Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

План  дипломной работы 

  1. Введение.
  2. Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
    1. Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
    2. Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
    3. Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
  3. Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
    1. Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
    2. Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
    3. Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
  4. Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
    1. Ответственность за налоговые правонарушения.
    2. Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
    3. Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
  5. Заключение.
  6. Библиографический список.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение:
 

     В юридическое литературе существует достаточно большие количество определений правоотношений, имеющих между собой некоторые различия, иногда терминологического характера, однако сводящихся в принципе к тому, что правоотношение представляет собой урегулированные нормами соответствующей отрасли права общественные отношения, особую юридическую связь между их участниками, являются носителями субъективных прав и обязанностей, обеспеченных принудительной силой государства, по поводу определенного объекта.

     Заслуживает внимания определение налогового правоотношения, представленное Л. Н. Морозом.: «Налоговые правоотношения означают упорядоченные регулятивными и охранительными нормами права о налогах общественные отношения по поводу объектов налоговой сферы, субъекты и участники которых находятся в непосредственной индивидуализированной либо общей правовой связи, выступают носителями субъективных юридических прав и обязанностей, реализуют содержащиеся в указанных нормах и поддерживаемые (гарантируемые) государством предписания по введению, установлению, исчислению, уплате, взиманию, учету, изменению и отмене налогов, предоставлению налоговых льгот, налоговому контролю,  разрешению налоговых споров, международному налогообложению, применению ответственности за нарушение законодательства о налогах».

     Налоговые правоотношения, как и  любые другие правовые связи,  состоят из элементов: объект, субъект и содержание. Поскольку  в предшествующих разделах подробно  рассматривались вопросы субъектов,  акцент следует сделать на  анализе содержания налоговых  правоотношений.

     Содержание правоотношений –  это юридическая связь между  его субъектами, выраженная в  наличии у них субъективных  прав соответствующих юридических  обязанностей.

     В качестве субъектов налоговых  правоотношений выступают плательщики  налогов, под которыми в данной  работе понимаются только субъекты  хозяйствования, являющиеся юридическими  лицами, и государственные органы, действующие в налоговой сфере.  Следовательно, содержание налоговых  правоотношений включает в себя  субъективные права и обязанности  субъектов данного вида урегулированных  правом общественных отношений.

     Субъективные права определяют  объем обеспеченного государством  посредством актов налогового  законодательства возможного поведения как налогоплательщиков, так и государственных налоговых органов, а субъективные обязанности – меру их должного поведения.

     Материальные отношения в налоговой сфере, основанные на правах и обязанностях имеющихся у их субъектов, возникают тогда, когда одной из сторон налоговых правоотношений – налогоплательщиком будут совершены положительные действия в гражданско-правовой, цивилистической сфере, т.е. субъект хозяйствования произведет или реализует продукцию (товары), выполнит работы, окажет услуги, вследствие чего у него появится доход, выступающий в соответствии с налоговым законодательством в качестве объекта налогообложения.

     Следовательно, налоговые правоотношения  являются производными от гражданско-правовых (налоговые правоотношения без  гражданско-правовых не существует), но несмотря на это в их содержании имеются существенные различия.

     Это связанно прежде всего с тем, что правоотношения в цивилистической сфере основаны на равенстве участников, а это, в свою очередь, отражается на их правовых и обязанностях. Праву одной стороны гражданского правоотношения всегда корреспондирует соответствующая обязанность другой и наоборот (например, по договору купли-продажи праву покупателя требовать у продавца передачи уплаченной вещи корреспондирует обязанность продавца ее передать, одновременно продавец имеет право требовать от покупателя уплаты стоимости товара, а покупатель соответственно обязан произвести необходимую уплату). Так же гражданские правоотношения основаны на диспозитивном методе правового регулирования, который позволяет субъектам самостоятельно решать, вступать им в те или иные правоотношения в цивилистической сфере или нет и одновременно предоставляет возможность выбора того или иного способа поведения в рамках дозволенного в случае вступления в конкретное правоотношение.

     Налоговые правоотношения, в свою  очередь, являются полной противоположностью  гражданско-правовым по характеру  связи между субъектами, их правовому  положению и методу регулирования  правоотношений по поводу налогов,  что соответственно накладывает  отпечаток на их содержание, т.е.  на право и обязанности участников налоговых правоотношений.

     Налоги, вносимые субъектами хозяйствования в государственный бюджет и во внебюджетные фонды, представляют собой части собственности налогоплательщика, выраженные в денежной форме, с которыми он должен расставаться в силу того, что это предписывают законы, т.е. налогоплательщик отчуждает свою собственность не добровольно, а в силу оказываемого на него правового воздействия со стороны государства, т.к. людям не свойственно отдавать свою собственность.

     Налоговые органы осуществляют  свои функции в силу закона, которым на них возложены соответствующие  обязанности.

     Следовательно, правоотношения в  налоговой сфере строятся на  основе власти и подчинении, а  не на основе равенства сторон, добровольности и диспозитивности.  Это следует из сравнительного  анализа прав, предоставленных законом  субъектам хозяйствования, являющимся  одной стороной налоговых правоотношений, и налоговым органам, которые  выступают в анализируемом правоотношении  второй стороны.

     Цель работы: определить механизм  функционирования налоговой системы  на современном этапе и определить  направления конституционно-правового  регулирования налогов и сборов  в Республике Беларусь;

     В данной работе рассмотрена  сущность конституционно-правового  регулирования налогов и сборов  в Республике Беларусь, экономическое  содержание и правовое закрепление  налогов, юридическую конструкцию налогов законодательства о налогах в Республике Беларусь, а также основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь (расчетный метод исчисления и его влияние на налоговые правоотношения). Кроме этого, мы затронем особые налоговые решения в нашем государстве, а также ответственность за нарушения налогового законодательства в Республике Беларусь и порядок взыскания налогов, не внесенных в срок к возврату бюджета излишне уплаченных сумм.

     Автор работы подтверждает, что  приведенный в  ней материал  правильно и объективно отражает  состояние исследуемого процесса, а также все заимствованные  в литературе и других источников  и концепций налогового законодательства. Все они сопровождаются ссылками на авторов.

     Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать  налоговую систему Республики  Беларусь;

- отразить  виды налогов, механизмы их  взимания и правовое регулирование; 

- выявить  проблемы функционирования налоговой  системы и рассмотреть возможные  путь их разрешения. 

2.Экономическая  сущность налогов в системе  экономики Республики Беларусь . Их правовое регулирование.                                                                                                              2.1.Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.

                     

     Налоги - экономическая категория. Они играют важную роль в экономической и социальной жизни общества. В современных условиях для Республики Беларусь чрезвычайно важно использовать налоги в целях создания эффективной экономической системы. Налоговый метод изъятия части чистого дохода, создаваемого в производственной сфере, ограничено использовался в Советском Союзе. Сейчас это - основной метод. Естественно, что правовое регулирование налогообложения приобретает, в этой связи особое значение.

     В Республике идет процесс развития налогового законодательства, являющегося источником для национального налогового права. Ни один из институтов финансового права не является предметом таких бурных дискуссий, как налоговое право. Налоговое законодательство подвергается частым и достаточно серьезным изменениям. Тем не менее можно констатировать, что в Республике Беларусь действует самостоятельная налоговая система, в основе которой лежит национальное налоговое законодательство.

     Налогообложение прошло длительный  путь развития, прежде чем оно  сформировалось в его нынешнем  виде. Возникновение налогов связано  с появлением государства, которому для выполнения его функций необходима материальная база в виде денежных фондов. Образование этих фондов происходит путем налогового изъятия у хозяйствующих субъектов и населения частицу доходов.

     Общее содержание налогов проявляется в их участии в распределении или перераспределении национального дохода. Налоговые отношения имеют односторонний характер, так как процесс движения стоимости не сопровождается эквивалентным обменом.

     Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, они - часть денежных доходов членов общества, отчужденная и присвоенная государством посредством принуждения. Аккумулируемая посредством налогов и превращения в государственную собственность, часть национального дохода используется государством для укрепления своих позиций. Не случайно во всех политических баталиях как в прошлом, так и в настоящем, в центре всегда стоит вопрос о том, чтобы поставить под свое влияние налоговую систему, добиться права собирать налоги и управлять ими. Те, кто приходит к власти, нередко недооценивают, какой огромной силой обладают налоги, способные не только возвести на трон, но и свергнуть с него. В развитых странах отношение к налогам определяет уровень компетентности государственных деятелей и общую культуру нации.

     Как экономическая категория, налоги обладают устойчивыми внутренними свойствами, закономерностью развития и отличительными формами проявления. Имея много общего с другими финансовыми категориями, налоги обладают специфическими признаками, имеют собственную) форму движения, то есть свои функции. Общепризнано выделять две функции, присущие налогам: фискальную  и неэкономическую. Но в литературе можно встретить и большее количество функций.

     Фискальная функция - основная, она присуща налогам во всех странах. С ее помощью образуются государственные денежные фонды. Экономическая функция означает, что налоги как инструмент распределения и перераспределения способны оказывать сильнейшее воздействие на производителей, население, платежеспособный спрос. Обе функции находятся в тесной взаимосвязи, и их выделение необходимо для лучшего уяснения сущности налогов.

     Государство устанавливает правила изъятия части доходов у юридических и физических лиц посредством придания этим правилам силы Закона. Правовая природа налогов обусловлена необходимостью государственного принуждения, так как вряд ли кто добровольно, по собственной инициативе будет расставаться с частью своего дохода, и порой достаточно солидной его частью.

Из истории  известно, что правовое регулирование  налогов имело место в древних  и рабовладельческих государствах. Налоги были предметом исследования многих видных ученых еще в античные и феодальные времена, не говоря уж о последующем периоде. Уже в древности были сформулированы основные принципы налогообложения, необходимость правового регулирования налоговых отношений, появились первые налоговые законы, трансформировавшиеся позднее в налоговые законодательства всех стран мира.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь