Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)
>      Юридическое закрепление статуса Республики Беларусь как суверенного государства  произошло в связи с принятием Декларации Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь». В преамбуле Декларации торжественно провозглашен «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти республики в границах ее территории, правомочность се законов, независимость республики во внешних отношениях».

      Этот  акт закрепил конституционно-правовой статус Республики Беларусь - как независимого суверенного государства, полноправного субъекта мирового сообщества, а также отразил завершение важного этапа реформирования государственного устройства Республики Беларусь, качественное изменение характера взаимоотношении в структуре Республики Беларусь. «Республика Беларусь — устанавливается в статье 1 Декларации о государственном суверенитете — суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Неотъемлемые права Республики Беларусь как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Республика Беларусь охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа. Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильственные действия против национальной государственности Республики Беларусь со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону».

      Конституционно правовой статус Республики Беларусь как суверенного государства — это его правовое положение, очерчиваемое Конституцией. Конституция Республики Беларусь подтверждает государственный суверенитет Республики Беларусь на всей ее территории.

      Статус  государственных языков на всей территории Республики Беларусь в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет белорусский и русский язык как основное средство межнационального общения.

      Важнейшим признаком суверенного государства  являются государственные символы — Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, столица.

      Таким образом, суверенитет государства  распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении — на всю его территорию. Конституционные основы суверенитета государства отражены в ряде статей Конституции Республики Беларусь. Так, согласно статье 9 Конституции Республики Беларусь «территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно территориальное деление государства определяется законодательством».

      Понятие государственного суверенитета (как  и национального) закреплено в Уставе ООН в виде положений о суверенном равенстве государств и права  наций на самоопределение, а также  в Хельсинских соглашениях 1975 г.

      Нормы конституционного права неразрывно связывают не только понятия государственной  власти и народовластия, но и национального  суверенитета.

      Национальный  суверенитет выражается в возможности  и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т. д.), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных союзов или государств и т. д.) [3, c. 212].

      Понятие «суверенитет нации» оформилось в XX в. Оно отождествлялось с обладанием реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, полновластием нации или правом нации на самоопределение политически, вплоть до создания самостоятельного национального государства. Полновластие нации проявляется в реальной возможности суверенно и самостоятельно решать вопросы, относящиеся к ее национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениям с другими нациями и народностями. В силу национального суверенитета каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свою национальную культуру, свой язык, обычаи, традиции, иметь национальные учреждения и т. п.

      По  мнению французских юристов А. Демишеля, Ф. Демишеля, М. Пиксмаля, понятие «национальный суверенитет» в XVIII в. представляло собой теоретический барьер, возведенный против всеобщего избирательного права. «Классическая буржуазная демократия, — отмечали они, - означает, что суверенитет принадлежит народу. Разумеется, революционная буржуазия XVIII в., стремившаяся ограничить право участия в выборах, не сразу осознала вес последствия, вытекающие из данной идеи. Авторы конституций ограниченных монархий и разного рода республик изобрели термин "национальный суверенитет" лишь для того, чтобы избежать употребления ясного и четкого термина "Народный суверенитет''» [34, c. 9-10].

      Тем не менее понятие «национальный  суверенитет» имело прогрессивное  значение. Оно позволило вернуть  суверенитет социальным коллективам  и тем самым опровергнуть ранее  господствовавшую доктрину, согласно которой источником суверенитета являлась некая внешняя власть и он вверялся одному человеку (монарху божьей милостью) [34, c. 10].

      Идеи  национального суверенитета закреплены в конституциях многих стран мира. Так, в преамбуле Конституции  Французской Республики говорится, что французский парод торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией J789 г., а статья 3 Конституции закрепила, что «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление».

      Национальный  суверенитет, гласит статья 1 Конституции  Испании, принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства. В статье 1 Конституции Греции установлено, что вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется так, как это указано в Конституции. Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов установила, что национальный суверенитет полностью и изначально принадлежит народу, а вся государственная власть исходит от народа и учреждается для его блага. Вместе с тем трактовка понятия «национального суверенитета» сливается с понятием «суверенитет народа». По мнению М.В. Баглая, понятие «суверенитет нации» — понятие не юридическое, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может себе позволить быть однонациональным без риска вызвать национальную рознь [35, c. 101-103].

      Все три формы суверенитета взаимосвязаны  и в то же время самостоятельны. Что касается народного суверенитета как осуществления всей полноты власти народом, то его можно считать предпосылкой суверенитета государственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь реализация национального суверенитета должна сочетаться с учетом интересов и настроений граждан других национальностей, проживающих на той же территории. Если национальный суверенитет приводит к провозглашению государства одной данной нации, это может негативно затрагивать интересы граждан иных национальностей и породить противостояние между ними.

      Принцип неделимости суверенитета был провозглашен Ж.-Ж. Руссо в самой известной его работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.). Суверенитет, по Ж.-Ж. Руссо, является не чем иным, как волею коллективного лица: всякая воля нераздельна, как и само лицо, служащее ее основой. Он считал, что суверенитет неотчуждаем и непогашаем.

      Известный французский юрист Леон Дюги (1859— 1928 гг.), выдвинувший идею «синдикалистского», надклассового государства в  работе «Конституционное право. Общая  теория государства» отмечал: «Суверенитет один... Это значит, что на одной и той же территории может существовать лишь один суверенитет и что одно и то же лицо может быть подчинено только одному суверенитету. Суверенитет неделим » [36, c. 168].

      Суверенитет предполагает способность государства  гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности.

      Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и  правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование  независимого государства.

      Материальные  гарантии - создание экономических предпосылок: наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности.

      Организационные гарантии — создание и эффективное  функционирование системы органон  государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы МВД, органы государственной безопасности.

      Юридические гарантии - это наличие нормативной  правовой базы, регулирующей данную сферу  правоотношений: заключение международных  мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права.

      Важнейшим элементом конституционно-правового  статуса Республики Беларусь как  суверенного государства является защита суверенитета и территориальной целостности Отечества. На страже государственного суверенитета, территориальной целостности и независимости Республики Беларусь стоят ее национальные Вооруженные Силы, которые обеспечивают безопасность и обороноспособность страны, а Республика Беларусь осуществляет оснащение Вооруженных Сил всем необходимым [20, c. 124-125].

      В статье 10 Декларации о государственном  суверенитете Республики Беларусь впервые  закреплено, что «Республика Беларусь имеет право на собственные Вооруженные  Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности.... Республика Беларусь имеет суверенное право определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, службы в органах государственной и общественной безопасности, решать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории».

      В статье 6 Декларации о государственном  суверенитете Республики Беларусь записано, что «территория Республики Беларусь является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Республики Беларусь. Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между Республикой Беларусь и смежными суверенными государствами путем заключения соответствующих договоров, которые подлежат ратификации Верховным Советом Республики Беларусь». 

      3.5 Конституционное  закрепление принципа  разделения властей  в Республике Беларусь 

      Важнейшим принципом конституционного строя  в странах СНГ является разделение властей (ст. 6 Конституции Беларуси, ст. 5 Конституции Туркменистана, ст. 11 Конституции Узбекистана, ст. 6 Конституции Украины и др.). Конституция Молдовы от 29 июля 1994 г. закрепляет, что "в Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власть разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции" (ст. 6).

      На  современном этапе развития Республики Беларусь перспективным является определение  основных критериев эффективности  государства. Установление логически  стройной системы указанных критериев  позволит правильно сориентироваться в государственном строительстве и в итоге создать эффективную государственность. Одним из таких критериев и выступает принцип разделения власти.

      Сафаревич Д.З.  отмечает, что более корректно  в юридическом плане употреблять  термин «принцип разделения власти», а не «принцип разделения властей». Государственная власть едина. Она разделяется лишь на ветви власти [37, c. 142-144]. Сафаревич Д.З.  ссылается на ст. 6 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

      Подтверждение того, что государственная власть едина и подразделяется лишь на ветви можно встретить в достаточном количестве и в юридической литературе белорусских правоведов. Согласно А.Г.Тиковенко, суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть, имеющая своим единственным источником народ, покоящаяся на едином государственном суверенитете, на единстве государственной политики по принципиальным вопросам, может быть связанной правами человека, легитимно, в правовом режиме функционировать при условии ее деконцентрации, организационно-правового рассредоточения по основным самостоятельным центрам (ветвям) [38, c. 32].

Информация о работе Основы конституционного строя