Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5
1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5
1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции
Республики Беларусь…………………………………………………….. 6
1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9
2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14
2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14
2.2 Экономические и политико-идеологические основы
конституционного строя………………………………………………… 16
2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25
2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29
3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34
3.1 Демократическое государство………………………………………. 34
3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36
3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38
3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41
3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в
Республике Беларусь……………………………………………………… 51
3.6 Светское государство…………………………………………………. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75
Таким
образом, основными признаками социального
государства являются: оно ответственно
за существование общества; в нем
индивид несет обязанности
2.4
Правовое государство
Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека, его права, а с другой, устанавливаются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту двуединую задачу. При этом добавим, что в правовом государстве обеспечивается свобода и достоинство человека как в отношениях его с государством, так и с другими людьми [3, c. 181].
Идея правового государства, которая входит в золотой фонд общечеловеческих ценностей, в Беларуси впервые официально провозглашена в Декларации о государственном суверенитете, принятой Верховным Советом 27 июля 1990 г. На высшем законодательном (конституционном) уровне эта идея закреплена в действующей белорусской Конституции 1994 г. [21, c. 75].
Термин «правовое государство» в Конституции упоминается лишь дважды: в преамбуле Основного Закона указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 прямо указано, что Республика Беларусь – правовое государство. Однако в последнем случае мы считаем, что имеем дело не с констатацией факта (построением правового государства, завершением этой работы), а процессом становления его, переходом от одного этапа к другому.
Мало только провозгласить то или иное государство правовым. Важно обеспечить «содержательную сторону» такого государства, для которого характерно наличие определенных элементов, и их реализацию (внедрение) на практике.
В юридической литературе называют различные признаки правового государства, но неизменно среди них называют: 1) признание прав и свобод человека; 2) верховенство (господство) права; 3) разделение властей.
Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.
Ориентиром в области обеспечения прав и свобод человека являются современные международные стандарты в этой области, содержащиеся в важнейших международных документах, и прежде всего тех, которые составляют Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах). Среди важнейших региональных документов, которые являются обязательными для стран — членов Совета Европы, а также ориентиром для развития законодательства в других странах является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Конституция
Республики Беларусь содержит основные
положения указанных
Права и свободы человека являются ограничителем государственной власти, они являются противовесом государственной власти в направлении ее ограничения.
Приоритет прав человека не исключает, а, наоборот, предполагает не только ответственность государства, но и человека за надлежащее использование им своих прав и свобод. К мерам ответственности (в некоторых случаях конституционно-правовой ответственности) можно отнести ответственность палат Парламента за систематическое или грубое нарушение Конституции, ответственность Правительства перед Парламентом, ответственность Президента перед народом (избирателями), применение к нему процедуры импичмента, ответственность граждан за совершение правонарушений и др.
Опыт
становления правового
В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обязательств.
Для
правового государства
Одним из признаков правового государства является верховенство права. Право, которое находит свое воплощение в писаных нормативных актах, в правовых идеях и принципах, носящих надпозитивный характер, выступает в качестве барьера на пути к произволу. Известно изречение «абсолютная власть вырождается абсолютно». Именно правом ограничивается власть посредством права (правовых предписаний) сдерживаются тенденции к злоупотреблению властью либо эти злоупотребления искореняются.
Важным условием верховенства права является его соответствие с точки зрения содержания общепризнанным принципам и нормам международного права.
Принципиальным моментом является то, что право должно облекаться в допустимые Конституцией формы. Как отмечал Г. Иеринг, форма является заклятым врагом произвола.
Господство права означает также связанность государства и его органов правовыми нормами. Связанность государства правом означает предсказуемость его действий. Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и те органы, которые их издали. Общим правилом должно быть соблюдение правовых правил, сформулированных в актах законодательства, с учетом их иерархии. При этом следует иметь в виду, что в случае противоречия между различными актами должны действовать нормы акта, обладающего более высокой юридической силой. Высшей юридической силой обладает Конституция. Именно на основе и во исполнение демократической Конституции должна развиваться правовая система. В этой связи для правового государства характерно установление практики прямого, непосредственного действия конституционных норм, а также норм тех международных договоров, ставших обязательными для государства, которые являются самоисполнимыми, т.е. не требуют принятия в свое развитие актов текущего законодательства.
Отличительным
признаком правового
Можно привести множество примеров взаимодействия, сдерживания и уравновешивая властей. Так, Парламент принимает законы, Президент в процессе решения вопроса о его подписании может прийти к выводу о необходимости наложения на него вето, Парламент может в свою очередь преодолеть высказанные Президентом возражения квалифицированным большинством голосов. Или другой пример. Президент заключает (подписывает) международный договор, по содержанию отличающийся от закона, направляет его на ратификацию в Парламент, который, принимая закон о ратификации договора, вправе сделать к нему оговорки. Президент, подписывая закон о ратификации может не согласиться с оговорками и возвратить закон в Парламент, который, в свою очередь, может преодолеть возражения Президента квалифицированным большинством.
В современном правовом государстве основой правовой системы является Конституция, в которой закрепляются общепризнанные принципы и нормы международного права. Все подконституционные акты должны соответствовать Конституции [3, c. 183-185].
Практически
все конституции стран
Правовое
государство характеризуется
Для
правового государства
Пока следует признать, что ни одна из стран Содружества не решила эту задачу, правовая система находится в стадии становления. Стимулом этого процесса является принятие новых конституций. Обновление правовой системы в разных странах СНГ идет неравномерно. Так, в Молдове, Казахстане, как и в России, — весьма активно, в Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане — очень медленно [12, c. 198-199].
Права и свободы человека и гражданина во всех странах СНГ урегулированы достаточно полно, с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, однако их реальное обеспечение, гарантированность и судебная защита далеки от совершенства. Повсеместно наблюдается криминализация общества, рост преступности, слабая раскрываемость преступлений.
Разделение властей в государствах СНГ не доведено до совершенства. Вряд ли можно признать демократичным чрезмерное расширение полномочий президента и передачу ему законодательных полномочий парламента, даже по отдельным вопросам (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан).
В
странах Содружества
Таким образом, создание правового государства — одна из жизненных потребностей нашего общества. Путь к нему тернист, но необходимо делать все для того, чтобы правовое государство в Беларуси стало реальностью.
По
результатам исследования принципов
конституции, определяющих правовое положение
личности в обществе и государстве,
можно сделать следующие
1. Конституции Республики Беларусь и иных стран СНГ признают человека универсальной ценностью, подчеркивают приоритетное значение прав и свобод личности. В основу государственности положены гуманистические идеи школы естественного права, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов выступает гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина.
2.
Экономическую основу