Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.
Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.
- невыполнения постановлений руководителей налоговых инспекций.
По первому основанию данное деяние совершается только с прямым умыслом и установленная ответственность вполне адекватна данному виду правонарушения - изъятие в полном объеме всего дохода и штраф в его размере.
Второе правонарушение может совершаться исключительно умышленно. Однако такие деяния не наносят материального и морального ущерба, как при совершении правонарушения, связанного с незаконной деятельностью. Да, наказание должно последовать с учетом полученной суммы наличных денег, к примеру, от одной до пяти базовых величин. Но изъятие всей суммы выручки может подорвать экономику или вообще ликвидировать это лицо как предпринимателя.
По третьему основанию правонарушений можно отметить лишь то, что оно практически не связано с налогообложением. Его уже включили в административный кодекс, тем паче санкции в нем не предусмотрены, а отсылают к административному кодексу.
Невыполнение постановления руководителей налоговых инспекций о взыскании административного штрафа с руководителей или должностных лиц не является ответственностью, так как нет санкции за данное правонарушение. Это процедурный момент -порядок взимания штрафных санкций.
Мы не указали на такую меру, как взимание пени за просрочку любого платежа, в том числе налога. Следует помнить, что пеня не является санкцией за налоговое правонарушение. Это мера возмещения причиненного ущерба государству неуплатой налога. Государству причиняется ущерб в смысле несвоевременной выплаты пенсий, стипендий и других выплат из бюджета. Поэтому за просрочку платежа пеня взимается вне зависимости от формы вины правонарушителя.
Как было отмечено выше, многие правонарушения
в области налогообложения регламентированы
в новой редакции КоАП (гл. 13), который принят,
но не введен в действие. Поэтому до принятия
Закона о введении в действие КоАП Республики
Беларусь и Административно-
В соответствии с Указом № 36 налоговая ответственность дана в несколько иной интерпретации по сравнению со ст. 9 Закона о налогах и сборах. Его анализ дает основание всю совокупность правонарушений классифицировать на четыре группы (как по ст. 9 Закона о налогах и сборах), имеющие самостоятельный характер для каждого отдельного деяния:
Таким образом, мы видим, что законодатель убрал из состава правонарушения ответственность за неправомерные деяния, сопутствующие налогообложению, и отнес их к административным правонарушениям, которые предусмотрены новым КоАП Республики Беларусь.
По первой группе ответственность наступает за:
а) нарушение установленного срока подачи
заявления о постановке на учет в налоговом
органе (п. 1.1). Данное правонарушение может
совершаться как умышленно, так и по
неосторожности. Однако наказание следует
без учета вины налогоплательщика. За
данное правонарушение предусмотрена
санкция в виде штрафа индивидуальному
предпринимателю в размере от двух до
двадцати базовых величин, юридическому
лицу - от десяти до семидесяти базовых
величин. (Надо полагать, такая разбежка
в санкциях установлена для учета вины
правонарушителя);
б) осуществление деятельности организации или индивидуального предпринимателя без постановки на учет в налоговые органы (п. 1.2).
В данном случае законодатель предполагает наличие умышленной вины. За данное правонарушение предусмотрен штраф индивидуальному предпринимателю в размере 20 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее двадцати базовых величин, на юридическое лицо - 20 % от доходов, но не менее семидесяти базовых величин.
Ко второй группе правонарушений можно отнести:
а) нарушение срока представления в налоговый
орган налоговой декларации (п. 1.4). Данное
деяние может совершаться как умышленно,
так и по неосторожности.
Поскольку в результате данного правонарушения
особого материального ущерба государству
(или иному уполномоченному государством
лицу) не причиняется, поэтому
санкции довольно мягкие. На индивидуального
предпринимателя налагается штраф в размере
10 % от суммы налога, сбора (пошлин), но не
менее двух базовых величин, на юридическое
лицо - 10 % от суммы налога, подлежащего
уплате на основании этой декларации,
но не менее десяти базовых величин;
б) нарушение установленного срока представления
в налоговый орган информации об открытии
(закрытии) счета в банковской системе.
Такое правонарушение совершается
как умышленно, так и по неосторожности.
Санкции за данное деяние определены в
виде штрафа индивидуальному предпринимателю
в размере от десяти до двадцати базовых
величин, юридическому лицу — от десяти
до семидесяти базовых величин;
в) нарушение правил учета доходов (расходов)
и (или) иных
объектов налогообложения, а также отсутствие
учета начисленных и выплаченных плательщику
доходов, если эти деяния не повлекли за
собой неуплату или неполную
уплату налогов, сборов (пошлин) (п. 1.5).
Такие деяния могут совершаться как умышленно,
так и по неосторожности и влекут применение
санкций на индивидуального
предпринимателя в размере от четырех
до двадцати базовых величин, а на юридическое
лицо - от десяти до восьмидесяти базовых
величин. Разбежка в санкциях предусмотрена
для привлечения к ответственности в зависимости
от вины налогоплательщика или иного лица.
В случае, если деяния повлекли сокрытие,
занижение налоговой базы, наложение штрафа
предусмотрено в следующем размере: на
индивидуального предпринимателя в размере
от двадцати до пятидесяти базовых величин;
на юридическое лицо - от десяти до ста
двадцати базовых величин. В данном случае
все эти деяния должны нести неумышленный
характер.
К третьей группе относятся случаи, если такие деяния совершены умышленно, при этом санкции должны применятся в соответствии с п. 1.7 Указа № 36 как сокрытие, занижение налоговой базы. Поэтому данное правонарушение, повлекшее неуплату налогов, относится к третьей категории как невыполнение основной обязанности налогоплательщика внести в срок и в полном объеме причитающиеся с него налоги, сборы (пошлины). Вторую позицию в третьей группе занимает ответственность за неуплату или неполную уплату в установленный срок. Данное деяние в основном должно носить неумышленный характер, которое происходит в силу небрежности налогоплательщика, недостачи денежных средств для уплаты налогов, сборов (пошлин) или других причин, но не прямого желания не уплатить их в срок (п. 1.6). Санкции применяются в отношении индивидуального предпринимателя - штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы, сборы (пошлины), но не менее двух базовых величин; юридического лица - в размере 20 % от неуплаченной суммы, но не менее десяти базовых величин. Третья позиция определена п. 1.7 и предусматривает ответственность за самое тяжкое налоговое правонарушение - сокрытие, занижение налоговой базы, что влечет неуплату или неполную уплату налогов, сборов (пошлин) и причиняет ущерб бюджету в виде невозможности осуществлять запланированные государственные расходы. Сокрытие и занижение предполагают безусловное умышленное деяние. Поэтому законодатель установил для данного правонарушения самое суровое наказание. Для индивидуального предпринимателя установлена санкция в виде штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо - в размере 40 % от неуплаченной суммы, но не менее десяти базовых величин.
К четвертой группе ответственности относятся правонарушения в виде невыполнения или невыполнения в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налогов, сборов (пошлин) (п. 1.9). За такое правонарушение на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере 20 % суммы, подлежащей перечислению, но не менее двух базовых величин, Данное правонарушение может осуществляться только по неосторожности. В случае установления умысла должны применятся санкции как за сокрытие, занижение налоговой базы. Вторая позиция четвертой группы ответственности предусматривает санкции за открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими документов, подтверждающих постановку их на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этих лиц (п. 1.10). Такие действия банка могут происходить как умышленно, так и по небрежности. Наказание предусмотрено в виде штрафа на юридическое лицо в размере от ста тридцати до двухсот базовых величин.
Третье правонарушение данной группы относится к нарушениям банком, иной уполномоченной организацией порядка и срока исполнения поручений плательщика и иных уполномоченных лиц на перечисление налога, сбора (пошлины), пени, а также решений налогового органа о взыскании этих платежей за счет денежных средств обязанных лиц по уплате причитающихся сумм денежных средств с их счетов данных банков либо неисполнение указанных документов налоговых органов. Такие правонарушения могут наступать умышленно или по небрежности и наказание предусмотрено в виде штрафа в размере 20 % от непоступивших сумм налогов, сборов (пошлин), пени, но не менее десяти базовых величин (п. 1.11). Наконец, четвертый вид ответственности этой группы предусмотрен за исполнение банком операций по поручению плательщика или иного уполномоченного лица на перечисление денежных средств другому лицу, не связанных с исполнением налоговых обязательств, при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по их счетам влечет применение санкции в виде штрафа в размере двадцати процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением плательщика или иного уполномоченного лица, но не более суммы неисполненного налогового обязательства и не менее десяти базовых величин (п. 1.12).
Кроме привлечения к ответственности налогоплательщиков, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, законодатель установил и ответственность должностных лиц и некоторых физических лиц, а также должностных лиц, которые обязаны содействовать налоговым органам в обеспечении взимания налоговых и иных платежей, за вышеперечисленные налоговые правонарушения в соответствии с тяжестью правонарушения в виде штрафа до пяти базовых величин, от двух до пятидесяти базовых величин. А при менее тяжких последствиях - предупреждение (п. 2).
Для данных должностных лиц и некоторых физических лиц предусмотрены сроки привлечения к налоговой ответственности в соответствии с КоАП Республики Беларусь.
4.3.Порядок
взыскания налогов
не внесенных в срок
и возврат из бюджета
излишне уплаченных
сумм.
Исходя из конституционного принципа о том, что каждый, кто в силу закона обязан уплачивать налоги, сборы (пошлины) и другие платежи, государством принимаются меры, которые должны обеспечивать выполнение налогового обязательства в полном объеме и в срок.
В настоящее время такие меры установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь (Общая часть), а также другими нормативными актами органов государственного управления (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь).
В соответствии с теорией налогового права просроченный налог (или его часть) считается недоимкой. Законодатель же Республики Беларусь определяет такое положение как неисполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок налогового обязательства. Такое определение имеет право на жизнь. Однако следует иметь в виду, что в дальнейшем в Налоговом кодексе Республики Беларусь (гл. 6) все время говорится о взыскании налога, сбора (пошлины), что представляется не совсем корректным.
Все дело в том, что налоги не взыскиваются, а взимаются; сборы - собираются, пошлины - уплачиваются. Взыскиваться может только определенный долг (или задолженность). Суд всегда взыскивает задолженность по налогам, сборам (пошлинам), а не взимает их. Поэтому будем придерживаться теоретического термина изложения данного вопроса.
В отношении пени законодатель правильно определил, что она взыскивается в случае, если добровольно и в срок не внесена самостоятельно плательщиком.
Глава 6 Налогового кодекса Республики Беларусь регламентирует принудительное взыскание недоимки и пени, т.е. в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок налогового обязательства, неуплаты или неполной уплаты пеней (в дальнейшем - недоимка и пеня).
Взыскание недоимки и пени производится за счет денежных средств и (или) другого имущества должника, при этом налоговый или таможенный орган имеет право приостановить операции по счетам должника в банках и (или) наложить арест на его имущество в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь