Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

     Конституционный Суд Республики Беларусь признал эти разъяснения противоречащими Закону «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и постановлению Совета Министров Республики Беларусь, утвердившему Положение о взыскании налогов, сборов и обязательных платежей. 
 
 
 
 

5.заключение: 

     Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в постсоветский период, ориентированное на становление рыночных отношений, закономерно привело к возникновению субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм, собственниками которых являются как государство, так и физические лица. В связи с этим встал вопрос об их налогообложении, что обусловило развитие процесса законотворчества, направленного на урегулирование налоговых отношений.

     За период существования самостоятельного белорусского государства были приняты многочисленные налоговые законы, постановления, инструкции, методические указания, письма, разъяснения и другие документы, изданы учебники, учебные пособия и монографии по налогам и налоговому праву. Однако это не дало желаемого результата, и устойчивая, действенная и эффективная. налоговая система, позволяющая безболезненно для субъектов хозяйствования собирать необходимые для осуществления функций государственного управления финансовые средства, сформирована не была.

     Отсутствие налогового права как самостоятельной отрасли привело к тому, что инициативу в исследовании налогового феномена взяли на себя ученые-экономисты, а это, в свою очередь, отразилось на содержании опубликованных по анализируемой проблематике работ. Труды как ученых-экономистов, так и ученых-юристов в основе своей сводились к описанию истории взимания налогов в разных странах, не анализируя причины их возникновения, и переписыванию действующих налоговых законов, что не могло способствовать развитию науки, исследующей налогообложение и связанные с ним социальные процессы;

     Для понимания истинной сущности налогообложения и отнесения его исследования к компетенции экономической либо юридической науки необходимо определить понятийно-категориальный аппарат и уяснить сущностно-содержательные аспекты рассматриваемого явления;

     Причины возникновения налогообложения, история его становления и развития неоднократно рассматривались в научной и учебной литературе. При этом, изучая исторический аспект налогообложения, многие авторы отождествляли понятия "налог" и "налогообложение", что в ряде случаев привело к неверному определению данного явления. Одни авторы определяли Налогообложение как процесс: установления и взимания налогов в стране, определения величины налогов и их ставок, порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами. Другие рассматривали налогообложение в качестве определенной совокупности экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающейся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающей собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

     Приведенные определения не полностью отражают исторический путь развития налогообложения, сводят его к процессу, т.е. совокупности последовательных действий, не раскрывают сущностно-содержательных характеристик данной категории. Подход к изучению налогообложения как процессу взимания налогов не дает полного представления о происходящих в обществе явлениях, не раскрывает того влияния, которое оно оказывает на государство, его индивидов и институты, не отражает его социальной сути. Второе определение также не полностью раскрывает сущностно-содержательные характеристики налогообложения, характеризует его как одностороннее безэквивалентное изъятие собственности. Если рассматривать? налогообложение упрощенно, то его безусловно можно охарактеризовать как принудительно-властный процесс перераспределения доходов физических и юридических лиц в пользу государства. Однако налогообложение нельзя назвать безэквивалентным, в широком смысле этого слова, изъятием собственности, а утверждение об односторонности указанного процесса теоретически не совсем верное.

     Каждый налогоплательщик, будь то  юридическое лицо в любой организационно-правовой  форме, индивидуальный предприниматель,  осуществляющий деятельность без  образования юридического лица, или не занимающееся самостоятельной хозяйственной деятельностью физическое лицо, уплачивает установленные законодательством налоговые платежи вследствие осуществления на территории государства, являющегося получателем налогов, определенной деятельности, связанной, как правило, с получением доходов. Государство, в свою очередь, создает условия, способствующие осуществлению указанной деятельности. Такими условиями правомерно признать разработку и принятие соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления деятельности, направленной на получение доходов (например, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь и многие другие нормативные правовые акты); обеспечение исполнения принятых нормативных правовых актов всеми находящимися на суверенной территории лицами; строительство и обслуживание автомобильных дорог общего пользования; охрану правопорядка; судебную защиту законных прав и Интересов физических и юридических лиц и многое другое, включая пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное среднее и высшее образование. Из изложенного следует вывод о том, что налоговые платежи неправомерно относить к категории безэквивалентных, так как каждый налогоплательщик, его малолетние дети и престарелые родители пользуются перечисленными выше государственными благами.

     Теоретическая необоснованность  утверждения об односторонности  изъятия собственности заключается  в том, что в государствах  с развитыми демократическими  институтами налоговые нормативные правовые акты принимаются Парламентом - представительным и законодательным органом, члены которого избираются всенародным голосованием и представляют избравший их народ. Таким образом, каждый гражданин, голосуя за кандидата в депутаты Парламента, передает ему полномочия на принятие законов, т.е. одновременно голосует за все принятые им нормативные правовые акты. Следовательно, теоретически нельзя утверждать, что налоги являются односторонними изъятиями собственности, осуществляемыми со стороны государства без одобрения его граждан.

     Теоретически возможно допустить,  что на очередных выборах депутатов  Парламента граждане единодушно  проголосуют за кандедатов, которые имеют целью упразднение налоговой системы.

     Конечно, на практике всенародные  избранники зачастую забывают чьи интересы они должны отстаивать, и вместо принципа "государство для народа" начинает действовать принцип "народ для государства", что хорошо прослеживается в государствах с авторитарным и тоталитарным политическими режимами. В тех государствах, где отсутствуют демократические институты, налоговые платежи действительно являются односторонними и безэквивалентными.

     Налогообложение состоит из целого  ряда стадий, отражающих взаимодействие  государства и общества в целом,  отдельных государственных органов  и организаций, физических и  юридических лиц, права, политики, экономики. Это обусловлено тем,  что анализируемое явление затрагивает  все слои и институты общества, оказывает непосредственное влияние  на социальное, экономическое, политическое  и демографическое развитие государства  и общества, служит гарантом благосостояния  народа или является причиной  его бедности, прозябания и, как  следствие, социальных потрясений.

В литературе описано много исторических примеров того, как неверно выбранная политика налогообложения приводила к  народным восстаниям и расправам  над сборщиками налогов, а иногда к падению государственного или  общественного строя.

     Например, в XVIII веке ошибочная  налоговая политика английского  правительства по отношению к  североамериканским колониям породила  протесты и сопротивление местного  населения. В 1773 году в Бостоне  разъяренные массы озлобленные из-за несправедливой пошлины на чай, сбросили всю партию чая с корабля в море, что и послужило поводом к началу войны метрополии с колониями, в результате которой последние отделились от Англии. Начало и бурный ход Великой Французской революции также были обусловлены причинами налогового порядка.

     Приведенные и многие другие  исторические факты подтверждают  правомерность выводов, что налогообложения  нельзя сводить только к процессу  отчуждения собственности: это  свойственно непосредственно налогу. Налогообложение следует тактировать намного шире, учитывая при этом не только экономические, но и социальные и политические условия существования общества, на которые непосредственно оказывает влияние исследуемое явление.

     История развития отчуждения  в виде налогов, анализ причин  возникновения данного явления  в обществе позволяют вывести  понятие налогообложения. Таким образам, налогообложение – это вызванное определенными экономическими условиями жизнедеятельности общества и опосредованное правом многогранное социальное явление, состоящее из присущих ему стадий, имеющее своей целью создание финансовых условий осуществления функций государственного управления, оказывающее непосредственное влияние на экономическое, политическое, демографическое и иное обще социальное развитие государства, затрагивающее интересы всех его институтов и индивидов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Библиографический список:

  1. Банковский надзор и аудит/Под. Ред. Г. И. Кравцовой. Мн.: БГЭУ, 1999.
  2. Брызгалин А. В. Налоги и налоговое право. М.: Аналитика-Пресс, 1997.
  3. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  4. Василевская Т. И., Стасенко В. А. Налоги Беларуси: Теория, методика, практика. МН.: Бестпринт, 1999.
  5. Вишневский А. А., Гальцев В. С., Саутин И. В. Финансовый контроль: Учебное пособие. Мн.: Академии МВД Республики Беларусь, 2005.
  6. Виницкий Д. В. Субъекты налогового права. М.: НОРМА, 2000.
  7. Вишневский А. А., Филипович С. И. Финансовое право: Пособие. Мн.: Бестпринт, 2002.
  8. Воробей Г. А. Государство и проблемы налогообложения. Мн.: БГУ, 2000.
  9. Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000.
  10. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-ое издание, испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000.
  11. Ефимова О. В. Финансовый анализ: Учебное пособие, 3-е издание, перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет, 1999.
  12. Карасева М. В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА, 2001
  13. Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть: Учебник М.: Юристь, 2000.
  14. Кишкевич А. Д., Пилипенко А. А. Налоговое право Республики Беларусь. Мн.: Тесей, 2001.
  15. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
  16. Ковалева О. В., Константинов Ю. П. Аудит: Организация аудиторской деятельности. Методика проведения аудиторской проверки: Учебное пособие. М.: Экспертное бюро ПРИОР, 2000.
  17. Мадрица В. М., Рукавникова И. В., Дружинин Д. Н. Финансовое право / Под ред. В. М. Мадрицы. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  18. Мудрых В. В. Ответственность за нарушение налогового законодательства: Учебное пособие М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  19. Налоги в Республике Беларусь / Под. ред. В. А. Гюрджан. Мн.: Светоч, 2002.
  20. Пунко Г. М. Аудит и ревизия. Учебное пособие. Мн.: УП «Книжный дом», 2004.
  21. Сорокина Т. В. Государственный бюджет: Учебное пособие. 2-ое издание, перераб. Мн.:БГЭУ, 2004.
  22. Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. Е. Бондарь и ддр. 2-ое издание, стереотип. Мн.: Выш. шк., 1998.
  23. Филипович С. И., Вишневский А. А. Бухгалтерский контроль: Учебное пособие. Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь, 2001.
  24. Филипович С. И., Макеенко Г. Н., Сауткин И. В., Соловьева Л. Д. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие. Мн.: Бестпринт, 2003.
  25. Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н. И. Химичева. М.: БЕК, 1996.
  26. Финансовое право: Учеб. /Под ред. О. Н. Горбуновой. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристь, 2002.
  27. Ханкевич Л. А. Банковское право Республики Беларусь: Практ. пособие. Мн.: Молодежное научное общество, 2000.
  28. Ханкевич Л. А. Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие. Мн.: Молодежное научное общество, 2000.
  29. Ханкевич Л. А. Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие. Мн.: Молодежное научное общество, 2004.
  30. Цыпарков Н. Г., Сауткин И. В., Малышко А. А. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие. Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь, 2005.
  31. Шидловская М. С. Финансовый контроль и аудит: Учебное пособие. Мн.: Выш. шк., 2001.
  32. Закон РБ от 08.01.2002гОналогах и сборах взымаемых в бюджет Республики Беларусь86-з
  33. Налоговый Кодекс Республики Беларусь. Г. Минск изд. «Амалфея» 2010 г.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь