Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      Государство в странах СНГ признает землю, недра, леса, воды и другие природные  ресурсы основой жизнедеятельности  народов. Впервые закреплено, что  земля, материальные и интеллектуальные ценности, средства производства могут находиться как в частной, так и в государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, приобретенную в соответствии с законом (ст. 9 Конституции Туркменистана; ст. 6 Конституции Казахстана и др.). Никто не может быть произвольно лишен своего имущества. Законом устанавливаются объекты, являющиеся исключительной собственностью государства.

      Государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех видов и форм собственности.

      Из  государств СНГ наиболее подробно формы  собственности урегулированы в  Конституции Казахстана (ст. 45—49). Предусмотрен запрет монополизации, недобросовестной конкуренции, защита предпринимательской  деятельности как своих, так и  иностранных граждан. Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам граждан. Утверждается принцип неприкосновенности собственности.

      Только  разумное сочетание государственного регулирования экономики с широкой самостоятельностью, инициативой и материальной заинтересованностью предпринимателей, поддержка государством отечественного предпринимательства, правильная инвестиционная политика может сформировать социально ориентированную рыночную экономику. Государство содействует предотвращению инфляции, поддержке высокотехничных производств, сохранению интеллектуального потенциала, проведению конверсии, поддерживает культуру, науку, народное образование, медицину, агропромышленный комплекс.

      Государство создает благоприятные правовые, социально-экономические, финансовые и организационные условия для формирования сильного частного сектора экономики, отечественного частного предпринимательства, содействует созданию рыночной инфраструктуры, привлечению в национальную экономику зарубежных инвестиций. В Казахстане, например, разработана государственная программа поддержки и развития предпринимательства и малого бизнеса. В Туркменистане предусмотрен поэтапный переход к различным формам собственности: приватизация мелких, а затем крупных предприятий, акционирование ведущих отраслей экономики.

      Государство предоставляет всем равные права  для осуществления хозяйственной  и иной деятельности, не запрещенной  законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

      Каждому предоставляется право на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной экономической деятельности. Никто не может быть произвольно  лишен своего имущества.

      Государство гарантирует равные условия и защиту всех видов и форм собственности. Не допускается конфискация собственности, за исключением случаев ее незаконного приобретения. Принудительное возмездное отчуждение собственности допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

      Гарантируется единство экономического пространства: свободное перемещение товаров в пределах государственной территории.

      Конституция Таджикистана [17] допускает ведение декханского и личного подсобного хозяйства на праве пожизненного владения (ч. 3 ст. 11). Исключение составляет Кыргызстан, где частная собственность на землю не допускается. Устанавливается лишь право владения (ст. 4 Конституции Кыргызстана [18]).

      Государство обеспечивает стабильную законодательную  базу предпринимательства, неприкосновенность и защиту частной и других форм собственности, поддержку предпринимательства, благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, создание системы подготовки кадров.

      В большинстве стран СНГ принят пакет нормативных правовых актов, обеспечивающих законодательную базу рыночной экономики. Это законы о собственности, акционерных обществах, приватизации, предприятиях и предпринимательстве, банках и банковской деятельности, иностранных инвестициях, коммерческой Тайне и др. Государственное управление экономикой сочетается с самостоятельностью предприятий, развитием частно-предпринимательской деятельности.

      Экономическая эволюция государств СНГ учитывает  достижения мировой экономики и  исторические особенности стран  Содружества. Они активно включаются в международные экономические связи. В качестве перспективных форм организации управления производством можно признать совместные предприятия, транснациональные корпорации, финансово-промышленные группы, проведение эффективной конверсии с учетом потребностей рынка и ускоренной модернизации технологических процессов.

      Сложность экономических преобразований в  странах СНГ связана с разрывом традиционно сложившихся хозяйственных  связей, несогласо ванностью в  реализации национальной структурной  политики, отсутствием развитой рыночной инфраструктуры и адекватной новым условиям хозяйствования кадровой подготовки, обострением межнациональных конфликтов в ряде регионов бывшего СССР.

      Странами  СНГ подписано Соглашение о взаимном признании прав и регулировании  отношений собственности [19]. Экономические связи стран СНГ строятся на основе Договора о создании Экономического союза. Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, международных конвенций, двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по экономическим вопросам [12, c. 136-137].

      Любому  демократическому обществу присуще  многообразие интересов, целей, общественных связей. Их выразителями выступают  различные общественные группы и  территориальные образования. Легитимная власть обеспечивает согласование и максимальный учет интересов всех субъектов социального общения [12, c. 152].

      Политические  партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и  законов Республики Беларусь, содействуют  выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

      Политические  партии и другие общественные объединения  имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

      Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

      Партии  и другие общественные объединения  являются важнейшим элементом политической системы.

      В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно  участвуют в политической жизни  страны, прежде всего посредством  участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным  и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.

      Более многочисленными и разнообразными по видам являются общественные объединения, в которые объединяются граждане. К общественным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, благотворительные фонды и т.п.

      Общественные  объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.

      В иных странах Содружества диктатура и тоталитаризм также отвергаются. Конституционно признается политический плюрализм и идеологическое многообразие. Так, ст. 12 Конституции Узбекистана провозглашает: "В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий, мнений". Это получает выражение в многопартийности, разнообразии идеологий, мнений.

      Не  допускается признание какой-либо идеологии государственной. Конституция  Молдовы устанавливает, что демократия в Республике осуществляется в условиях политического плюрализма, несовместимого с диктатурой и тоталитаризмом (ст. 5).

      Важнейшей формой реализации публичных интересов  граждан являются общественные объединения. Это добровольные самодеятельные самоуправляемые  формирования, возникающие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности профессиональных или иных интересов для совместной реализации гражданских, экономических и культурных прав и не преследующих цели извлечения прибыли. Цели и задачи таких объединений определяются в его уставе, положении, иных актах, зарегистрированных в установленном порядке.

      Общественными объединениями признаются:

      — общественные организации (политические партии, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, детские организации, организации инвалидов, миротворческие и правозащитные организации, научно-технические, экологические, культурно-просветительные, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, национально-культурные общества, землячества);

      — массовые общественные движения;

      — общественные фонды;

      — общественные учреждения;

      — союзы, ассоциации общественных объединений;

      — организации общественной самодеятельности, действующие в пределах муниципальных  поселений.

      Законодательство стран Содружества гарантирует право граждан на объединение. Порядок образования, механизм правового обеспечения деятельности и прекращения существования общественных объединений регламентируется специальными нормативными правовыми актами. Это, например. Закон Республики Грузия "Об общественных объединениях" от 14 июля 1994 г.; Закон Беларуси "Об общественных объединениях" от 4 октября 1994 г. с изменениями и дополнениями от 31 января 1995 г.; Закон Казахстана "Об общественных объединениях" от 3 июня 1996 г.; Закон Молдовы "Об общественных объединениях" от 17 мая 1997 г. и др.

      В Молдове Закон об общественных объединениях не распространяется на: политические партии и другие общественно-политические организации, профессиональные союзы, объединения работодателей, религиозные организации, организации, созданные органами публичной власти; кооперативные и иные организации, преследующие коммерческие цели; формирования общественной самодеятельности (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, сельские комитеты и др.).

      В Казахстане Закон об общественных объединениях не распространяется на религиозные  объединения и организации территориального местного самоуправления.

      В Молдове все общественные объединения  подразделяются на общественно полезные и объединения взаимной выгоды. К общественно полезным относятся объединения, деятельность которых связана с защитой прав человека, образованием, здравоохранением, социальной помощью населению, культурой, охраной природы. Общественные объединения взаимной выгоды имеют целью удовлетворение частных, корпоративных интересов их членов.

      Конституции стран СНГ определяют характер взаимоотношений  государства и общественных объединений, принципы их сотрудничества в решении  общественно значимых вопросов.

      Особое  место в системе общественных объединений занимают политические партии и массовые общественные движения. После отмены монопольного положения КПСС в политической системе в практику общественной жизни государств Содружества вошла многопартийность. Это наглядно проявляется в борьбе политических партий, избирательных блоков за депутатские места на выборах в парламенты и органы местного самоуправления.

      Так, Конституция Армении от 5 июня 1995 г. закрепляет многопартийность. Партии образуются свободно, способствуют формированию и выражению политической воли народа. Их деятельность не может противоречить Конституции и законам, а структура и образ действий — принципам демократии. Партии обеспечивают гласность своего финансового положения.

      Деятельность  политических партий в странах СНГ регламентирована законами (например, Закон Молдовы "О партиях и других общественно-политических организациях" от 17 сентября 1991 г. и др.).

      Практически во всех странах СНГ имеются влиятельные  оппозиционные партии и движения. Это Либерально-демократическая партия Армении; партия "Мусават" в Азербайджане; Народный фронт Беларуси; Социально-либеральное движение Украины.

      Место политических партий в общественной жизни стран СНГ сводится к  участию:

      — в выборах в органы государственной  власти;

      — в формировании политических институтов (массовых народных движений);

      — в осуществлении государственной  власти через парламентские фракции;

Информация о работе Основы конституционного строя