Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      Любому  демократическому обществу присуще  многообразие интересов, целей, общественных связей. Их выразителями выступают  различные общественные группы и территориальные образования. Легитимная власть обеспечивает согласование и максимальный учет интересов всех субъектов социального общения

      3. В Конституциях Республики Беларусь  и иных стран СНГ закрепляются  основные признаки социального государства, в числе которых: государство ответственно за существование общества; в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом; это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование. По результатам исследования можно утверждать, что со стороны нашего государства делается все возможное, чтобы характеристика Республики Беларусь как социального носила не только декларативный характер, но и воплощалась в жизнь.

      4. Создание правового государства — одна из жизненных потребностей нашего общества. Путь к нему тернист, но необходимо делать все для того, чтобы правовое государство в Беларуси стало реальностью. 
 
 

 

       3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 

      3.1 Демократическое государство 

      Конституционный строй изначально предполагает демократическую  правовую государственность. В странах  СНГ с изменением политической, экономической  и социальной структуры заново формируются  правовые устои государственной  и общественной жизни.

      Практически все зарубежные страны СНГ, так же как и Россия, закрепляют демократический, правовой, светский характер государства. Так, Конституция Украины характеризует Республику как суверенное, независимое, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1). Аналогичные нормы имеются в конституциях других государств (ст. 1 Конституции Армении; ст. 1 Конституции Беларуси; ст. 1 Конституции Казахстана и др.).

      Демократия  — это такая организация общества, при которой все социальные слои населения и каждый член общества имеют возможность свободно выражать свои мысли и участвовать в управлении государственными и общественными делами.

      Демократическая природа государства в странах  СНГ получает выражение в формах непосредственной и представительной демократии; признании высшей ценностью жизни человека, его прав и свобод. Основополагающими целями демократического государства являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо народа, решение наиболее важных вопросов жизни демократическими методами, включая республиканские (региональные и местные) референдумы [12, c. 143-144].

      В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое  государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

      Демократия означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.

      Термин  «демократия» (от гр. Demos — народ + cratos — власть) переводится буквально  «власть народа», или, по словам американского  президента А.Линкольна, «правление народа, избранное народом и для народа». Он имеет несколько толкований:

      1) как форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;

      2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной,  производственной демократии;

      3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.

      4) социальные и политические движения, целью которых является реализация демократического идеала. Это демократы, социал-демократы, либералы, «зеленые» и т.д.

      Таким образом, возможно следующее определение  демократии. Демократия — это организация  политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие  и утверждение прав и свобод человека и гражданина [23, c. 123].

      Демократия  – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

      Демократия  развивается на основе политического  и идеологического плюрализма.

      Право выбора политических и иных взглядов исключает закрепление в законодательстве демократического государства обязательной (официальной) идеологии. Единственно возможно допустимая «идеология», закрепляемая в Конституции, - это человек, его права и свободы как высшая ценность общества и государства. Однако в данном случае должна идти речь не об исключительности прав отдельного индивидуума и абсолютном отвержении интересов общества, а о разумном их балансе.

      Политические  партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и  законов Республики Беларусь, содействуют  выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

      Политические  партии и другие общественные объединения  имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

      Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

      Партии  и другие общественные объединения  являются важнейшим элементом политической системы.

      В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно  участвуют в политической жизни  страны, прежде всего посредством  участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным  и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.

      Более многочисленными и разнообразными по видам являются общественные объединения, в которые объединяются граждане. К общественным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, благотворительные фонды и т.п.

Общественные  объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности [3, c. 180-181].

      Таким образом, в Республике Беларусь установлен демократический политический режим, поскольку в нашем государстве обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. 

      3.2 Унитарное государство 

      С точки зрения формы государственного устройства Республика Беларусь является унитарным (единым) государством, т.е. государством, не имеющим, в отличие от федераций, в своей внутренней структуре  других государств. В унитарном государстве действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один законодательный орган, который может быть как однопалатным, так и двухпалатным.

      Унитарное государство имеет административно-территориальное деление [3, c. 192].

      В соответствии со ст.  1 Закона Республики Беларусь «Об административно-территориальном  делении и порядке решения  вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» [24] административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

      Административно-территориальное  устройство в Республике Беларусь основывается на принципах (ст. 2 вышеназванного Закона):

      единства  и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

      сочетания общегосударственных интересов  и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

      сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой  основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и  судебную, с местным самоуправлением;

      осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

      равномерности, сбалансированности и комплексности  развития административно-территориальных  единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

      включения в состав территорий более крупных  административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных  единиц;

      примерного  равенства размеров территории и  численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

      многообразия  правовых статусов административно-территориальных  и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

      гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

      Согласно  ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об  административно-территориальном делении  и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

      К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся  области, районы, сельсоветы, а также  города и поселки городского типа, в которых созданы местные  Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

      В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов  депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной  единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.

      Территории  городов в целях оптимальной  организации исполнения решений, связанных  с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением  законности, при необходимости делятся на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

      Территория  Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных  единиц.

      Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

      Территория  района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов  районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

      Территории  населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими  территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.

Информация о работе Основы конституционного строя