Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:23, дипломная работа
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- отразить виды налогов, механизмы их взимания и правовое регулирование;
- выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные путь их разрешения.
Введение.
Экономическая сущность налогов в системе экономики Республики Беларусь. Их правовое регулирование.
Экономическая сущность и правовое закрепление налогов.
Юридическая конструкция законодательства о налогах в Республике Беларусь.
Основания налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Расчетный метод исчисления. Его влияние на налоговые правоотношения.
Конституционно-правовое закрепление установленных видов налогов и сборов в Республике Беларусь.
Правовое регулирование республиканских налогов и сборов в Республике Беларусь
Особые налоговые режимы в Республике Беларусь.
Местные налоги и сборы закрепленный конституционно-правовыми нормами в Республике Беларусь.
Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
Ответственность за налоговые правонарушения.
Классификация налоговых правонарушений. Меры ответственности.
Порядок взыскания налогов не внесенных в срок и возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Заключение.
Библиографический список.
- расходы на оплату труда;
- амортизационные отчисления на износ фондов и нематериальных активов.
Ставка налога на доходы банков и страховых организаций установлена в размере 30 % от налоговой базы. Для иных организаций по доходам от операций с ценными бумагами - 40 %.
К льготам можно отнести право данных плательщиков уменьшать налоговую базу на сумму доходов, полученных от операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами Национального банка и ценными бумагами местных целевых облигационных жилищных займов. Эти денежные суммы определяются в виде разницы между ценой:
- погашения и ценой приобретения ценных бумаг, уменьшенную на сумму расходов по данным операциям, - при погашении ценных бумаг эмитентом;
- реализации ценных бумаг, но не выше их текущей стоимости на день продажи, и ценой приобретения таких бумаг, уменьшенную на сумму расходов по данным операциям, - при купле-продаже ценных бумаг организациями (за исключением брокерских и иных посреднических операций).
Кроме того, банки и страховые организации вправе уменьшать налогооблагаемую базу на:
- суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;
- суммы затрат, осуществляемые за счет средств, остающихся в распоряжении данных организаций после налогообложения в общем порядке на содержание находящихся на их балансе различного рода детских и дошкольных учреждении, учреждении культуры, спорта и социального обеспечения, образования, а также затрат на эти цели в долевом участии;
- суммы, переданные зарегистрированным на территории учреждениям здравоохранения, культуры, образования, социального обеспечения, финансируемым за счет средств бюджета; а также суммы, используемые на оплату счетов за приобретение для этих учреждений товаро-материальных ценностей (работ, услуг) в размере не более 5 % налогооблагаемой базы;
- для банков с участием иностранных инвесторов, а также кредитно-финансовых учреждений, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, налогооблагаемая база уменьшается на сумму отчислений в резервный (страховой) фонд в размерах, устанавливаемых в учредительных документах, но не более 25 % фактически сформированного уставного фонда;
- для банков и страховых организаций с участием иностранных инвесторов, доля которых в уставном фонде составляет более 30 %, налогооблагаемая база в течение трех лет с момента объявления ими прибыли уменьшается на сумму прибыли, полученной от реализации собственного производства.
Сумма налога исчисляется по окончании отчетного месяца с нарастающим итогом с начала года.
Сроки и порядок уплаты налога на доходы
устанавливаются Советом Министров Республики
Беларусь.
К особым режимам налогообложения относится порядок взимания налогов и сборов в свободных экономических зонах (СЭЗ).
В соответствии с Законом от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» налогообложение субъектов производится в соответствии с налоговым законодательством.
В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения экономической политики СЭЗ рассматривается законодательством как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны.
При ввозе иностранных отечественных
товаров на территорию свободной таможенной
зоны налоги, таможенные платежи, за исключением
сборов за таможенное оформление, не взимаются
и меры экономической политики не применяются.
Такое же правило действует и в отношении
товаров при вывозе их с территории СЭЗ
за пределы Республики Беларусь. При ввозе
товаров с территории свободной таможенной
зоны на остальную таможенную территорию
Республики Беларусь налоги, таможенные
платежи взимаются и меры экономической
политики применяются в зависимости от
происхождения товаров.
3.3.Местные
налоги и сборы закрепленные
конституционно-правовыми
нормами в Республике
Беларусь.
Виды
местных налогов
и сборов, порядок
их установления. Плательщики
местных налогов
и сборов
Местным Советам было предоставлено право устанавливать местные налоги и сборы, но не были определены параметры их исчисления и взимания. Начался разнобой в установлении различных налогов и сборов. Иногда повторялись уже действующие республиканские налоги и сборы. Поэтому Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление 29 июня 1993 г. № 2455-ХШ «О временном Порядке применения местных налогов и сборов в Республике Беларусь», где установил перечень местных налогов и сборов, которые должны были взиматься в Республике Беларусь. Кроме того, в этом постановлении было предусмотрено, что местные Советы депутатов не должны нарушать действовавшего в республике порядка формирования затрат и ценообразования. При этом предельная сумма местных налогов и сборов не должна была превышать 5 % прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.
Однако в постановлении не был определен субъект принятия решения об установлении местных налогов и сборов. Получилось, что их могли устанавливать сельские Советы и выше до областных Советов депутатов. Было определено, что местные Советы депутатов самостоятельно определяют объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, порядок исчисления и сроки уплаты налогов и сборов.
В 1997 г. данное постановление было отменено Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 1997 год», и с этого года перечень местных налогов и сборов с указанием некоторых их параметров приводился в ежегодно принимаемых законах о бюджете Республики Беларусь.
В настоящее время перечень местных налогов и сборов дан в ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть), исходя из которого местные Советы депутатов будут устанавливать свою систему местных налоговых платежей. В силу этого устанавливается закрытый перечень местных налогов и сборов, которые могут быть введены местными Советами депутатов на подведомственных административных территориях. В него включены:
- налог с розничных продаж;
- налог за услуги;
- налог на рекламу;
- сборы с пользователей.
По сравнению с установленным Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г.» перечень местных налогов и сборов уменьшился ровно в два раза.
В силу ст. 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2004 г. «О введении в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь» действие ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь вступит в силу со дня принятия Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.
Поскольку на 1 сентября 2005 г. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь не принята, действует положение ст. 10 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год», которая устанавливает перечень местных налогов и сборов и компетенцию определенных уровней местных Советов депутатов по принятию и введению местных налогов и сборов на соответствующей административной территории.
Право на установление местных налогов и сборов есть конституционное право местных Советов депутатов (ст. 121 Конституции).
В соответствии со ст. 10 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня в 2006 году имеют право устанавливать следующие местные налоги и сборы:
1. налог с продаж товаров в розничной торговле за исключением социально значимых товаров по перечню, определенному Советов Министров Республики Беларусь, а также бензина и дизельного топлива;
2. налог на услуги, оказываемые объектами сервиса;
3. целевые сборы (транспортный сбор на
обновление и восстановление городского,
пригородного пассажирского транспорта,
автобусов междугородного сообщения и
содержания ведомственного городского
электрического транспорта, сбор на
содержание и развитие инфраструктуры
города (района));
4. сборы с пользователей за:
- парковку (стоянку) в специально оборудованных местах;
- осуществление
торговли на территории соответствующих
административно-
- владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности;
- использование местной символики;
- проведение аукционов;
- осуществление охоты и рыболовства;
- строительство
объектов на территории соответствующих
административно-
- другие
виды пользования инфраструктурой соответствующих
административно-
5. сбор с заготовителей — промысловая заготовка (закупка) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации;
6. курортный сбор;
7. налог на приобретение бензина и дизельного топлива.
Законодатель разграничивает полномочия местных Советов по установлению местных налогов и сборов, предоставив право принимать и вводить их только высшему и базовому территориальному уровню Советов депутатов.
Так, налог на услуги, налог с продаж товаров в розничной торговле, целевые сборы," сбор с заготовителей, налог на приобретение бензина и дизельного топлива вводятся областными, Минским городским Советами депутатов.
А сборы с пользователей и курортный сбор вводятся Минским городским Советом и Советом депутатов базового территориального уровня. Это значит - районными и городскими (областного подчинения) Советами депутатов Республики Беларусь.
Уполномоченные Советы депутатов самостоятельно определяют плательщиков, объекты и базу налогообложения, налоговые ставки (в соответствии с указанными в законодательстве ограничениями), льготы, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты.
Плательщиками курортного сбора являются только физические лица.
Плательщиками
сборов с пользователей и
По остальным местным налогам и сборам
плательщиками выступают организации
и индивидуальные предприниматели (за
исключением индивидуальных предпринимателей,
уплачиваемых единый налог или применяющих
упрощенную систему налогообложения).
4.Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь.
4.1.Ответственность за налоговые правонарушения.
В соответствии со ст. 56 Конституции «каждый обязан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей».
Налоговое законодательство Республики Беларусь более конкретно определяет субъектов, которые облагаются налогами, пошлинами, сборами и иными обязательными платежами. Так, Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), который вступил в действие с 1 января 2004 г., дает полную расшифровку плательщиков налога, перечень которых не подлежит расширительному толкованию (ст. 13).
Среди всех видов обязательных платежей,
поступающих в собственность государства
или его административно-
Налоги - это форма принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (каковыми являются деньги), принадлежащего населению.
Право государства взимать налоги и обязывать население их платить вытекает из необходимости существования самого государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц.
Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в Республике Беларусь