим каждый состав детальнее. Законом «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» установлено, что юридические лица и предприниматели в 15-дневный срок с момента регистрации должны стать на учет в налоговом органе. Фактом регистрации считается включение в Государственный реестр налогоплательщиков. Документом, подтверждающим этот факт, является извещение о присвоении учетного номера налогоплательщика. С 1 июля 1994 г. учетный номер налогоплательщика (УНН) является обязательным реквизитом при заполнении платежных документов в банке. При отсутствии УНН такие документы банками не принимаются. За это нарушение налоговые органы обязаны приостанавливать полностью или частично операции предприятии и граждан по их счетам и вкладам в банке. Кроме того, на руководителей и предпринимателей налагается административный штраф в установленном размере. Уклонение от уплаты налогов является самым серьезным налоговым правонарушением, так как влечет за собой не только не исполнение обязательств перед бюджетом, но и ставит нарушителя в более выгодное положение по сравнению с другими налогоплательщиками. Наиболее часто встречающимся проявлением уклонения от уплаты налогов является сокрытие или снижение размера объектов налогообложения. Под сокрытием следует понимать умышленное или неумышленное сокрытие прибыли (дохода) или иного объекта налогообложения в результате неправильного отражения в расчетах, бухгалтерском учете, отчетности, балансе затрат, относимых на себестоимость продукции, издержек обращения, полученной выручки и валового дохода.

     В этом случае в доход бюджета взыскивается сумма сокрытой прибыли или дохода. При занижении других объектов налогообложения в доход бюджета взыскивается сумма налога за сокрытый объект налогообложения и штраф в удвоенном размере от этой суммы. При повторном сокрытии, занижении прибыли или дохода в течение года со дня применения предыдущей финансовой санкции в бюджет взыскивается сокрытая прибыль или доход и штраф в размере сокрытой прибыли или дохода. На должностных лиц предприятий (руководителя и главного бухгалтера), виновных в занижении (сокрытии) прибыли (дохода) или неучтение других объектов обложения, постановлением руководителя налогового органа налагается административный штраф в размере, кратном минимальной месячной заработной плате.

    6’’ Налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке бухгалтерский учет и отчетность финансово-хозяйственной деятельности и предъявлять налоговым органам бухгалтерские отчеты и балансы, рас-. чет по налогам, декларации и другие необходимые документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов. Если налогоплательщик не имеет к установленному сроку бухгалтерских отчетов, балансов и расчетов, то с него взыскивается в бюджет 110 процентов суммы налога, начисленного за предыдущий период. Непредставление декларации о доходах влечет за собой представление налоговым органам извещения об уплате налогов в размере 150 процентов суммы налога, уплаченного за предыдущий отчетный период. К виновным должностным лицам применяется административный штраф.’’[19.c.314/]

     Ко второй группе относятся нарушения против налоговой системы Республики Беларусь. К ним относятся: незаконное установление налогов, незаконное взимание налогов, незаконное освобождение от уплаты налогов. Введение государственных налогов относится к компетенции Парламента и Президента, местных налогов и сборов - органов местной представительной власти. Введение налогов любым другим путем является правонарушением. Конституция Республики Беларусь (ст. 84 и 85) наделяет Президента правом издавать указы и декреты, их изменения или прекращения. Незаконное взимание налогов выражается в прямом или косвенном принуждении к уплате налогов, не установленных законом, а также налогов в больших, чем предусмотрено, суммах или уплате налогов до установленных сроков их уплаты.

     Незаконное освобождение от уплаты налогов проявляется в полном или частичном освобождении налогоплательщиков от выполнения обязательств по уплате налогов путем предоставления льгот, освобождения от недоимки, если действия совершены с превышением установленных законом полномочий должностного лица либо нарушением установленных законом оснований и процедур. Перечень льгот содержится в Законе о налоге. Следовательно, отменять, вводить или расширять круг льготников может Парламент и Президент. Местным представительным органам также предоставлено право предоставлять налогоплательщикам но некоторым налогам дополнительные льготы в пределах их компетенции и сумм, зачисляемых в соответствующий местный бюджет.

     Здесь же следует выделить правонарушения против обязанности налоговых органов применять административные штрафы к должностным лицам, виновным в нарушении налогового законодательства. В соответствии с законом, таким правом наделены руководители и заместители руководителей налогового органа. Эти правонарушения совершаются должностными лицами, и поэтому ответственность за них возникает, как за должностные преступления, регулируемые другими отраслями права.

     В третью группу включаются правонарушения против прав налогоплательщиков. Это - незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности плательщика, непредставление предусмотренных законом разъяснений по поводу применения налогового законодательства, разглашение коммерческой тайны. В состав незаконного воспрепятствования входит, в частности, приостановление по требованиям налогового органа операций по счетам клиента-налогоплательщика в банке, отказ от предоставления УНН, наложение ареста на имущество налогоплательщика, взыскание налогов и санкций с превышением установленных норм и размеров. Такие правонарушения являются следствием самоуправства и злоупотребления служебным положением должностными лицами налоговых органов, за что они привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

     Интересы государства в налоговых правоотношениях представляют налоговые органы. Закон в качестве основной задачи этих органов устанавливает осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве. Для выполнения этой задачи налоговые органы наделены определенным объемом прав. Поэтому в четвертую группу отнесем правонарушения против контрольной функции налоговых органов. Проявлениями правонарушений являются: воспрепятствование осуществлению должностными лицами налоговых органов контрольных действий, неповиновение законным требованиям должностных лиц налоговых органов, их оскорбление при осуществлении должностных обязанностей, насилие или угроза насилия по отношению к ним. Закон «О государственной налоговой инспекции», Указ Президента Республики Беларусь «Об образовании Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь» устанавливают, что работники налоговых органов и подразделений ГКФР являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство этих работников охраняются законодательством Республики Беларусь. Оскорбление работника налоговой инспекции, противодействие, угроза, насилие или покушение на его жизнь, а также иные действия, препятствующие исполнению им своих служебных обязанностей, влекут установленную законом ответственность. Это означает, что противоправные действия, направленные против контролирующих функций налоговых органов, поскольку последние реализуются в процессе выполнения работниками налоговых органов своих служебных обязанностей, преследуются в административном и уголовном порядке.

     Подразделения ГКФР в качестве одной из основных задач имеют обеспечение безопасности и защиту работников налоговых органов при выполнении ими служебных обязанностей путем выявления преступных устремлений и принятия совместно с правоохранительными органами мер по их нейтрализации.

     В особую группу можно выделить правонарушения кредитных учреждений против требований налоговых органов. Согласно п. 10 ст. 9 Закона о налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», банки обязаны исполнять предписания государственных налоговых органов о полном или частичном приостановлении операций налогоплательщика — клиента банка по расчетным и другим счетам в день поступления предписания. В случае неисполнения предписания на руководителей банка налоговым органом налагается административный штраф. Неоднократное нарушение предписаний дает основание налоговым органам ставить перед Национальным банком вопрос о лишении данного банка лицензии на осуществление банковской деятельности. Законом налоговым органам предоставляется право требовать от банков, других финансово-кредитных учреждений, бирж предоставления необходимых сведений о финансовых и финансово-кредитных операциях плательщиков - клиентов этих учреждений, включая сведения об открытии счетов предприятиями и гражданами, наличии на них денежных средств и об операциях по этим счетам. На руководителей банков, других финансово-кредитных учреждений, в случае непредставления указанных сведений в срок, установленный налоговым органом, налагается административный штраф.

     Ответственность за нарушения налогового законодательства возникает при установлении состава правонарушения, который выявляется в результате целенаправленной деятельности налоговых органов. Правильность применения законодательства о налогах применительно к налогоплательщикам контролируется налоговыми органами. По результатам проверок и обследований, произведенных на предприятиях и у граждан, должностные лица налоговых органов составляют акты проверок, в которых излагают факты выявленных нарушений законодательства о налогах, предпринимательстве, бухгалтерском учете и отчетности, а также нарушений порядка представления налоговым органам установленных документов.

     При установлении сокрытия (занижения) прибыли и других объектов обложения, помимо подробного изложения этих правонарушений, к актам проверки в необходимых случаях прилагаются изъятые у предприятий документов, свидетельствующих об этих фактах или копии с них. Все факты нарушении в актах проверок приводятся со ссылкой на законодательные и другие нормативные документы.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь