Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5
1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5
1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции
Республики Беларусь…………………………………………………….. 6
1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9
2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14
2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14
2.2 Экономические и политико-идеологические основы
конституционного строя………………………………………………… 16
2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25
2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29
3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34
3.1 Демократическое государство………………………………………. 34
3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36
3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38
3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41
3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в
Республике Беларусь……………………………………………………… 51
3.6 Светское государство…………………………………………………. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75
Любому демократическому обществу присуще многообразие интересов, целей, общественных связей. Их выразителями выступают различные общественные группы и территориальные образования. Легитимная власть обеспечивает согласование и максимальный учет интересов всех субъектов социального общения
3.
В Конституциях Республики
4.
Создание правового государства — одна
из жизненных потребностей нашего общества.
Путь к нему тернист, но необходимо делать
все для того, чтобы правовое государство
в Беларуси стало реальностью.
3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
3.1
Демократическое государство
Конституционный строй изначально предполагает демократическую правовую государственность. В странах СНГ с изменением политической, экономической и социальной структуры заново формируются правовые устои государственной и общественной жизни.
Практически все зарубежные страны СНГ, так же как и Россия, закрепляют демократический, правовой, светский характер государства. Так, Конституция Украины характеризует Республику как суверенное, независимое, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1). Аналогичные нормы имеются в конституциях других государств (ст. 1 Конституции Армении; ст. 1 Конституции Беларуси; ст. 1 Конституции Казахстана и др.).
Демократия
— это такая организация
Демократическая природа государства в странах СНГ получает выражение в формах непосредственной и представительной демократии; признании высшей ценностью жизни человека, его прав и свобод. Основополагающими целями демократического государства являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо народа, решение наиболее важных вопросов жизни демократическими методами, включая республиканские (региональные и местные) референдумы [12, c. 143-144].
В
соответствии с Конституцией Республика
Беларусь – демократическое государство.
Демократическим считается
Демократия означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.
Термин «демократия» (от гр. Demos — народ + cratos — власть) переводится буквально «власть народа», или, по словам американского президента А.Линкольна, «правление народа, избранное народом и для народа». Он имеет несколько толкований:
1) как форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;
2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;
3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.
4) социальные и политические движения, целью которых является реализация демократического идеала. Это демократы, социал-демократы, либералы, «зеленые» и т.д.
Таким образом, возможно следующее определение демократии. Демократия — это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина [23, c. 123].
Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.
Демократия развивается на основе политического и идеологического плюрализма.
Право
выбора политических и иных взглядов
исключает закрепление в
Политические
партии, другие общественные объединения,
действуя в рамках Конституции и
законов Республики Беларусь, содействуют
выявлению и выражению
Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.
Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Партии
и другие общественные объединения
являются важнейшим элементом
В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно участвуют в политической жизни страны, прежде всего посредством участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.
Более
многочисленными и
Общественные объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности [3, c. 180-181].
Таким
образом, в Республике Беларусь установлен
демократический политический режим,
поскольку в нашем государстве обеспечивается
народовластие, политический плюрализм
(многообразие взглядов, мнений, политических
партий), внедрен принцип разделения властей,
существует местное самоуправление.
3.2
Унитарное государство
С точки зрения формы государственного устройства Республика Беларусь является унитарным (единым) государством, т.е. государством, не имеющим, в отличие от федераций, в своей внутренней структуре других государств. В унитарном государстве действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один законодательный орган, который может быть как однопалатным, так и двухпалатным.
Унитарное
государство имеет
В
соответствии со ст. 1 Закона Республики
Беларусь «Об административно-
Административно-
единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;
сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
осуществления
местными Советами депутатов, исполнительными
и распорядительными органами своих полномочий
в пределах границ соответствующих административно-
равномерности,
сбалансированности и комплексности
развития административно-
включения
в состав территорий более крупных
административно-
примерного
равенства размеров территории и
численности населения административно-
многообразия
правовых статусов административно-
гласности
и учета общественного мнения
при решении вопросов административно-
Согласно
ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об
административно-
К
административно-
В
целях определения
Территории
городов в целях оптимальной
организации исполнения решений, связанных
с удовлетворением социально-
Территория
Республики Беларусь делится на территорию
столицы Республики Беларусь и территории
областей как административно-
Территория
области делится на территории районов
и городов областного подчинения как административно-
Территория
района делится на территории сельсоветов,
поселков городского типа, городов
районного подчинения, являющихся административно-
Территории
населенных пунктов, не являющихся административно-