Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5
1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5
1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции
Республики Беларусь…………………………………………………….. 6
1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9
2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14
2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14
2.2 Экономические и политико-идеологические основы
конституционного строя………………………………………………… 16
2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25
2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29
3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34
3.1 Демократическое государство………………………………………. 34
3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36
3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38
3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41
3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в
Республике Беларусь……………………………………………………… 51
3.6 Светское государство…………………………………………………. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75
Этот акт закрепил конституционно-правовой статус Республики Беларусь - как независимого суверенного государства, полноправного субъекта мирового сообщества, а также отразил завершение важного этапа реформирования государственного устройства Республики Беларусь, качественное изменение характера взаимоотношении в структуре Республики Беларусь. «Республика Беларусь — устанавливается в статье 1 Декларации о государственном суверенитете — суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Неотъемлемые права Республики Беларусь как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Республика Беларусь охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа. Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильственные действия против национальной государственности Республики Беларусь со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону».
Конституционно правовой статус Республики Беларусь как суверенного государства — это его правовое положение, очерчиваемое Конституцией. Конституция Республики Беларусь подтверждает государственный суверенитет Республики Беларусь на всей ее территории.
Статус государственных языков на всей территории Республики Беларусь в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет белорусский и русский язык как основное средство межнационального общения.
Важнейшим
признаком суверенного
Таким
образом, суверенитет государства
распространяется на все его внутренние
и внешние дела, а в пространственном
отношении — на всю его территорию.
Конституционные основы суверенитета
государства отражены в ряде статей Конституции
Республики Беларусь. Так, согласно статье
9 Конституции Республики Беларусь «территория
Республики Беларусь является естественным
условием существования и пространственным
пределом самоопределения народа, основой
его благосостояния и суверенитета Республики
Беларусь. Территория Беларуси едина и
неотчуждаема. Территория делится на области,
районы, города и иные административно-
Понятие государственного суверенитета (как и национального) закреплено в Уставе ООН в виде положений о суверенном равенстве государств и права наций на самоопределение, а также в Хельсинских соглашениях 1975 г.
Нормы конституционного права неразрывно связывают не только понятия государственной власти и народовластия, но и национального суверенитета.
Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т. д.), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных союзов или государств и т. д.) [3, c. 212].
Понятие «суверенитет нации» оформилось в XX в. Оно отождествлялось с обладанием реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, полновластием нации или правом нации на самоопределение политически, вплоть до создания самостоятельного национального государства. Полновластие нации проявляется в реальной возможности суверенно и самостоятельно решать вопросы, относящиеся к ее национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениям с другими нациями и народностями. В силу национального суверенитета каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свою национальную культуру, свой язык, обычаи, традиции, иметь национальные учреждения и т. п.
По мнению французских юристов А. Демишеля, Ф. Демишеля, М. Пиксмаля, понятие «национальный суверенитет» в XVIII в. представляло собой теоретический барьер, возведенный против всеобщего избирательного права. «Классическая буржуазная демократия, — отмечали они, - означает, что суверенитет принадлежит народу. Разумеется, революционная буржуазия XVIII в., стремившаяся ограничить право участия в выборах, не сразу осознала вес последствия, вытекающие из данной идеи. Авторы конституций ограниченных монархий и разного рода республик изобрели термин "национальный суверенитет" лишь для того, чтобы избежать употребления ясного и четкого термина "Народный суверенитет''» [34, c. 9-10].
Тем не менее понятие «национальный суверенитет» имело прогрессивное значение. Оно позволило вернуть суверенитет социальным коллективам и тем самым опровергнуть ранее господствовавшую доктрину, согласно которой источником суверенитета являлась некая внешняя власть и он вверялся одному человеку (монарху божьей милостью) [34, c. 10].
Идеи национального суверенитета закреплены в конституциях многих стран мира. Так, в преамбуле Конституции Французской Республики говорится, что французский парод торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией J789 г., а статья 3 Конституции закрепила, что «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление».
Национальный суверенитет, гласит статья 1 Конституции Испании, принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства. В статье 1 Конституции Греции установлено, что вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется так, как это указано в Конституции. Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов установила, что национальный суверенитет полностью и изначально принадлежит народу, а вся государственная власть исходит от народа и учреждается для его блага. Вместе с тем трактовка понятия «национального суверенитета» сливается с понятием «суверенитет народа». По мнению М.В. Баглая, понятие «суверенитет нации» — понятие не юридическое, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может себе позволить быть однонациональным без риска вызвать национальную рознь [35, c. 101-103].
Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Что касается народного суверенитета как осуществления всей полноты власти народом, то его можно считать предпосылкой суверенитета государственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь реализация национального суверенитета должна сочетаться с учетом интересов и настроений граждан других национальностей, проживающих на той же территории. Если национальный суверенитет приводит к провозглашению государства одной данной нации, это может негативно затрагивать интересы граждан иных национальностей и породить противостояние между ними.
Принцип неделимости суверенитета был провозглашен Ж.-Ж. Руссо в самой известной его работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.). Суверенитет, по Ж.-Ж. Руссо, является не чем иным, как волею коллективного лица: всякая воля нераздельна, как и само лицо, служащее ее основой. Он считал, что суверенитет неотчуждаем и непогашаем.
Известный французский юрист Леон Дюги (1859— 1928 гг.), выдвинувший идею «синдикалистского», надклассового государства в работе «Конституционное право. Общая теория государства» отмечал: «Суверенитет один... Это значит, что на одной и той же территории может существовать лишь один суверенитет и что одно и то же лицо может быть подчинено только одному суверенитету. Суверенитет неделим » [36, c. 168].
Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности.
Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства.
Материальные гарантии - создание экономических предпосылок: наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности.
Организационные гарантии — создание и эффективное функционирование системы органон государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы МВД, органы государственной безопасности.
Юридические гарантии - это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права.
Важнейшим
элементом конституционно-
В статье 10 Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь впервые закреплено, что «Республика Беларусь имеет право на собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности.... Республика Беларусь имеет суверенное право определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, службы в органах государственной и общественной безопасности, решать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории».
В
статье 6 Декларации о государственном
суверенитете Республики Беларусь записано,
что «территория Республики Беларусь
является неделимой и неприкосновенной
и не может быть изменена или использована
без согласия Республики Беларусь. Все
вопросы о границах решаются только на
основе взаимного согласия между Республикой
Беларусь и смежными суверенными государствами
путем заключения соответствующих договоров,
которые подлежат ратификации Верховным
Советом Республики Беларусь».
3.5
Конституционное
закрепление принципа
разделения властей
в Республике Беларусь
Важнейшим принципом конституционного строя в странах СНГ является разделение властей (ст. 6 Конституции Беларуси, ст. 5 Конституции Туркменистана, ст. 11 Конституции Узбекистана, ст. 6 Конституции Украины и др.). Конституция Молдовы от 29 июля 1994 г. закрепляет, что "в Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власть разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции" (ст. 6).
На современном этапе развития Республики Беларусь перспективным является определение основных критериев эффективности государства. Установление логически стройной системы указанных критериев позволит правильно сориентироваться в государственном строительстве и в итоге создать эффективную государственность. Одним из таких критериев и выступает принцип разделения власти.
Сафаревич
Д.З. отмечает, что более корректно
в юридическом плане
Подтверждение того, что государственная власть едина и подразделяется лишь на ветви можно встретить в достаточном количестве и в юридической литературе белорусских правоведов. Согласно А.Г.Тиковенко, суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть, имеющая своим единственным источником народ, покоящаяся на едином государственном суверенитете, на единстве государственной политики по принципиальным вопросам, может быть связанной правами человека, легитимно, в правовом режиме функционировать при условии ее деконцентрации, организационно-правового рассредоточения по основным самостоятельным центрам (ветвям) [38, c. 32].