Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5
1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5
1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции
Республики Беларусь…………………………………………………….. 6
1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9
2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14
2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14
2.2 Экономические и политико-идеологические основы
конституционного строя………………………………………………… 16
2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25
2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29
3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34
3.1 Демократическое государство………………………………………. 34
3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36
3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38
3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41
3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в
Республике Беларусь……………………………………………………… 51
3.6 Светское государство…………………………………………………. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75
Компетенция
республиканских органов
Таким
образом, с точки зрения формы
государственного устройства Республика
Беларусь является унитарным (единым)
государством, т.е. государством, не имеющим,
в отличие от федераций, в своей
внутренней структуре других государств.
3.3
Республиканская форма
правления
Особая значимость рассматриваемого института обусловило то, что он привлекает внимание не только ученых-правоведов, но и политических деятелей, всех слоев гражданского общества. Более десяти лет существования института президентства в Республике Беларусь, активная роль Президента в управлении государственными делами сформировали устойчивое представление о том, что Республика Беларусь по определению является президентского республикой. Именно такое определение форме правления давал и сам Глава государства, подчеркивая, что Беларусь является не парламентской, а президентской республикой [25, c. 3; 26, c. 4]. Аналогичное определение национальной форме правления дается и отдельными белорусскими учеными-конституционалистами [27, c. 355; 20, c. 67]. В то же время существует как среди отечественных, так и среди зарубежных ученых весьма распространенным является отнесение Беларуси к числу полупрезидентских (смешанных) республик [28, c. 226-227; 29, c. 148-149].
Следует отметить, что аналогичные споры по данной проблематике идут среди специалистов - государствоведов и в других странах с формой правления, сходной с белорусской (Россия, Казахстан).
Такое
расхождение в определении
Проанализировав
указанные доводы, представляется возможным
высказать следующую точку
Данное утверждение вовсе не означает, что данная форма правления сформировалась как нечто уникальное, не имеющее аналогов в мире. И хотя в мире нет абсолютно одинаковых конституционных конструкций функционирования властных институтов, в науке конституционного права сложилась довольно устоявшаяся классификации форм правления. При всех различиях и особенностях формы правления конкретного государства ее с определенной степенью допущения и формализации можно отнести к той или иной классической разновидности.
Особенность определения формы правления в Республике Беларусь видится в другом – именно в Беларуси четко выделилось два среза данного явления: политический и юридический.
В политическом смысле Республику Беларусь, бесспорно, следует рассматривать как президентскую республику. Рассматривая закрепленные Конституцией правовой статус и компетенцию Президента Республики Беларусь, можно однозначно прийти к этому выводу. Статья 79 Конституции Республики Беларусь определяет Президента как Главу государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в международной сфере, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.
Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент наделен весьма широким кругом полномочий в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Ни один другой государственный орган в нашей стране не обладает полномочиями, сопоставимыми по своей значимости с полномочиями Главы государства. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что глава Конституции, посвященная Президенту, располагается ранее глав, посвященных другим органам государственной власти.
Все это позволяет говорить о том, что Конституция Республики Беларусь определяет Главу государства как наиболее значимого субъекта государственно-властных отношений, и на этом основании делать вывод о президентской форме правления.
При этом форму правления в политическом смысле не следует смешивать с государственным режимом, хотя эти понятия достаточно близки. Под государственным режимом обычно понимается реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти, который определяется значительным количеством политических факторов и далеко не всегда совпадает с юридически закрепленными механизмами осуществления властных полномочий. Государственный режим показывает, кто из властных субъектов фактически доминирует в политическом процессе. В отличие от этого, форма правления в ее политическом аспекте демонстрирует, какой из государственных органов юридически является ведущим в проведении внутренней и внешней политики, наделен наиболее значимыми функциями. В этом контексте определяющим является объем конституционных полномочий главы государства.
В юридическом смысле Республику Беларусь следует определять как смешанную республику. Рассматривая форму правления в Республике Беларусь в ее формально-юридическом аспекте, необходимо исходить из сложившихся в науке конституционного права критериев классификации форм правления. К таким критериям традиционно относятся порядок избрания Президента, его место среди ветвей власти, статус и способ формирования правительства, наличие либо отсутствие ответственности правительства перед парламентом, наличие либо отсутствие у главы государства права досрочного роспуска парламента и некоторые другие.
Анализ
формы правления в Беларуси, исходя
из названных юридических
Так, Президент Республики Беларусь не входит ни в одну из ветвей власти, ему посвящена отдельная глава в Конституции. В то же время в классической президентской республике президент одновременно является главой исполнительной власти.
В Беларуси существует Правительство как самостоятельный орган власти, которому также посвящена отдельная глава Основного Закона. Согласно части второй статьи 106 Конституции Республики Беларусь Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. В президентской республике правительство, как отдельный коллегиальный орган, отсутствует, при президенте существует кабинет, где министры имеют только совещательный голос. При этом ни глава правительства, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут.
Президент Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, вправе досрочно распустить одну или обе палаты Парламента. С другой стороны Палата представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству. В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия [28].
Таким образом, по всем основным критериям классификации Республика Беларусь подпадает под определение полупрезидентской (смешанной) республики [29, c. 123-124].
Давая такое определение, следует однако сделать оговорку, касающуюся используемой в научной литературе терминологии. Так сложилось, что в доктрине конституционного права термины «полупрезидентская республика» и «смешанная республика» используются практически как синонимы. При этом термин «полупрезидентская республика» чаще используется применительно к конкретной форме правления, а термин «смешанная республика» (обычно во множественном числе – «смешанные формы правления») – применительно ко всему многообразию форм правления, не укладывающихся в традиционные рамки президентской и парламентской республик.
По нашему мнению, термин «полупрезидентская республика», хотя и получил распространение в научной литературе, нельзя признать удачным, а его широкое использование – оправданным. Безусловно, при его введении в научный оборот имелось в виду, что данная форма правления имеет черты как президентской, так и парламентской республики. Однако сама частица «полу-» имеет собственную смысловую нагрузку: «неполный», «частичный», «половинчатый». Исходя из этого, напрашивается вывод (особенно для неспециалистов), что полупрезидентская республика – это некая «ограниченная», «незаконченная» президентская республика. Соответственно создается впечатление, что власть главы государства в полупрезидентской республике слабее, чем в президентской.
Сравнительный анализ конституционного законодательства различных стран и мировой практики государственного строительства показывает, что это совершенно не так. Полномочия президента в полупрезидентских республиках весьма обширны, ему принадлежит ведущая роль в управлении страной. Наряду с этим президент при такой форме правления не только осуществляет конкретные управленческие функции, но и олицетворяет государственную власть в целом, персонифицирует ее облик. Таким образом, глава государства в полупрезидентской республике, как правило, является более влиятельной фигурой, чем в президентской, в которой он возглавляет лишь одну из ветвей власти, а именно власть исполнительную [30, c. 292].
Поэтому названные выше недостатки термина «полупрезидентская республика» дают основания предложить постепенно вывести его из научного оборота, полностью заменив термином «смешанная форма правления». Данный термин более точно отражает правовую сущность рассматриваемой формы правления, акцентируя, в частности, внимание на широком спектре разновидностей данной формы правления: от приближающихся к чисто президентской до форм с сильным влиянием парламентаризма.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время отдельными учеными-правоведами уже предприняты попытки определения подобных форм правления, объединяя их политический и юридический аспекты. Так, В.Е. Чиркин, например, утверждает, что Россия – «полупрезидентская, полупарламентская республика с доминирующим положением Президента в структуре власти» [31, c. 126].
Представляется целесообразным дать подобное определение и форме правления в Республике Беларусь. При всей многоаспектности проблемы определения формы правления в стране, единая, целостная формулировка, безусловно, воспринимается более четко и однозначно.
На
основании проведенного анализа
можно сделать вывод, что в Республике
Беларусь сложилась одна из разновидностей
смешанной формы правления, характеризующаяся
ведущим положением Главы государства
в системе органов государственной власти.
Данное определение, на наш взгляд, наиболее
адекватно отражает сущность действующей
в стране системы организации государственной
власти.
3.4
Суверенитет государства
Суверенитет (суверен, властелин, производное от лат. super — над; от фран. — souverainete — верховная власть) — независимое от каких либо сил, обстоятельств и лиц верховенство, т. е. суверенитет — это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.
Понятие «суверенитет» получило распространение в XIX в. вместе с понятием «государство», унаследовав от средних веков идею единовластия верховного феодального правителя, суверена, простиравшуюся на безличную власть государства Нового времени. Отсюда понятие «суверенитет» в XIX в. вошло в представление о независимости, самостоятельности страны и населяющего ее народа (нации), отсюда и появление понятия «национальный суверенитет».
Классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж. Боденом в восьмой главе первой книги его знаменитых «Шести книгах о политическом сообществе» (1576 г.) как «всеобщей, абсолютной и постоянной власти над гражданином и подданными в политическом сообществе». При таком понимании суверенитет мыслился сконцентрированным в личности верховного правителя, что отражено этимологией слова.
В России впервые идея суверенитета государственной власти теоретически была сформулирована Волоцким Игуменом Иосифом Саниным в сочинении «Просветитель» в 1503 г. (за 73 года до разработки Ж. Боденом его концепции государственного суверенитета) и воплощена в понятии «самодержавия московских царей», означавшем верховенство царской власти и ее независимость от властей не только других государств, но и князей. «Царь, — отмечал Иосиф Санин, — обладает всей полнотой верховной власти, он властию же подобен вышнему богу».
Немецкий юрист Иоганн Альтузий, одним из первых выдвинувший принцип народного суверенитета в своей книге «Политика» (1603 г.), отмечал, что суверенная власть дана народу самим богом и принадлежит народу всегда и неотчуждаемо.
Государственная власть возникает лишь в результате суверенных нрав народа и обладает полномочиями лишь в пределах, определенных народом в соответствии с демократической процедурой. «...Суверенитет — не сама государственная власть, но лишь определенное свойство ее, в силу которого она является высшей и независимой правовой властью.., — отмечал известный государствовед Н.И. Палиенко. — Сфера государственной власти определяется территорией государства, т. е. пространственным пределом его властвования, населением, живущим в пределах этой территории... и всей внешней стороной жизни населения, доступной правовому государству...» [32, c. 438].