Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      Иностранные граждане и лица без гражданства  на территории стран Содружества  пользуются национальным режимом, т.е. на них распространяются права, свободы  и обязанности наравне с гражданами республики, если иное не определено законами и международными договорами республики.

      Конституции стран СНГ детально регламентируют правовой статус человека и гражданина в соответствии с международными стандартами. Важным юридическим источником правового статуса личности в  странах СНГ становится общее право СНГ — Устав СНГ, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Декларация о международных обязательствах в области прав и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1994 г. и другие нормативные правовые акты Содружества.

      Под влиянием норм международного права  и общего права СНГ конституционная  регламентация правового статуса  личности в странах СНГ наиболее унифицирована и приближена к  международным стандартам [12, c. 136-137]. 

      2.2 Экономические и  политико-идеологические основы конституционного строя 

      Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закрепляются в статьях 1, 13 и 44 Конституции. В них, по существу, идет речь о социально ориентированной  рыночной экономике. Производство и  распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляется посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства.

      Действующая Конституция определяет формы собственности и политику государства в области отношений по поводу собственности.

      Собственность может быть государственной и  частной. Государство предоставляет  всем равные права для осуществления  хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство способствует развитию кооперации.

      Государство гарантирует всем равные возможности  свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

      Государство осуществляет регулирование экономической  деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление  и координацию государственной  и частной экономической деятельности в социальных целях.

      Что же касается природных ресурсов, то недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли  сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

      Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

      Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

      Основой развития государства как демократического, социального, правового является существование и развитие не только государственной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования, принадлежащих к различным формам собственности, можно создать эффективную экономику.

      Базовым правовым актом, определяющим основания возникновения и порядок осуществления права собственности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь [14]. В нем предусмотрено, что субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. При этом в Гражданском кодексе прямо зафиксировано, что права всех собственников защищаются равным образом.

      Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

      В собственности граждан и юридических  лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законодательными актами.

      Гражданским кодексом определено, что имущество, переданное в качестве вкладов (взносов) учредителями (участниками, членами) коммерческим и некоммерческим организациям (кроме  переданного унитарным предприятиям либо учреждениям, финансируемым собственником), а также имущество, приобретенное этими юридическими лицами, находится в собственности этих юридических лиц.

      Учредители (участники, члены) коммерческой организации  в отношении имущества, находящегося в собственности этой организации, имеют обязательные права, определяемые в ее учредительных документах.

      Имущество, приобретенное общественными и  религиозными организациями, благотворительными и иными фондами, находится в  их собственности и может использоваться лишь для достижения целей, предусмотренных  их учредительными документами.

      Учредители (участники, члены) этих организаций  утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей  организации. В случае ликвидации такой  организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

      Важно не только провозглашать наличие  государственной и частной собственности, но и предоставить всем равные права  для осуществления хозяйственной  и иной деятельности, кроме той, которая запрещена законом, гарантировать равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Это означает равенство всех субъектов хозяйствования перед законом и судом, право на одинаковую поддержку со стороны государства. Например, при кредитовании сельского хозяйства правом на помощь должны обладать не только совхозы, кооперативы, но и фермеры.

      В действующей редакции Конституции  появилась норма о том, что  государство способствует развитию кооперации.

      В Гражданском кодексе имеется  ряд статей, посвященных производственным кооперативам, под которыми понимают коммерческие организации, участники которых обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в их деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе (ст. 107 ГК).

      Согласно  статье 109 Гражданского кодекса имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Уставом кооператива может быть установлено, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определяемые уставом. Решение об образовании неделимых фондов принимается членами кооператива единогласно, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

      Член  кооператива обязан внести к моменту  регистрации кооператива не менее десяти процентов паевого взноса, а остальную часть - в течение года с момента регистрации, если менее продолжительный срок не предусмотрен учредительными документами кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

      Наряду  с производственными могут создаваться  потребительские кооперативы. Согласно Гражданскому кодексу потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116).

      Социальный  характер нашего государства проявляется  в том, что в соответствии с  частью пятой ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство призвано осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивать направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложении и т.д. Однако при этом очень важно найти баланс интересов отдельного человека и общества в целом. При проведении социальной политики государством не должны ущемляться конституционные права и свободы граждан (ст. 23 и др. Конституции Республики Беларусь).

      В Конституции Республики Беларусь содержатся положения, определяющие право собственности на природные ресурсы.

      При этом недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения. В Конституции не подчеркивается, что эти земли составляют исключительную собственность государства. В этой связи не исключаем такое толкование (официальное) указанной нормы Конституции, согласно которому собственником данных земель наряду с государством может быть и гражданин, негосударственное юридическое лицо.

      В соответствии с основным целевым  назначением и независимо от форм собственности все земли в  Республике Беларусь подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства); земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, реакреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

      Собственность на землю, как уже отмечалось, выступает  в государственной и частной формах. В собственности государства находятся только земли сельскохозяйственного назначения. К ним относят все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для этих целей.

      В частной собственности граждан могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства: строительства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства.

      Недра - часть земной коры, расположенная  ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности, дна водоемов, водотоков (ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах [15]).

      Воды - вся вода, находящаяся в водных объектах и в недрах (ст.1 Водного кодекса Республики Беларусь [16]).

      Леса (государственные и колхозные) образуют единый государственный лесной фонд. Леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.

        Лесопользователями могут быть  предприятия, организации и учреждения, а также граждане. Лесным кодексом  установлены следующие виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных материалов; побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор дикорастущих плодов; орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и др.); пользование лесом в научно-исследовательских целях; пользование лесом в культурно-оздоровительных целях; пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства.

      Проблема  собственности занимает одно из центральных  мест и в конституциях стран СНГ. Во всех государствах признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этим новые конституции принципиально отличаются от всех действовавших до начала перестройки, которые закрепляли незыблемость социалистической собственности и системы хозяйства.

Информация о работе Основы конституционного строя