Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      — путем формирования основных направлений  общественно-политических процессов;

      — разработке политических доктрин;

      — оказанию влияния на формирование общественного мнения.

      Многие  конституции стран СНГ содержат норму о недопустимости слияния  общественных и государственных  институтов, т.е. партийного и государственного аппаратов. Запрещается создание и  деятельность структур политических партий в государственных органах, учреждениях, предприятиях (ст. 5 Конституции Казахстана). Не допускается членство и выступление в поддержку какой-либо политической партии военнослужащих, работников органов внутренних дел, национальной службы безопасности, юстиции, прокуратуры, судей (ч. 5 ст. 8 Конституции Кыргызстана).

      Определенную  роль в политической системе стран  СНГ выполняют профессиональные союзы. Они являются самыми массовыми  общественными организациями, объединяющими  граждан, связанных общими интересами по роду их деятельности. Все профессиональные союзы имеют равные права, создаются без предварительного разрешения государственной администрации на основе свободного волеизъявления их членов. Ограничения относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно законом.

      Не  допускается финансирование политических партий и профсоюзов иностранными юридическими лицами и гражданами иностранных  государств, международными организациями.

      Текущее законодательство в странах СНГ  с различной степенью детализации регулирует отношения государства с общественными объединениями в зависимости от их вида. Повышается роль профсоюзов, молодежных, женских, ветеранских организаций во всех сферах хозяйственного, государственного и культурного строительства, развитии демократии [12, c. 154-156].

       

      2.3 Социальное государство 

      Характеристика  государства как социального  означает, что государство служит обществу и стремится свести к  минимуму общественные различия, создает  такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальным обычно называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о равной справедливой возможности для достижения благосостояния каждого человека, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Создает условия для полной занятости населения, обеспечивает вопросы охраны труда; перераспределяет доходы через государственный бюджет, обеспечивает людям прожиточный минимум [20, c. 27-28].

      Одной из основных характеристик социального  государства является гарантированность каждому достойного человека прожиточного минимума. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий [1, ч. 2 ст. 23].

      Полагаем, что употребление термина «каждый» в данном случае не совсем удачно. Он явно нуждается в уточнении. С  одной стороны, он позволяет предположить, что нормы Конституции в данном случае распространяют свое действие как на граждан Республики Беларусь, так и иностранных граждан, лиц без гражданства, по крайней мере постоянно проживающих на территории Республики Беларусь. С другой, для нас очевидно, что речь может идти о «каждом», кто не в силах самостоятельно обеспечить свое существование. В немецком законодательстве предусмотрено, что только тот, кто не в силах самостоятельно добыть себе средства к существованию и не получает при этом никакой посторонней помощи, имеет право на личную и материальную поддержку, которая соответствует его специфическим потребностям, побуждает к самопомощи, обеспечивает участие в общественной жизни и гарантирует достойное человека существование. Таким образом обеспечивается сбалансированный подход государства и отдельного индивидуума к решению вопроса об обеспечении достойного существования, устанавливается грань, за пределами которой начинается иждивенчество; первична активность самого человека и только затем уже возможна помощь государства, задача которого создать такую нормативную базу, которая способствует развитию личности, ее потенциала, использованию своих возможностей на практике.

      Достойное развитие личности, безусловно, возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим  правам, как право на труд, на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и др. На государстве лежит обязанность устранять, насколько это возможно, причины плохого здоровья граждан. Для их преодоления должна создаваться общедоступная и развитая система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, специальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклонного возраста, предотвращения загрязнения окружающей среды и т.д.

      Право на здоровые условия должно быть обеспечено всем: и законопослушным гражданам, и тем, кто в силу различных причин совершил правонарушение (преступление), и по этой причине лишен личной свободы.

      Основным  источником к существованию является труд. В статье 41 Конституции Республики Беларусь труд провозглашен в качестве наиболее достойного способа самоутверждения человека. Подобная формулировка в сочетании с другими нормами Конституции означает и право не заниматься трудовой деятельностью: незанятость не может служить основанием для привлечения гражданина к какой-либо юридической ответственности (административной, уголовной или иной). По существу мы можем говорить о свободе труда.

      Исходя  из принципа личной свободы каждый человек может выбирать свой образ  жизни, в том числе и не трудиться. Важно, чтобы при этом не нарушалось законодательство, выполнялись возложенные обязанности.

      Социальное  государство обязано создавать  все условия для беспрепятственной  реализации каждым человеком права  на защиту своей жизни и здоровья. Обеспечить абсолютную безопасность нельзя, но можно снизить ее до так называемого приемлемого риска, при котором опасность минимальна.

      Безопасное  развитие личности возможно в условиях национального согласия, отсутствия насилия на религиозной, расовой, социальной или иной почве. Сохранение мира в  обществе, разрешение противоречий только посредством правовых средств зависит от разумности власти и тех, кто находится к ней в оппозиции.

      Наряду  с трудом другим источником к существованию  является собственность. Государство  гарантирует каждому право собственности  и содействует ее приобретению.

      Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение  социального равенства. В этих целях  используются различные средства –  правовые,- экономические, организационные  и др. Например, провозглашается  равенство всех перед законом  и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22 Конституции); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействия между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст. 13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст. 32, 47) и др.

      Важнейшим средством, сглаживающим социальное неравенство, служит система социального обеспечения, в том числе выплата пенсий и пособий, медицинское обслуживание, однако, как видим, суть социального государства не может сводиться только к этому. В то же время в социальном государстве должна быть сбалансированная система льгот и преимуществ, в ином случае это может привести к ущемлению прав граждан за счет которых она формируется.

      Затрагивая различные грани проявления государством своих качеств как государства социального, конечно же нам следует иметь в виду, что решить стоящие задачи можно при условии развитой экономики.

      В отличие от требований международного сообщества в области гарантированности неотъемлемых прав и свобод человека оно более «снисходительно» к обеспечению социально-экономических прав.

      Практика  многих стран свидетельствует о  том, что государство должно устранять  несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям.

      Ни  одному современному государству не уйти от решения вопросов, связанных с социальной защитой его граждан. Не пожелает делать само государство и его институты, заставят его это делать сами граждане, общественные объединения. Социальное государство должно видеть и преодолевать недостатки рынка: эгоизм, индивидуальную замкнутость, снижение планки духовных ценностей.

      Выполнение  государством функции социальной защиты не должно носить стихийный, вспомогательный  хаотичный характер. Велика здесь  роль права.

      Для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами [3, c. 185-187].

      Большинство стран СНГ также провозглашают  социальную направленность внутренней политики. Целью социальной политики является:

      — социальная защита человека, т.е. создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие личности; обеспечение занятости населения;

      — проведение в жизнь социальных программ в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

      — переориентация социальной политики на семью; обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам, ветеранам;

      — нормализация и улучшение демографической  ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного  возраста;

      — стабилизация внутриполитических отношений, смягчение социальных катаклизмов, в том числе межнациональных  конфликтов;

      — поддержка государством общественной благотворительности. Государство  берет на себя обязательства социального  характера. Оно охраняет труд и здоровье людей; гарантирует минимальный  размер оплаты труда и минимальный  прожиточный уровень; обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей; создает систему социальных служб. Гарантируется социальное обеспечение в старости, по случаю болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию, укреплению здоровья граждан.

      В государствах СНГ приняты законы о пенсионном обеспечении гражданских  лиц и военнослужащих, работников органов внутренних дел, прокуратуры, судей; социальной защите инвалидов; о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; охране труда и др.

      Социально-экономические  реформы, проводимые в странах Содружества, привели к радикальным переменам  в жизни общества. Осуществлена либерализация  экономики, ликвидирована система  централизованного планирования и  управления, проводится приватизация государственной собственности. Это создало условия для роста экономической активности значительной части населения, развития рынка труда. Начались процессы перераспределения рабочей силы в пользу высокодоходных предприятий и организаций промышленности, сферы обслуживания, рыночной инфраструктуры.

      Чтобы нейтрализовать негативные последствия  рыночных реформ для населения, каждое государство Содружества регулирует процессы структурной перестройки  экономики, смягчая неблагоприятные  последствия для населения; оказывает  поддержку мелкому и среднему бизнесу; привлекает частные инвестиции в национальную экономику, в том числе иностранные; содействует развитию конкурентоспособных производств, реорганизации предприятий, повышению качества выпускаемой продукции и эффективности производства, созданию рабочих мест и занятости населения; реформирует налоговую систему, бюджетную и кредитно-денежную политику.

      Активное  использование социальных факторов и улучшение материального положения  людей, увеличение денежных доходов  населения, устойчивое развитие экономики создают реальные условия для успешного решения государством социальных задач.

      Новая стратегия социально-экономического развития стран СНГ обусловлена, с одной стороны, их способностью учитывать основные тенденции социально-экономического и политического развития государств СНГ, а с другой — сохранением преемственности этнической и культурной специфики, национальных особенностей государств Содружества [12, c. 168-169].

Информация о работе Основы конституционного строя