Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      Следует отметить, что в соответствии со ст. 2 Декларации Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 N 193-XII «О государственном суверенитете Республики Беларусь» говорилось:

      «Граждане Республики Беларусь всех национальностей  составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно и через представительные органы государственной власти.

      Право выступать от имени всего народа республики принадлежит исключительно  Верховному Совету Республики Беларусь.»

      Исходя  из вышеуказанного документа, можно  сделать вывод, что власть в стране принадлежала народу, а ее единственным представителем был только Верховный Совет Республики Беларусь. Следовательно, фактически власть была закреплена за единственным государственным органом.

      Однако  в ч. 3 ст. 7 Декларации Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 N 193-XII говорилось: разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства.

      Таким образом, уже в Декларации Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 N 193-XII предусматривалось разграничение власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

      В Конституции 1994 г. также провозглашается  принцип разделения власти в Республике Беларусь на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга (ст. 6). Содержание данной статьи было внесено и в Конституцию Республики Беларусь в редакции от 24.11.1996г.

      Таким образом, на сегодняшний день мы видим, что государственная власть в  Республике Беларусь, являющаяся единой, подразделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Принцип  разделения власти не противостоит единству государственной власти. Он не отрицает единство власти, но отрицает единовластие.

      Законодательная власть в Республике Беларусь

      Как в большинстве государств, так  и в Республике Беларусь,  субъектом  законодательной власти является парламент.

      Правовой статус Парламента — Национального собрания Республики Беларусь регулируется статьями 90—105 Конституции Республики Беларусь.

      Принципиально важное значение для уяснения роли и места Парламента в государстве  имеет само определение этого  государственного органа власти, принятое в основном законе государства - Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 90 IV раздела, 4 главы Конституции Республики Беларусь, Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и  законодательным   органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

      Таким образом, в основном законе государства  заложено, во-первых, двойное название: Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь, во-вторых,  определен его конституционно-правовой статус и его положение в системе государственной власти, и в третьих – определена его структура.

      Национальное  собрание Республики Беларусь имеет  представительный характер, т.е. оно  выражает интересы граждан Республики Беларусь.

      Воля  народа является верховной во всех сферах жизни. Конкретным выражением фактического осуществления народного суверенитета является народное представительство  посредством образования парламента страны [3, c. 562].

      Частью  второй ст. 90 Конституции Республики Беларусь определена структура Национального собрания, как двухпалатный Парламент, состоящий из Палаты Представителей и Совета республики.

      Национальное  собрание Республики Беларусь можно  охарактеризовать как двухпалатный Парламент с сильной верхней палатой, формируемой по принципу территориальной представительности, что закреплено в ч.2 ст. 91 Конституции Республики Беларусь.

      Следует отметить, что количественный состав Парламента Республики Беларусь в последние  годы претерпел существенные изменения. Если ранее его численный состав был 485 депутатов, в последующем - 360, затем - 260, то ныне – 174 [3, c. 565].

      Согласно  статье 91 Конституции Республики Беларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

      Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области  и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. Кроме того, 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

      Выборы  нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

      Депутатом Палаты представителей может быть гражданин  Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

      Депутаты  Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе.

      Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи [20, c. 202-203].

      Согласно  статье 93 Конституции Республики Беларусь срок полномочий Парламента — 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

      В случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или  Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Палаты представителей или Совета Республики. Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции.

      Президент принимает решения по этим вопросам не позднее чем в 2-месячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

      Палаты  не могут быть распущены: в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

      Не  допускается роспуск палат в  течение года со дня их первых заседаний [20, c. 653-654].

      Палаты  Парламента не могут заседать совместно  и принимать совместные решения. Компетенция каждой из палат определена в Конституции, прежде всего в статьях 97 и 98.

      Согласно  ст. 97 Конституции Республики Беларусь Палата представителей Национального  собрания Республики Беларусь:

      1) рассматривает по предложению  Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

      2) рассматривает проекты законов,  в том числе об утверждении  основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;

      3) назначает выборы Президента;

      4) дает согласие Президенту на  назначение Премьер-министра;

      5) заслушивает доклад Премьер-министра  о программе деятельности Правительства  и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

      6) рассматривает по инициативе  Премьер-министра вопрос о доверии  Правительству;

      7) по инициативе не менее одной  трети от полного состава Палаты  представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

      8) принимает отставку Президента;

      9) выдвигает большинством голосов  от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

      10) отменяет распоряжения Председателя  Палаты представителей.

      Палата  представителей может принимать  решения по другим вопросам, если это  предусмотрено Конституцией.

      Компетенция Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь закреплена в статье 98 Конституции Республики Беларусь. Данная палата:

      1) одобряет или отклоняет принятые  Палатой представителей проекты  законов о внесении изменений  и дополнений в Конституцию;  о толковании Конституции; проекты  иных законов;

      2) дает согласие на назначение  Президентом Председателя Конституционного  Суда, Председателя и судей Верховного  Суда, Председателя и судей Высшего  Хозяйственного Суда, Председателя  Центральной комиссии по выборам  и проведению республиканских  референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

      3) избирает шесть судей Конституционного  Суда;

      4) избирает шесть членов Центральной  комиссии Республики Беларусь  по выборам и проведению республиканских  референдумов;

      5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

      6) принимает решение о роспуске  местного Совета депутатов в  случае систематического или  грубого нарушения им требований  законодательства и в иных  случаях, предусмотренных законом;

      7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

      8) рассматривает указы Президента  о введении чрезвычайного положения,  военного положения, полной или  частичной мобилизации и не  позднее чем в трехдневный  срок после их внесения принимает  соответствующее решение.

Информация о работе Основы конституционного строя