Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

     Важнейшим способом погашения задолженности в отношении недоимки и пени является ее обеспечение за счет денежных средств должника — на счетах или наличных денег.

     Взыскание пени и недоимки с организации-налогоплательщика за счет денежных средств на счетах производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. Такое взыскание не производится, если денежные средства находятся на ссудных, спецссудных и корреспондентских счетах должника, а также со счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов.

    Решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) - организации незамедлительно доводится до сведения банка, где открыты счета плательщика (иного обязанного лица) - организации, и подлежит безусловному исполнению банком в первоочередном порядке не позднее одного банковского дня со дня получения им этого решения. При этом банком приостанавливаются, если иное не установлено законодательством, все другие расходные операции по счетам плательщика (иного обязанного лица) - организации.

     При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) — организации в день получение банком решения налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени такое решение исполняется по мере поступления денежных средств на указанные в нем счета не позднее одного банковского дня после каждого такого поступления.

     При взыскании недоимки и пени за счет наличных средств должник в бесспорном порядке обязан выполнять решение соответствующих органов.

     Наличные денежные средства, полученные от должника налоговым или таможенным органом, должны быть сданы в банк в день взыскания для зачисления в соответствующий бюджет, а при невозможности внести их в день взыскания - на следующий день.

     Также в бесспорном порядке производится взыскание недоимки и пени за счет средств дебиторов должника. Только решение о взыскании принимается с учетом сроков исполнения обязательств между должником и его дебитором. Дебиторская задолженность должна обосновываться сведениями о подлинном наличии ее у должника путем проверки или по заявлению должника (с документальным подтверждением). Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет должник (плательщик или иное обязанное лицо).

     Наиболее сложным (с правовой точки зрения) является взимание недоимки и пени за счет имущества должника.

     В зависимости от того, кем является должник, налоговый или таможенный орган имеет право обратиться в общий или хозяйственный суд с иском о взыскании недоимки и пени за счет имущества должника в порядке, установленном процессуальными кодексами (Гражданским процессуальным кодексом и Хозяйственным процессуальным кодексом).

     До подачи иска о взыскании недоимки и пени соответствующий орган вправе принять решение о наложении ареста на имущество должника в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь.

     Взыскание недоимки и пени за счет имущества должника должно производится последовательно в следующем порядке в отношении:

     а) имущества, не участвующего непосредственно в процессе производства товаров (работ, услуг);

     б) товаров, а также материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в процессе производства;

     в) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в процессе производства, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

     г) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения взыскания недоимки и пени такие договоры расторгнуты или признаны недействительными;

     д) иного имущества, не указанного в пунктах «а» — «г», за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательными актами не может быть обращено взыскание.

     Взыскание недоимки и пени за счет имущества должника должно производиться последовательно в таком порядке:

     а) прежде всего за счет денежных средств на счетах в банке;

     б) затем за счет наличных денежных средств;

     в) дебиторской задолженности;

     г) а далее в порядке, предусмотренном при взыскании задолженности за счет имущества.

     Должностные лица не имеют права приобретать имущество должника при его реализации. А средства, остающиеся от реализованного имущества после погашения недоимки и пени, подлежат возврату должнику.

    Необходимо отметить, что законодатель (как видно из Налогового кодекса Республики Беларусь) не предусмотрел взыскание наложенных штрафных санкций на должника за нарушение налогового законодательства, установленных действующими пунктами ст. 9 Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и Указом Президента Республики Беларусь № 36 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений». А ведь штрафные санкции бывают весьма значительными, а иногда превышают всю сумму недоимки. 

     При исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), а также на основании документально оформленных проверок бывают случаи, когда налогоплательщик сам переплачивает установленные налоговые платежи или же с него взимают их налоговые органы с начислением пени и штрафных санкций.

     Налоговый кодекс Республики Беларусь регламентирует такие возникающие в жизни ситуации, устанавливая порядок зачета или возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин) и пени.

Законодатель  устанавливает два порядка зачета или возврата налогов, сборов (пошлин) и пеней в зависимости от способа переплаты.

     1. Законодатель (ст. 60 Налогового кодекса Республики Беларусь) устанавливает этот порядок, если переплата произошла по вине самого налогоплательщика. В этом случае, прежде всего, налоговый орган обязан сообщить плательщику о каждом ставшем ему известном факте излишней уплаты с указанием излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени не позднее десяти дней со дня обнаружения переплаты.

     При такой переплате налоговый орган самостоятельно или по письменному заявлению плательщика вправе засчитать переплаченную сумму налоговых платежей и пени в счет предстоящих платежей. Если же у налогоплательщика имеются задолженности по другим платежам и пени, налоговый орган опять же самостоятельно производит зачет переплаченной суммы в счет погашения задолженности по этим налоговым платежам и пени. В таком случае налоговый орган обязан сообщить плательщику о произведенном самостоятельно зачете излишне уплаченной суммы налоговых платежей и пени в счет предстоящих платеже^} или в счет исполнения обязательств (просроченных) по другим налогам, сборам (пошлинам) и пени не позднее десяти дней со дня проведения такого зачета.

     Если же налоговому органу не было известно о такой переплате, зачет может быть произведен по заявлению плательщика в счет будущих платежей по данному или другим платежам, а также на уплату пени. Такое заявление должно быть подано не позднее трех лет со дня переплаты сумм налоговых платежей и пени.

     В случае отсутствия у плательщика в ближайшем будущем налоговых обязательств или начисленных пени он вправе по письменному заявлению в налоговый орган требовать возврата переплаченных сумм денежных средств.

     Такой возврат должен быть осуществлен налоговым органом в течение одного месяца со дня передачи плательщиком заявления о возврате. При этом заявление о возврате излишне уплаченных сумм налоговых платежей и пени должно быть подано не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы.

     При нарушении налоговым органом сроков зачета или возврата излишне уплаченных сумм последние возвращаются плательщику с начислением на данную сумму процентов за каждый день просрочки по ставке, равной V ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. Эти проценты начисляются со дня, следующего за днем начисления срока возврата по день направления платежного поручения банку на возвращение данной суммы с процентами.

     2. Несколько иной порядок установлен при излишне взысканной сумме налога, сбора (пошлин), пени (ст. 61 Налогового кодекса Республики Беларусь).

     Здесь мы опять встречаемся с такой же проблемой, как было ранее указано, что налоги взимаются, а недоимки — взыскиваются. На наш взгляд, ст. 61 следовало бы записать в следующей редакции: «Зачет, возврат излишне начисленных налоговыми органами сумм налоговых платежей, пени». Также следовало бы регламентировать не только зачет или возврат налога, сбора (пошлины), пени, но и штрафные санкции. Ведь в таких случаях к плательщику применяются экономические (финансовые) санкции, так как начисленная сумма налогов, сбора (пошлины), пени налоговым органом исчисляется в связи с каким-либо, по их мнению, нарушением налогового законодательства.

     При переплате суммы налога, сбора (пошлины), пени после проверки налоговым органом данного плательщика (в результате непрерывного исчисления этих платежей) эта сумма подлежит возврату, если этот плательщик не заявил о том, что не возражает (или просит) против зачета этой суммы в счет предстоящих платежей, а также в случае отсутствия у плательщика неисполненных налоговых обязательств или уплаты пени.

     Если же плательщик дал согласие на зачет данной суммы в счет будущих налоговых платежей, то порядок зачета идентичен порядку при переплате самим плательщиком.

     Возврат излишне взысканной суммы производится на основании:

     а) письменного заявления плательщика;

     б) решения налогового органа;

     в) решения общего суда;

     г) решения хозяйственного суда.

     Налоговый орган, которому стало известно об излишне уплаченной сумме налоговых платежей и пени, обязан сообщить об этом плательщику (если этот факт переплаты не был сообщен самим плательщиком в налоговый орган).

     Заявление плательщика может быть подано не позднее трех лет со дня переплаты.

     Излишне изъятая сумма налога, сбора (пошлины), пени возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

     Сам же возврат переплаченной суммы налога, сбора (пошлин), пени, процентов на эту сумму должен быть произведен в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения налоговым органом либо общим или хозяйственным судом.

     При возврате переплаченной суммы с начислением процентов производится не со дня нарушения срока возврата, а со дня, следующего за днем переплаты данной суммы, и в таком размере и до того же срока, как и при переплате по вине плательщика,

     В 1999 г. Конституционный Суд Республики Беларусь принял заключение, которое было дано на обращение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по изложенной проблеме I возврату излишне взысканной суммы налоговых и неналоговых платежей. Та Главная государственная налоговая инспекция в своем разъяснении по данному вопросу от 16 июня 1995 г. «О возвращении излишне взысканных платежей в бюджет» указала, что если в результате незаконного привлечения налогоплательщика к ответственности ему должна возвращаться взысканная с него сумма с начислением пени за каждый день только на суммы излишне взысканных платежей в бюджет. На суммы взысканных финансовых санкций по акту проверки пеня не исчисляется, из такого положения Главная государственная налоговая инспекция делала вывод, что финансовые санкции не относятся ни к налоговым, ни к неналоговым платежам.

     Исследовав материалы дела, Конституционный Суд Республики Беларусь пришел к выводу, что для налогоплательщика финансовые санкции являются бессомненно обязательными платежами. Для него все равно, были это незаконно взысканные налоги, штрафы или иные финансовые санкции, - ему причинен материальный ущерб, независимо от того, за что у него изъяты определенные суммы денежных средств.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь