Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5
1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5
1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции
Республики Беларусь…………………………………………………….. 6
1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9
2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14
2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14
2.2 Экономические и политико-идеологические основы
конституционного строя………………………………………………… 16
2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25
2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29
3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34
3.1 Демократическое государство………………………………………. 34
3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36
3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38
3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41
3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в
Республике Беларусь……………………………………………………… 51
3.6 Светское государство…………………………………………………. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75
Государство
в странах СНГ признает землю,
недра, леса, воды и другие природные
ресурсы основой
Государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех видов и форм собственности.
Из государств СНГ наиболее подробно формы собственности урегулированы в Конституции Казахстана (ст. 45—49). Предусмотрен запрет монополизации, недобросовестной конкуренции, защита предпринимательской деятельности как своих, так и иностранных граждан. Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам граждан. Утверждается принцип неприкосновенности собственности.
Только
разумное сочетание государственного
регулирования экономики с
Государство создает благоприятные правовые, социально-экономические, финансовые и организационные условия для формирования сильного частного сектора экономики, отечественного частного предпринимательства, содействует созданию рыночной инфраструктуры, привлечению в национальную экономику зарубежных инвестиций. В Казахстане, например, разработана государственная программа поддержки и развития предпринимательства и малого бизнеса. В Туркменистане предусмотрен поэтапный переход к различным формам собственности: приватизация мелких, а затем крупных предприятий, акционирование ведущих отраслей экономики.
Государство
предоставляет всем равные права
для осуществления
Каждому
предоставляется право на свободное
использование своих
Государство гарантирует равные условия и защиту всех видов и форм собственности. Не допускается конфискация собственности, за исключением случаев ее незаконного приобретения. Принудительное возмездное отчуждение собственности допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.
Гарантируется единство экономического пространства: свободное перемещение товаров в пределах государственной территории.
Конституция Таджикистана [17] допускает ведение декханского и личного подсобного хозяйства на праве пожизненного владения (ч. 3 ст. 11). Исключение составляет Кыргызстан, где частная собственность на землю не допускается. Устанавливается лишь право владения (ст. 4 Конституции Кыргызстана [18]).
Государство обеспечивает стабильную законодательную базу предпринимательства, неприкосновенность и защиту частной и других форм собственности, поддержку предпринимательства, благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, создание системы подготовки кадров.
В большинстве стран СНГ принят пакет нормативных правовых актов, обеспечивающих законодательную базу рыночной экономики. Это законы о собственности, акционерных обществах, приватизации, предприятиях и предпринимательстве, банках и банковской деятельности, иностранных инвестициях, коммерческой Тайне и др. Государственное управление экономикой сочетается с самостоятельностью предприятий, развитием частно-предпринимательской деятельности.
Экономическая эволюция государств СНГ учитывает достижения мировой экономики и исторические особенности стран Содружества. Они активно включаются в международные экономические связи. В качестве перспективных форм организации управления производством можно признать совместные предприятия, транснациональные корпорации, финансово-промышленные группы, проведение эффективной конверсии с учетом потребностей рынка и ускоренной модернизации технологических процессов.
Сложность
экономических преобразований в
странах СНГ связана с разрывом
традиционно сложившихся
Странами СНГ подписано Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности [19]. Экономические связи стран СНГ строятся на основе Договора о создании Экономического союза. Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, международных конвенций, двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по экономическим вопросам [12, c. 136-137].
Любому демократическому обществу присуще многообразие интересов, целей, общественных связей. Их выразителями выступают различные общественные группы и территориальные образования. Легитимная власть обеспечивает согласование и максимальный учет интересов всех субъектов социального общения [12, c. 152].
Политические
партии, другие общественные объединения,
действуя в рамках Конституции и
законов Республики Беларусь, содействуют
выявлению и выражению
Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.
Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Партии и другие общественные объединения являются важнейшим элементом политической системы.
В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно участвуют в политической жизни страны, прежде всего посредством участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.
Более
многочисленными и
Общественные объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.
В иных странах Содружества диктатура и тоталитаризм также отвергаются. Конституционно признается политический плюрализм и идеологическое многообразие. Так, ст. 12 Конституции Узбекистана провозглашает: "В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий, мнений". Это получает выражение в многопартийности, разнообразии идеологий, мнений.
Не
допускается признание какой-
Важнейшей формой реализации публичных интересов граждан являются общественные объединения. Это добровольные самодеятельные самоуправляемые формирования, возникающие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности профессиональных или иных интересов для совместной реализации гражданских, экономических и культурных прав и не преследующих цели извлечения прибыли. Цели и задачи таких объединений определяются в его уставе, положении, иных актах, зарегистрированных в установленном порядке.
Общественными объединениями признаются:
— общественные организации (политические партии, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, детские организации, организации инвалидов, миротворческие и правозащитные организации, научно-технические, экологические, культурно-просветительные, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, национально-культурные общества, землячества);
— массовые общественные движения;
— общественные фонды;
— общественные учреждения;
— союзы, ассоциации общественных объединений;
— организации общественной самодеятельности, действующие в пределах муниципальных поселений.
Законодательство стран Содружества гарантирует право граждан на объединение. Порядок образования, механизм правового обеспечения деятельности и прекращения существования общественных объединений регламентируется специальными нормативными правовыми актами. Это, например. Закон Республики Грузия "Об общественных объединениях" от 14 июля 1994 г.; Закон Беларуси "Об общественных объединениях" от 4 октября 1994 г. с изменениями и дополнениями от 31 января 1995 г.; Закон Казахстана "Об общественных объединениях" от 3 июня 1996 г.; Закон Молдовы "Об общественных объединениях" от 17 мая 1997 г. и др.
В Молдове Закон об общественных объединениях не распространяется на: политические партии и другие общественно-политические организации, профессиональные союзы, объединения работодателей, религиозные организации, организации, созданные органами публичной власти; кооперативные и иные организации, преследующие коммерческие цели; формирования общественной самодеятельности (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, сельские комитеты и др.).
В
Казахстане Закон об общественных объединениях
не распространяется на религиозные
объединения и организации
В Молдове все общественные объединения подразделяются на общественно полезные и объединения взаимной выгоды. К общественно полезным относятся объединения, деятельность которых связана с защитой прав человека, образованием, здравоохранением, социальной помощью населению, культурой, охраной природы. Общественные объединения взаимной выгоды имеют целью удовлетворение частных, корпоративных интересов их членов.
Конституции стран СНГ определяют характер взаимоотношений государства и общественных объединений, принципы их сотрудничества в решении общественно значимых вопросов.
Особое место в системе общественных объединений занимают политические партии и массовые общественные движения. После отмены монопольного положения КПСС в политической системе в практику общественной жизни государств Содружества вошла многопартийность. Это наглядно проявляется в борьбе политических партий, избирательных блоков за депутатские места на выборах в парламенты и органы местного самоуправления.
Так, Конституция Армении от 5 июня 1995 г. закрепляет многопартийность. Партии образуются свободно, способствуют формированию и выражению политической воли народа. Их деятельность не может противоречить Конституции и законам, а структура и образ действий — принципам демократии. Партии обеспечивают гласность своего финансового положения.
Деятельность политических партий в странах СНГ регламентирована законами (например, Закон Молдовы "О партиях и других общественно-политических организациях" от 17 сентября 1991 г. и др.).
Практически
во всех странах СНГ имеются
Место политических партий в общественной жизни стран СНГ сводится к участию:
— в выборах в органы государственной власти;
— в формировании политических институтов (массовых народных движений);
—
в осуществлении