Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, основными признаками социального  государства являются: оно ответственно за существование общества; в нем  индивид несет обязанности перед  иными лицами и обществом в  целом; это такое государство, которое  помогает человеку, обеспечивает его достойное существование. По результатам исследования можно утверждать, что со стороны государств как Республики Беларусь, так и иных стран СНГ делается все возможное, чтобы характеристика Республики Беларусь как социального носила не только декларативный характер, но и воплощалась в жизнь. 

      2.4 Правовое государство 

      Одной из насущных проблем организации  общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с  одной стороны, обеспечиваются свобода  и достоинство человека, его права, а с другой, устанавливаются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту двуединую задачу. При этом добавим, что в правовом государстве обеспечивается свобода и достоинство человека как в отношениях его с государством, так и с другими людьми [3, c. 181].

      Идея  правового государства, которая  входит в золотой фонд общечеловеческих ценностей, в Беларуси впервые официально провозглашена в Декларации о  государственном суверенитете, принятой Верховным Советом 27 июля 1990 г. На высшем законодательном (конституционном) уровне эта идея закреплена в действующей белорусской Конституции 1994 г. [21, c. 75].

      Термин  «правовое государство» в Конституции  упоминается лишь дважды: в преамбуле  Основного Закона указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 прямо указано, что Республика Беларусь – правовое государство. Однако в последнем случае мы считаем, что имеем дело не с констатацией факта (построением правового государства, завершением этой работы), а процессом становления его, переходом от одного этапа к другому.

      Мало  только провозгласить то или иное государство правовым. Важно обеспечить «содержательную сторону» такого государства, для которого характерно наличие определенных элементов, и их реализацию (внедрение) на практике.

      В юридической литературе называют различные  признаки правового государства, но неизменно среди них называют: 1) признание прав и свобод человека; 2) верховенство (господство) права; 3) разделение властей.

      Одним из существенных проявлений правового  государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и  гражданина. В правовом государстве  права и свободы человека провозглашаются  высшей ценностью. На их обеспечение  направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.

      Ориентиром  в области обеспечения прав и  свобод человека являются современные  международные стандарты в этой области, содержащиеся в важнейших международных документах, и прежде всего тех, которые составляют Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах). Среди важнейших региональных документов, которые являются обязательными для стран — членов Совета Европы, а также ориентиром для развития законодательства в других странах является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

      Конституция Республики Беларусь содержит основные положения указанных документов, что обеспечивает надлежащее развитие текущего законодательства. Важно также учитывать, что провозглашенные и закрепленные в Основном Законе права и свободы могут быть ограничены лишь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Так, в ст. 23 Основного Закона предусмотрено, что ограничение прав и свобод личности допускается: 1) только в случаях, предусмотренных законом; 2) прямо предусмотренных Конституцией целях: а) в интересах национальной безопасности; б) общественного порядка; в) защиты нравственности, здоровья населения; г) прав и свобод других лиц [22, c. 26].

      Права и свободы человека являются ограничителем  государственной власти, они являются противовесом государственной власти в направлении ее ограничения.

      Приоритет прав человека не исключает, а, наоборот, предполагает не только ответственность  государства, но и человека за надлежащее использование им своих прав и свобод. К мерам ответственности (в некоторых случаях конституционно-правовой ответственности) можно отнести ответственность палат Парламента за систематическое или грубое нарушение Конституции, ответственность Правительства перед Парламентом, ответственность Президента перед народом (избирателями), применение к нему процедуры импичмента, ответственность граждан за совершение правонарушений и др.

      Опыт  становления правового государства  свидетельствует, что имеется много трудностей в деле обеспечения прав и свобод как на законодательном уровне, так и в процессе реализации принятых нормативных актов. Направить этот процесс в правовые рамки призваны, в частности, государственные органы – Президент Республики Беларусь как Глава государства, Конституционный Суд как специализированный орган судебного конституционного контроля, Прокуратура как орган, надзирающий за соблюдением законов, декретов, указов.

      В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обязательств.

      Для правового государства характерна свобода личности: дозволено все, что не запрещено законом.

      Одним из признаков правового государства является верховенство права. Право, которое находит свое воплощение в писаных нормативных актах, в правовых идеях и принципах, носящих надпозитивный характер, выступает в качестве   барьера   на   пути    к   произволу. Известно изречение «абсолютная власть вырождается абсолютно». Именно правом ограничивается власть посредством права (правовых предписаний) сдерживаются тенденции к злоупотреблению властью либо эти злоупотребления искореняются.

      Важным  условием верховенства права является его соответствие с точки зрения содержания общепризнанным принципам  и нормам международного права.

      Принципиальным  моментом является то, что право  должно облекаться в допустимые Конституцией формы. Как отмечал Г. Иеринг, форма является заклятым врагом произвола.

      Господство  права означает также связанность  государства и его органов  правовыми нормами. Связанность  государства правом означает предсказуемость  его действий. Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и те органы, которые их издали. Общим правилом должно быть соблюдение правовых правил, сформулированных в актах законодательства, с учетом их иерархии. При этом следует иметь в виду, что в случае противоречия между различными актами должны действовать нормы акта, обладающего более высокой юридической силой. Высшей юридической силой обладает Конституция. Именно на основе и во исполнение демократической Конституции должна развиваться правовая система. В этой связи для правового государства характерно установление практики прямого, непосредственного действия конституционных норм, а также норм тех международных договоров, ставших обязательными для государства, которые являются самоисполнимыми, т.е. не требуют принятия в свое развитие актов текущего законодательства.

      Отличительным признаком правового государства  является разделение власти, внедрение  оптимальной системы сдержек  и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового  механизма, позволяют удерживать ветви  единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании. В ст. 6 Конституции закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

      Можно привести множество примеров взаимодействия, сдерживания и уравновешивая  властей. Так, Парламент принимает  законы, Президент в процессе решения вопроса о его подписании может прийти к выводу о необходимости наложения на него вето, Парламент может в свою очередь преодолеть высказанные Президентом возражения квалифицированным большинством голосов. Или другой пример. Президент заключает (подписывает) международный договор, по содержанию отличающийся от закона, направляет его на ратификацию в Парламент, который, принимая закон о ратификации договора, вправе сделать к нему оговорки. Президент, подписывая закон о ратификации может не согласиться с оговорками и возвратить закон в Парламент, который, в свою очередь, может преодолеть возражения Президента квалифицированным большинством.

      В современном правовом государстве  основой правовой системы является Конституция, в которой закрепляются общепризнанные принципы и нормы международного права. Все подконституционные акты должны соответствовать Конституции [3, c. 183-185].

      Практически все конституции стран Содружества  характеризуют свое государство  как правовое. Это государство, ограниченное правом, развивающее традиции демократии, присущие ей гуманистические устремления. Правовое государство это не только власть права, справедливости, но и последовательное применение законов и процедур, обеспечивающих защиту достоинства человека от административного произвола.

      Правовое  государство характеризуется наличием развитой правовой системы, отсутствием  пробелов в праве; закреплением прав и свобод человека и гражданина и  их реальной гарантированностью; созданием  правовой базы экономических реформ; признанием принципа разделения властей; независимостью судебной системы; высокой правовой культурой народа и государственных служащих. В то же время создание современных либерально-демократических правовых систем в странах СНГ имеет много издержек. Обновление законодательства идет хаотично, бессистемно, нет комплексных перспективных программ законодательных работ, захлестывает мелкотемье. Указное право подменяет парламентское правотворчество (Казахстан).

      Для правового государства исключительно  важна эффективная законотворческая деятельность парламента, четкая слаженность всей системы правоохранительных органов, их профессионализм.

      Пока  следует признать, что ни одна из стран Содружества не решила эту  задачу, правовая система находится  в стадии становления. Стимулом этого процесса является принятие новых конституций. Обновление правовой системы в разных странах СНГ идет неравномерно. Так, в Молдове, Казахстане, как и в России, — весьма активно, в Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане — очень медленно [12, c. 198-199].

      Права и свободы человека и гражданина во всех странах СНГ урегулированы  достаточно полно, с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, однако их реальное обеспечение, гарантированность и судебная защита далеки от совершенства. Повсеместно наблюдается криминализация общества, рост преступности, слабая раскрываемость преступлений.

      Разделение  властей в государствах СНГ не доведено до совершенства. Вряд ли можно  признать демократичным чрезмерное расширение полномочий президента и  передачу ему законодательных полномочий парламента, даже по отдельным вопросам (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан).

      В странах Содружества чрезвычайно  низка правовая культура народа, процветает коррумпированное чиновничество. Все  это говорит о том, что пока правовое государство в странах СНГ — это конституционный идеал, а не реальность.

      Таким образом, создание правового государства  — одна из жизненных потребностей нашего общества. Путь к нему тернист, но необходимо делать все для того, чтобы правовое государство в  Беларуси стало реальностью.

      По  результатам исследования принципов  конституции, определяющих правовое положение  личности в обществе и государстве, можно сделать следующие выводы:

      1. Конституции Республики Беларусь и иных стран СНГ признают человека универсальной ценностью, подчеркивают приоритетное значение прав и свобод личности. В основу государственности положены гуманистические идеи школы естественного права, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов выступает гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина.

      2. Экономическую основу конституционного  строя стран СНГ и Республики Беларусь составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Республика Беларусь поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

Информация о работе Основы конституционного строя