Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

     Таким образом налоги - это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков. Подчеркнем — индивидуально безвозмездные. Для всех членов общества они возмездные, так как поступившие в виде налогов денежные средства используются государством для удовлетворения общественно значимых потребностей, таких, как оборона, управление, фундаментальная наука и некоторых других. 

Налоговая система Республики Беларусь и виды налогов 

     В каждом государстве существует своя налоговая система, под которой понимается совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Это общее правило. Национальные налоговые системы отличаются по структуре налогов, их количеству и методам изъятия налогов. Налоговая система Республики Беларусь закреплена в основном налоговом Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г.

     В налоговую систему входят не только непосредственно налоги, но и сборы, пошлины, обязательные отчисления. К сожалению, законодательство не дает определения понятию «обязательные отчисления». Однако с налогами их объединяет то, что они вводятся законами, обязательны для уплаты, зачисляются в бюджет или внебюджетные фонды. Контроль за их уплатой, применение экономических санкций возложены на налоговые органы. Таким образом, у них имеется ряд общих признаков, что позволяет объединить их в налоговую систему государства.

     Налоговая система Республики  Беларусь строится, исходя из  общих для всех национальных  налоговых систем принципов, но  с учетом экономических и политических  особенностей, присущих белорусскому  государству.

     Какие же это принципы? Во-первых принцип равноправия, означающий, что государство не выделяет налогоплательщиков в зависимости от масштабов их деятельности, получаемых доходов и принадлежностей к той или иной форме собственности. В этом отношении белорусское налоговое законодательство пошло дальше налогового законодательства бывшего СССР, которое по отношению к предприятиям негосударственной формы собственности было более жестким (применялись более высокие ставки налогов). В налоговых системах некоторых развитых стран для целей налогообложения выделены плательщики с различными уровнями доходов и прибыли.

     Во-вторых, это принцип стимулирования  зарабатывания средств, так как налогоплательщик заранее знает; какие налоги и по каким ставкам он будет платить. Государство не претендует на ту часть дохода, которая после уплаты налогов остается в его собственности. Это обстоятельство выгодно отличает налоговый метод от используемого ранее разверсточного, при котором предприятие не знало, какую долю его доходов оставят ему, а какую изымут в виде так называемого свободного остатка прибыли.

     В-третьих, это принцип согласования с налоговыми системами стран, входящих в Содружество Независимых государств (СНГ). Правда, это принцип скорее декларативный, чем реальный, так как входящие в Содружество государства мало обеспокоены согласованностью их налоговых систем. Такой вывод позволяет сделать анализ налогового законодательства стран, входящих в СНГ. Тем не менее Беларусь заложила этот принцип в основу своей налоговой системы и насколько возможно придерживается его. В рамках Союза Российской Федерации и Республики Беларусь идет процесс унификации налогового законодательства этих государств.

     Четвертый принцип заключается в адекватности налоговой системы Республики Беларусь налоговым системам развитых стран. Интеграция республики в международное экономическое сообщество обуславливает, что структура налогов, методы изъятия, уровень налоговой нагрузки и налоговое законодательство Беларуси должны быть близки по этим параметрам налоговым системам промышленно развитых стран.

     Пятый принцип заключается в том, что каждое лицо обязано уплачивать установленные законом республиканские и местные налоги, сборы и пошлины, по которым это лицо признается плательщиком.

     Шестой принцип сводится к тому, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, не предусмотренные законами и актами Президента Республики Беларусь.

     Седьмой принцип касается запрета устанавливать налоги, сборы, пошлины и льготы по их уплате, наносящие ущерб суверенитету Республики Беларусь, ее национальной безопасности, территориальной стабильности. целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающие единое экономическое пространство и единую налоговую систему.

     Таким образам налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фонды, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых отношений.

    Налоговая система Республики Беларусь включает в себя различные налоги в чистом виде. В первой редакции уже упомянутого закона указываются следующие налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, налог на пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, налог на экспорт и импорт, земельный налог (плата за землю), налог на топливо, транзитный налог, государственная пошлина, подоходный налог с граждан. В настоящее время все перечисленные налоги, за исключением налога на топливо, налога на экспорт и импорт, действуют на территории Республики Беларусь, Кроме того, предприятия всех форм собственности и индивидуальные наниматели являются плательщиками Чернобыльского налога. За период с 1999 по 2011 гг. вводились и отменялись некоторые другие налоги и сборы.

     Входящие в налоговую систему Республики налоги могут быть классифицированы по различным основаниям. Существует принятая на международном уровне классификация налогов. Прежде всего, они подразделяются на прямые и косвенные. В основе разделения лежат объект обложения и взаимоотношения плательщика с государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы и имущество. Юридический и фактический плательщик в данном случае совпадают. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с граждан. К косвенным относят налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или услуги. Владельцы товаров и услуг при их реализации получают налоговые суммы, которые передают государству. В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована объектом обложения. При косвенном налогообложении юридический и фактический плательщик не совпадают. В Беларуси основными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

     По поводу этих налогов есть специальные законы. Налог на добавленную стоимость самый «молодой» из общегосударственных налогов. Его теоретическое обоснование относится к 1892 г., и было сделано в Сорбонском университете. Окончательный механизм и схему действия. налога разработал М. Лоре в 1954 г., после чего он был введен во Франции, а затем решением Совета Европейского экономического сообщества от 11 апреля 1967 г. - в странах ЕС. В Республике Беларусь этот налог введен в 1992 г. в соответствии с Законом от 2 декабря 1991 г.

     По принятой в других государствах классификации выделяют еще социальные налоги. Если исходить из такой классификации, то к последним в Республике Беларусь относятся отчисления в Фонд социальной защиты населения и Фонд содействия занятости.

     В зависимости от органа, который вводит налоги, их подразделяют негосударственные и местные. Подчеркиваем, что именно это обстоятельство, а не факт зачисления налога в республиканский или местный бюджет, является основанием для отнесения того или иного налога к государственным или местным.

     К государственным в Беларуси относятся перечисленные выше налоги. Что касается местных налогов, то в настоящее время отменено Постановление Верховного Совета, принятое в 1993 г. и действует Порядок введения местных налогов и сборов, принятый в 1997 г. (приложе

     rJT.

     ние к Закону о бюджете Республики Беларусь на 1997 г.). Это, в частности, сборы с пользователей, налоги на продажу, сборы и услуги, налоги, связанные с рекламной деятельностью, целевые сборы.

     Налоги уплачиваются юридическими  и физическими лигами. Это дает  основание разграничить налоги  по субъективному составу на  налоги, уплачиваемые юридическими  и физическими лицами. К первым относятся налог на прибыль, ко вторым - подоходный налог. Индивидуальное предпринимательство обусловливает слияние в одном лице юридического и физического лица. Физические лица занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, становятся плательщиками отдельных налогов, если их деятельность адекватна деятельности юридического лица. Например, индивидуальный предприниматель, занимающийся производственной и коммерческой деятельностью, становится плательщиком налога на добавленную стоимость. Особенности такого налогообложения, в основном, регулируются на уровне подзаконных актов Государственного налогового комитета.

     В зависимости от характера использования, налоги подразделяются на налоги общего и целевого назначения. Первые зачисляются в бюджеты различных уровней и не привязываются к финансированию определенных расходов. Большинство налогов в Республике являются общими. Это - налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы. Целевое назначение имеет место Чрезвычайный налог; его поступления идут на финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Обязательные отчисления в социальные внебюджетные фонды, входящие в налоговую систему, являются исключительно целевыми налогами.

     Налоги подразделяются также  на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник за конкретным бюджетом. Так, налог на недвижимость, платеж за землю, экологический налог, подоходный налог полностью зачисляются в соответствующие местные бюджеты. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью их сбалансированности. Так как в республике весь дефицит бюджета относится на республиканский бюджет, то регулирующие доходные источники обеспечивают сбалансированность только местных бюджетов. Распределение сумм этих налогов происходит в форме процентных отчислений общегосударственных налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Размер процентных отчислений ежегодно устанавливается в законе о бюджете на новый финансовый год. К регулирующим налогам в Республике Беларусь относится налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль.

     Основная масса налогов уплачивается  налогоплательщиками регулярно  в сроки, установленные законодательством,  то есть имеют постоянный характер. Такие налоги принято определять  как регулярные. Подавляющее большинство  налогов, сборов и обязательных  отчислений относятся к регулярным  налогам. Разовый характер носит  пошлина государственная и таможенная. Уплата пошлины зависит от желания, потребности гражданина в услугах государственных органов, взимающих при этом государственную пошлину. Таможенную пошлину уплачивают те, кто ввозит или вывозит товары с таможенной территории Республики Беларусь.

     Налоговую систему государства,  кроме структуры налогов, определяют способы взимания налогов. В налоговой практике применяется три основных способы взимания налогов: кадастровой, у источника по декларации. Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов, классифицируемых по определенным признакам. Этот способ в республике используется относительно земельного налога. Ставки этого налога зависят от кадастровой оценки земли, выраженной в баллах. При втором способе налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. Третий способ предусматривает предоставление налогоплательщиком налоговым органам декларации, то есть официального заявления о полученных за определенный период доходах. По декларациям уплачивают в настоящее время подоходный налог отдельные категории граждан и индивидуальные предприниматели. Возможна комбинация нескольких способов изъятия налога, это, в частности, касается подоходного налога.

     Обязательным элементом, раскрывающим  правовую природу налога, является  установление налогов. Под этим  понимается указание на круг плательщиков, объекты обложения, ставки, порядок исчисления и уплаты налога, льготы по налогу и некоторые другие элементы.

     Налоговая система Республики  Беларусь — один из важных  элементов экономической системы  государства. В условиях коренных  преобразований в экономике налоговая  система испытывает двойную нагрузку. С одной стороны, она должна  стимулировать развитие экономики,  придание ей соответствующей  структуры отраслей и производств,  а с другой - она испытывает  постоянное воздействие со стороны  государства, нуждающегося во  все возрастающих финансовых  ресурсах. Существует непосредственная взаимосвязь между государственными расходами и налоговой нагрузкой на предприятия и население. Эффективная налоговая система может состояться при грамотном регулировании налоговых отношений и соответствующем требованиям времени налоговом законодательстве. 

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь