Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

   1’’  В налоговую систему Республики Беларусь входит перечень государственных налогов, содержащихся в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также налоги и сборы, введенные актами Президента Республики Беларусь: кроме того, в нее включаются местные налоги и сборы. Как государственные, так и местные налоги уплачивают юридические и физические лица,

     Указание на налогоплательщиков содержится в каждом законе о налоге и решении местных органов власти. На них возлагается обязанное выполнять все требования закона: своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, расчеты по платежам и представлять их в установленные сроки налоговым органам.

     Одним из основных видов налогов,  оказывающим действенное влияние  на предприятия, является налог  на прибыль. Этот налог .направлен на повышение эффективности производства, соизмерение затрат с полученной выручкой. После уплаты косвенных налогов (на добавленную стоимость, акцизы), а также других налогов и обязательных отчислений, относимых на себестоимость (земельного налога, экологического, чрезвычайного, отчислений в Фонд социальной защиты населения, Фонд содействия занятости, Дорожный фонд), предприятие определяет прибыль.’’[4.c.120]

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, объединения, организации, их филиалы и представительства, отделения и другие обособленные подразделения, осуществляющие хозяйственную и коммерческую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности.

     Налогом на прибыль облагается  балансовая прибыль предприятия»  состоящая из прибыли от реализации  продукции (работ, услуг), иных  материальных ценностей (включая основные фонды) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

     Прибыль от реализации продукции  определяется, как разница между  суммой выручки от реализации  продукции и суммой издержек  производства, приходящихся на реализованную продукцию, налога на добавленную стоимость и акцизов.

     Из балансовой прибыли как  объекта обложения производится  ряд вычетов, которые установлены  в Законе, после чего устанавливается  налогооблагаемая прибыль как  окончательный объект обложения,  к которой применяется действующая  в настоящее время основная  ставка в размере 25 процентов. 

     По данному налогу законодатель  установил целый перечень льгот,  которые могут быть объединены  в четыре группы. Льготируется прибыль, направляемая на расширение производства. Вторая группа льгот касается прибыли, направляемой на социальные нужды; третья группа - обложения предприятий, использующих рабочую силу; четвертая - приоритета развития села и агропромышленного комплекса.

     В законодательстве содержатся  указания на особенности исчисления 
налога на прибыль иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями. В особом порядке производится определение налогооблагаемой базы у страховых компаний, торговых организаций. Предприятия, не состоящие на хозяйственном расчете и получающие доходы от хозяйственной и коммерческой деятельности, налог уплачивают из получаемых от этой деятельности сумм превышения доходов над расходами, документально подтверждаемыми. В этой связи у них 
возникает обязанность вести раздельный учет по основной деятельности и коммерческим операциям. Сумма превышения доходов над расходами по хозяйственной деятельности определяется в порядке, установленном для исчисления прибыли хозрасчетными предприятиями.

     Ставка налога на прибыль с  момента его введения менялась  несколько раз и в настоящее время установлена в размере 25 процентов. Однако может применяться и пониженная ставка — 15 процентов. Право на использование указанной ставки обременено тремя обстоятельствами. Первое — вид деятельности. Закон исключает из претендентов на использование пониженной ставки предприятия розничной торговли. Второе -балансовая прибыль не должна превышать 5000 минимальных месячных заработных плат. И третье, среднемесячная численность работающих не должна превышать определенной величины, на основании которой предприятие относится к малым. Таким образом, только при выполнении всех трех названных условий предприятие может использовать пониженную ставку при исполнении налога на прибыль.

     Правовое положение налога на  прибыль регулируется Законом  о налоге на прибыль и доходы  предприятий. В данном случае  в одном Законе содержаться указания на различные объекты обложения: прибыль и доходы. Понятие прибыли и налогооблагаемой прибыли было рассмотрено выше. Доход как объект обложения с экономической точки зрения отличается от прибыли на величину фонда оплаты труда. Необходимость в выделении такого объекта обложения обусловлена тем, что по некоторым видам деятельности материальные затраты невелики, зато в себестоимости значительная часть приходится на заработную плату. В первой редакции Закона к таким видам деятельности были отнесены: казино, видеосалоны, биржевая деятельность, проведение лотерей, массовых концертно-зрелищных мероприятий и некоторые другие.   В настоящее время налог на доходы применяется только относительно доходов предприятий от принадлежащих им ценных бумаг.

     В соответствии с Действующим в настоящее время законодательством объектом обложения налогом на доходы являются дивиденды и приравненные к ним доходы. К последним относятся доходы от соглашений, предусматривающих участие в прибылях; выплаты акционеру (пайщику) при ликвидации предприятия в размерах, не превышающих его вклад в установленный фонд; выплаты акционерам (пайщикам) в виде акций (паев) того же предприятия, либо в виде увеличения номинальной стоимости акций при изменении процентной доли участия в уставном фонде.

     Таким образом, объект определяет субъектов, которые должны уплачивать налог на доходы по ставке 15 процентов. Сроки уплаты налога на доходы в бюджет установлены не позднее дня, следующего за днем, в котором были начислены дивиденды и приравненные к ним доходы.

    2’’ В особом порядке в законодательстве регулируется взимания налога на доходы иностранных юридических лиц. Оно может быть прекращено или ограничено на основе принципа взаимности в случаях, когда в соответствующем иностранном государстве такие меры осуществляются по отношению к белорусским юридическим лицам. При заключении коммерческих сделок с иностранными фирмами не разрешается включение в контракты налоговых оговорок, в соответствии и с которыми (70 предприятия Республики Беларусь берут на себя обязательства нести расходы по уплате налога на доходы иностранных юридических лип.’’[4.c.127]

     Для нерезидентов установлен особый режим обладания налогом на доходы, он обусловлен налоговым статусом последнего. По белорусскому законодательству нерезидент как юридическое лицо может: во-первых, осуществлять деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, под которым понимается специальный налоговый статус, приобретенный иностранным юридическим лицом после соответствующей регистрации в налоговых органах Республики Беларусь. Во-вторых, осуществлять деятельность, получая доходы в Республике Беларусь без образования постоянного представительства.

     Нерезидент, получивший статус постоянного представительства, является налогоплательщиком Республики Беларусь и уплачивает налоги в соответствии с законодательством республики. При расчетах с нерезидентами, осуществляющими деятельность в Беларуси через постоянное представительство, плательщик-резидент не удерживает налоги на доходы иностранного юридического лица.

     Если иностранное юридическое лицо не осуществляет деятельности через постоянное представительство, но получает доход из источников, находящихся на территории Республики Беларусь и являющихся резидентами, то такое иностранное юридическое лицо уплачивает налог на доходы. Его (налог) исчисляет и удерживает предприятие-резидент. Причем доходы, по которым необходимо удерживать налог, конкретные - 
это дивиденды, роялти, доходы по лицензиям, по долговым обязательствам, плата за фрахт.

     Декретом Президента Республики Беларусь №43 от 23.12.99ъведен налог на доходы в отдельных, сферах деятельности. Плательщиками являются банки, небанковские финансовые организации, страховые и перестраховочные организации, Иные юридические лица получающие доходы от операций с ценными бумагами. Объектом признается общая сумма доходов по этим операциям в налоговом периоде. Ставка 30 процентов для банков и 40 процентов для всех остальных плательщиков этого налога. Однако при определении налоговой базы налогоплательщики могут уменьшить ее на сумму доходов от операций с государственными и муниципальными ценными бумагами и на суммы, направленные в виде кредитов в; реальный сектор экономики.

     Наибольший удельный вес в доходах бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Его плательщиками являются все юридические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь. С 1994 г. плательщиками этого налога стали физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

     Налог на добавленную стоимость был введен в республике с 1992 г. и стал своего рода преемником существовавших до него в хронологической последовательности налога с оборота и налога с продаж. До 1999 г. в республике использовался так называемый «гибридный» метод исчисления этого налога. Один порядок распространялся на внутриреспубликанский оборот, второй - на импорт.

     Начиная с 1999 г. введен новый порядок, соответствующий используемому в большинстве стран. Объектом налогообложения признаются реализация товаров на территории Республики Беларусь, за пределами республики и ввоз товаров на таможенную территорию белорусского' государства. Для исчисления налога необходимо определение налоговой базы, под которой применительно к этому налогу понимается стоимость товаров при реализации и ввозе на территорию Республики Беларусь. Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам: 20 процентов при реализации и ввозе основной массы товаров, 10 процентов - при реализации продукции животноводства, растениеводства, рыбоводства, пчеловодства и некоторых других товаров, перечень которых устанавливается Правительством и по нулевой ставке по товарам, помещенным под таможенный режим экспорта, и по некоторым работам и услугам.

     Сумма налога определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Из под налогообложения выведены реализация социально-значимых товаров, работ и услуг, в том числе ввоз на территорию республики отдельных товаров.

     Осуществляя производство и реализацию товаров, а также их перемещение через таможенную границу Беларуси, субъекты хозяйствования в установленных в законодательстве случаях уплачивают в бюджет акцизы. Это - также косвенный налог. Его плательщиками являются предприятия, производящие продукцию, на которую установлены ставки акцизов, а также ввозящие товары, которые по белорусскому законодательству относятся к подакцизным. Объект обложения акцизами - выручка от реализации произведенной или импортированной подакцизной продукции. При этом под реализацией понимается продажа, обмен, безвозмездная передача товаров, использование их на собственные нужды предприятий. Ставки акцизов устанавливаются в процентах к выручке от реализации подакцизных товаров и дифференцируются от 10 до 80 процентов. Размер ставок - величина непостоянная. Право внесения изменений в действующее законодательство в части ставок относительно акцизов принадлежит Правительству. В целях борьбы с контрабандной продукцией с 1994 г. введена маркировка товаров акцизными марками. Реализация продукции без указанных марок преследуется в установленном законом порядке.

     По данному косвенному налогу существует специальная льгота, которая заключается в освобождении от уплаты акцизов с выручки, полученной от реализации товаров за пределы Республики Беларусь в свободно конвертируемой валюте.

     С целью рационального пользования природных ресурсов и борьбы с загрязнением окружающей среды во многих странах мира введены специальные налоги. Республика Беларусь не богата природными ископаемыми. Негативное воздействие на ее экологию оказала Чернобыльская катастрофа. Введение в республике налога за пользование природными ресурсами (экологического налога) способствует рационализации природопользования, мобилизации средств на охрану окружающей среды. Плательщиками налога являются предприятия и частные предприниматели, деятельность которых связана с добычей природных ископаемых и выбросами загрязняющих веществ.   Фактические объемы добытых ресурсов и выброшенных загрязняющих веществ являются объектом обложения. Определен перечень природных ископаемых, по которым уплачивается экологический налог. В него, в частности, входят нефть, торф, вода и т.п. Каждому природопользователю ежегодно устанавливаются лимиты добычи ископаемых и выбросов загрязняющих веществ. Установление лимитов относится к компетенции исполнительных органов власти. Определение ставок пользования природными ресурсами производится централизованно. По поручению Парламента их устанавливает Правительство республики. В связи с инфляцией ставки пересматривались несколько раз. Ставки устанавливаются в абсолютных суммах с единицы добываемых ресурсов, по загрязняющим веществам - в зависимости от их опасности. Поэтому налогу кроме материальных объектов, подлежащих налогообложению, применяется еще и объект виде определенной деятельности - это переработка нефти и нефтепродуктов.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь