Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа

Описание работы

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.

Содержание

Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Итог Контрольной.docx

— 241.14 Кб (Скачать)

- расходы на оплату труда;

- амортизационные отчисления на износ фондов и нематериальных активов.

     Ставка налога на доходы банков и страховых организаций установлена в размере 30 % от налоговой базы. Для иных организаций по доходам от операций с ценными бумагами - 40 %.

     К льготам можно отнести право данных плательщиков уменьшать налоговую базу на сумму доходов, полученных от операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами Национального банка и ценными бумагами местных целевых облигационных жилищных займов. Эти денежные суммы определяются в виде разницы между ценой:

 -  погашения и ценой приобретения ценных бумаг, уменьшенную на сумму расходов по данным операциям, - при погашении ценных бумаг эмитентом;

 -   реализации ценных бумаг, но не выше их текущей стоимости на день продажи, и ценой приобретения таких бумаг, уменьшенную на сумму расходов по данным операциям, - при купле-продаже ценных бумаг организациями (за исключением брокерских и иных посреднических операций).

     Кроме того, банки и страховые организации вправе уменьшать налогооблагаемую базу на:

- суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;

- суммы затрат, осуществляемые за счет средств, остающихся в распоряжении данных организаций после налогообложения в общем порядке на содержание находящихся на их балансе различного рода детских и дошкольных учреждении, учреждении культуры, спорта и социального обеспечения, образования, а также затрат на эти цели в долевом участии;

- суммы, переданные зарегистрированным на территории учреждениям здравоохранения, культуры, образования, социального обеспечения, финансируемым за счет средств бюджета; а также суммы, используемые на оплату счетов за приобретение для этих учреждений товаро-материальных ценностей (работ, услуг) в размере не более 5 % налогооблагаемой базы;

- для банков с участием иностранных инвесторов, а также кредитно-финансовых учреждений, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, налогооблагаемая база уменьшается на сумму отчислений в резервный (страховой) фонд в размерах, устанавливаемых в учредительных документах, но не более 25 % фактически сформированного уставного фонда;

- для банков и страховых организаций с участием иностранных инвесторов, доля которых в уставном фонде составляет более 30 %, налогооблагаемая база в течение трех лет с момента объявления ими прибыли уменьшается на сумму прибыли, полученной от реализации собственного производства.

     Сумма налога исчисляется по окончании отчетного месяца с нарастающим итогом с начала года.

     Сроки и порядок уплаты налога на доходы устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. 

    К особым режимам налогообложения относится порядок взимания налогов и сборов в свободных экономических зонах (СЭЗ).

     В соответствии с Законом от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» налогообложение субъектов производится в соответствии с налоговым законодательством.

     В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения экономической политики СЭЗ рассматривается законодательством как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны.

     При ввозе иностранных отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. Такое же правило действует и в отношении товаров при вывозе их с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь. При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную таможенную территорию Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров. 

        3.3.Местные налоги и сборы закрепленные конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь. 

Виды  местных налогов  и сборов, порядок  их установления. Плательщики  местных налогов  и сборов 

     Местным Советам было предоставлено право устанавливать местные налоги и сборы, но не были определены параметры их исчисления и взимания. Начался разнобой в установлении различных налогов и сборов. Иногда повторялись уже действующие республиканские налоги и сборы. Поэтому Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление 29 июня 1993 г. № 2455-ХШ «О временном Порядке применения местных налогов и сборов в Республике Беларусь», где установил перечень местных налогов и сборов, которые должны были взиматься в Республике Беларусь. Кроме того, в этом постановлении было предусмотрено, что местные Советы депутатов не должны нарушать действовавшего в республике порядка формирования затрат и ценообразования. При этом предельная сумма местных налогов и сборов не должна была превышать 5 % прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.

     Однако в постановлении не был определен субъект принятия решения об установлении местных налогов и сборов. Получилось, что их могли устанавливать сельские Советы и выше до областных Советов депутатов. Было определено, что местные Советы депутатов самостоятельно определяют объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, порядок исчисления и сроки уплаты налогов и сборов.

     В 1997 г. данное постановление было отменено Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 1997 год», и с этого года перечень местных налогов и сборов с указанием некоторых их параметров приводился в ежегодно принимаемых законах о бюджете Республики Беларусь.

     В настоящее время перечень местных налогов и сборов дан в ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть), исходя из которого местные Советы депутатов будут устанавливать свою систему местных налоговых платежей. В силу этого устанавливается закрытый перечень местных налогов и сборов, которые могут быть введены местными Советами депутатов на подведомственных административных территориях. В него включены:

- налог с розничных продаж;

- налог за услуги;

- налог на рекламу;

- сборы с пользователей.

     По сравнению с установленным Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г.» перечень местных налогов и сборов уменьшился ровно в два раза.

     В силу ст. 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2004 г. «О введении в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь» действие ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь вступит в силу со дня принятия Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

     Поскольку на 1 сентября 2005 г. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь не принята, действует положение ст. 10 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год», которая устанавливает перечень местных налогов и сборов и компетенцию определенных уровней местных Советов депутатов по принятию и введению местных налогов и сборов на соответствующей административной территории.

Право на установление местных налогов  и сборов есть конституционное право местных Советов депутатов (ст. 121 Конституции).

     В соответствии со ст. 10 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня в 2006 году имеют право устанавливать следующие местные налоги и сборы:

     1. налог с продаж товаров в розничной торговле за исключением социально значимых товаров по перечню, определенному Советов Министров Республики Беларусь, а также бензина и дизельного топлива;

     2. налог на услуги, оказываемые объектами сервиса;

     3. целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержания ведомственного городского электрического транспорта, сбор на 
содержание и развитие инфраструктуры города (района));

     4. сборы с пользователей за:

- парковку (стоянку) в специально оборудованных местах;

- осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

- владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности;

- использование местной символики;

- проведение аукционов;

- осуществление охоты и рыболовства;

- строительство объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

- другие виды пользования инфраструктурой соответствующих административно-территориальных единиц, определяемые Минским городским и Советами депутатов базового уровня;

     5. сбор с заготовителей — промысловая заготовка (закупка) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации;

     6. курортный сбор;

     7. налог на приобретение бензина и дизельного топлива.

     Законодатель разграничивает полномочия местных Советов по установлению местных налогов и сборов, предоставив право принимать и вводить их только высшему и базовому территориальному уровню Советов депутатов.

     Так, налог на услуги, налог с продаж товаров в розничной торговле, целевые сборы," сбор с заготовителей, налог на приобретение бензина и дизельного топлива вводятся областными, Минским городским Советами депутатов.

     А сборы с пользователей и курортный сбор вводятся Минским городским Советом и Советом депутатов базового территориального уровня. Это значит - районными и городскими (областного подчинения) Советами депутатов Республики Беларусь.

     Уполномоченные Советы депутатов самостоятельно определяют плательщиков, объекты и базу налогообложения, налоговые ставки (в соответствии с указанными в законодательстве ограничениями), льготы, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты.

     Плательщиками курортного сбора являются только физические лица.

     Плательщиками  сборов с пользователей и налога  на приобретение бензина и дизельного топлива выступают организации, индивидуальные предприниматели и физические лица (за исключением плательщиков, освобождаемых от уплаты платежей в соответствии с действующим законодательством).

     По остальным местным налогам и сборам плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачиваемых единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.

        4.1.Ответственность за налоговые правонарушения.

 В соответствии со ст. 56 Конституции «каждый обязан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей».

     Налоговое законодательство Республики Беларусь более конкретно определяет субъектов, которые облагаются налогами, пошлинами, сборами и иными обязательными платежами. Так, Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), который вступил в действие с 1 января 2004 г., дает полную расшифровку плательщиков налога, перечень которых не подлежит расширительному толкованию (ст. 13).

     Среди всех видов обязательных платежей, поступающих в собственность государства или его административно-территориальных единиц, важнейшим и основным является налог (не зря же ранее всех плательщиков обязательных платежей законодательство называло « налогоплательщиками »).

     Налоги - это форма принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (каковыми являются деньги), принадлежащего населению.

     Право государства взимать налоги и обязывать население их платить вытекает из необходимости существования самого государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь