Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5
1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5
1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции
Республики Беларусь…………………………………………………….. 6
1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9
2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14
2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14
2.2 Экономические и политико-идеологические основы
конституционного строя………………………………………………… 16
2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25
2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29
3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34
3.1 Демократическое государство………………………………………. 34
3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36
3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38
3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41
3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в
Республике Беларусь……………………………………………………… 51
3.6 Светское государство…………………………………………………. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75
Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела, право наций на определение.
В
конституционном праве
• суверенитет народа, или народный суверенитет;
• суверенитет государства, или государственный суверенитет;
• суверенитет национальный.
Суверенитет народа, или народный суверенитет, есть первоисточник власти. Идеи народного суверенитета сыграли важнейшую стимулирующую роль в развитии общества, в формировании демократических начал политической жизни разных стран. Имеющая непосредственное отношение к обеспечению прав человека и гражданина, идея народного суверенитета, признающая народ как единственный источник власти, ее носитель и легитиматор, - это важнейшая веха в политической истории человечества, имеющая непреходящее значение.
Суверенитет
народа означает народовластие, полновластие
народа, т. е. обладание народом социально-
В соотношении понятий «суверенитет государства» и «суверенитет народа» именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа, выражен пая в юридически релевантных формах, обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.
Наиболее полно обосновали идею народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо, Ж. Боден, Т. Пейн, а в России - А. Радищев и другие мыслители. По А.Н. Радищеву, при заключении договора с государством народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он (народ) не мог бы согласиться на рабство, так как это было бы противоестественно. Противопоставление естественного права существующим государственным законам привело Радищева к революционным выводам. «Из мучительства неминуемо рождается вольность, — отмечал Радищев, а мучительство достигло в России крайнего предела». Радищев признает за народом право на восстание в том случае, если его естественные права грубо нарушаются. Он рассматривал самодержавие как состояние, «наипротивнейшее человеческому естеству». Царь, утверждал он, «первейший.... в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель».
Наилучшей политической организацией общества А.Н. Радищев считал народное правление, сформированное по образу северно-русских феодальных республик Новгорода и Пскова: «На вече весь народ течет». В оде «Вольность» он пишет: «Народ в собрании своем на вече был истинный Государь». Будучи исстари приверженным республиканской форме правления, только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя. Государственное устройство России А.Н. Радищев представлял в форме свободной федерации городов с вечевыми собраниями. Такое устройство, по его мнению, могло бы обеспечить народу его священные естественные права, заключающиеся в свободе: мысли; слова; деяния; в защите самого себя, в праве собственности; быть судимым себе равными [32, c. 442].
Народный суверенитет означает:
• во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране;
• во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В зарубежных странах принцип народного суверенитета традиционно толкуется как принцип правления по поле большинства и связывается с демократическим политическим режимом и формами демократии. Так, идеалом и одним из основных принципов Конституции США являются идеи философов XVIII в. о народном суверенитете, ограниченном правлении и основных правах индивида, всемерной охране свободы личности, которые в политико-правовом сознании слиты с идеей автономии, изначально, от рождения присущей каждому человеку. Последняя идея трансформируется в принцип народного суверенитета и общественного договора свободных самоуправляемых данностей с представляющим их интересы и формируемым ими государством, обладающим ограниченной властью, чтобы предотвратить посягательство на свободу и автономию личности.
Власть народа осуществляется в трех формах: государственной; общественной; власти местного самоуправления.
Народ
осуществляет государственную власть
либо непосредственно (например, путем
референдума или выборов
Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан. Такая власть обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия.
Власть местного самоуправления осуществляется на территории соответствующих территориальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления. При решении вопросов местного значения власть местного самоуправления ближе к общественной власти. Таким образом, во власти местного самоуправления переплетаются общественные и государственные начала.
В
настоящее время для
Степень развития самоуправления зависит от степени развития демократии в обществе. Чем демократичнее общество, тем более широко в нем развиты начала самоуправления. Самоуправление есть высшая цель и одновременно особая форма развития и организации демократии, а отличие демократии от самоуправления заключается в том, что самоуправление более полно и непосредственно воплощает основные принципы управления обществом.
Государственная власть характеризуется особыми свойствами: суверенностью, верховенством, независимостью и самостоятельностью. С государственной властью тесно связано понятие «суверенитет государства».
Государственный
суверенитет рассматривается
Суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.
Суверенитет государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых им административных структур, а во внешнеполитических делах — признанное международным сообществом, другими субъектами международных отношений право данного правительства на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими правительствами.
Для государства суверенитет — это не только право на независимость и свободу от посягательств извне и изнутри, но и право управлять, повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти.
При этом следует учитывать, что власть и олицетворяющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку суверенитет является свойством государства. «Когда мы называем такое-то государство суверенным, — отмечал известный государствовед Н.И. Палиенко, — то этим мы выражаем, что оно обладает в пределах своей территории высшей и независимой властью. В этих пределах суверенная государственная власть не имеет ни равной себе, ни высшей над собой правовой власти.., но сама господствует над всем и над всякой другой правовой властью. Суверенитет государства не исключает поэтому суверенитета других государств, так как каждое суверенное государство — суверенно лишь в своих территориальных пределах. Поэтому суверенитет часто и называют высшей, независимой территориальной властью» [32, c. 438].
Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки: верховенство; независимость и самостоятельность; единство.
Верховенство как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Верховенство означает подчинение государственной власти всех граждан и их объединений, должностных лиц, высших государственных органов, органов местного самоуправления, находящихся на территории Республики Беларусь. Верховенство проявляется также в том, что государственная власть выступает в качестве основного распорядителя материальных и духовных богатств общества. Только она может придавать своим велениям общеобязательный характер и обеспечивать их осуществление с помощью мер принуждения.
Независимость
и самостоятельность
Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Материальной основой государственного (как и национального) суверенитета является владение соответствующей территорией, определенной собственностью, культурным достоянием.
Юридическое закрепление государственного суверенитета в странах Содружества началось с принятия Деклараций о государственном суверенитете еще в период существования СССР. Так, Декларация о независимости Армении от 23 августа 1990 г. провозгласила Республику суверенным государством, наделенным верховенством государственной власти, независимостью, полноправием. Идея суверенной государственности нашла отражение и в Конституции Армении от 5 июля 1995 г. (Преамбула, ст. 1).
Нормы о государственном суверенитете имеются во всех конституциях зарубежных стран Содружества. Так, Конституция Кыргызстана гласит: "Суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию" (абз. 2 ст. 1). Защита суверенитета и независимости возлагается на президента республики и вооруженные силы государства.
Согласно ч. 2 ст. 2 Конституции Казахстана суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории.
Конституция Туркменистана закрепляет верховенство и полноту власти на своей территории. "Государственный суверенитет и территория Туркменистана едины и неделимы" (ст. 1). На государство возлагается защита независимости и территориальной целостности конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка в Республике [33, c. 5-6].