Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      Правовой  основой суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие  суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела, право наций на определение.

      В конституционном праве выделяется три разновидности суверенитета:

      • суверенитет народа, или народный суверенитет;

      • суверенитет государства, или государственный суверенитет;

      • суверенитет национальный.

      Суверенитет народа, или народный суверенитет, есть первоисточник власти. Идеи народного  суверенитета сыграли важнейшую  стимулирующую роль в развитии общества, в формировании демократических начал политической жизни разных стран. Имеющая непосредственное отношение к обеспечению прав человека и гражданина, идея народного суверенитета, признающая народ как единственный источник власти, ее носитель и легитиматор, - это важнейшая веха в политической истории человечества, имеющая непреходящее значение.

      Суверенитет народа означает народовластие, полновластие народа, т. е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне  и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны источником политической власти. Данная концепция исторически связана с разрушением концепции суверенитета правителя в эпоху буржуазных революций и с возникающим в Новое время противопоставлением государства гражданскому обществу, в связи с развитием представительского правления, использованием разного рода формы прямой демократии (референдумов, плебисцитов и др.). Суть концепции суверенитета народа, или народного суверенитета, заключается в том, что народ является носителем суверенитета и единственным источником и носителем государственной власти.

      В соотношении понятий «суверенитет государства» и «суверенитет народа» именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа, выражен пая в юридически релевантных формах, обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.

      Наиболее  полно обосновали идею народного  суверенитета Ж.-Ж. Руссо, Ж. Боден, Т. Пейн, а в России - А. Радищев и другие мыслители. По А.Н. Радищеву, при заключении договора с государством народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он (народ) не мог бы согласиться на рабство, так как это было бы противоестественно. Противопоставление естественного права существующим государственным законам привело Радищева к революционным выводам. «Из мучительства неминуемо рождается вольность, — отмечал Радищев, а мучительство достигло в России крайнего предела». Радищев признает за народом право на восстание в том случае, если его естественные права грубо нарушаются. Он рассматривал самодержавие как состояние, «наипротивнейшее человеческому естеству». Царь, утверждал он, «первейший.... в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель».

      Наилучшей политической организацией общества А.Н. Радищев считал народное правление, сформированное по образу северно-русских феодальных республик Новгорода и Пскова: «На вече весь народ течет». В оде «Вольность» он пишет: «Народ в собрании своем на вече был истинный Государь». Будучи исстари приверженным республиканской форме правления, только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя. Государственное устройство России А.Н. Радищев представлял в форме свободной федерации городов с вечевыми собраниями. Такое устройство, по его мнению, могло бы обеспечить народу его священные естественные права, заключающиеся в свободе: мысли; слова; деяния; в защите самого себя, в праве собственности; быть судимым себе равными [32, c. 442].

      Народный  суверенитет означает:

      • во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране;

      • во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

      В зарубежных странах принцип народного  суверенитета традиционно толкуется как принцип правления по поле большинства и связывается с демократическим политическим режимом и формами демократии. Так, идеалом и одним из основных принципов Конституции США являются идеи философов XVIII в. о народном суверенитете, ограниченном правлении и основных правах индивида, всемерной охране свободы личности, которые в политико-правовом сознании слиты с идеей автономии, изначально, от рождения присущей каждому человеку. Последняя идея трансформируется в принцип народного суверенитета и общественного договора свободных самоуправляемых данностей с представляющим их интересы и формируемым ими государством, обладающим ограниченной властью, чтобы предотвратить посягательство на свободу и автономию личности.

      Власть  народа осуществляется в трех формах: государственной; общественной; власти местного самоуправления.

      Народ осуществляет государственную власть либо непосредственно (например, путем  референдума или выборов депутатов), либо через избранные им, а затем  сформированные органы государства. Решения и действия органов государственной власти обязательны для всех. Они исполняются, как правило, добровольно, но при необходимости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства.

      Общественную  власть осуществляют объединения и группы граждан. Такая власть обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия.

      Власть  местного самоуправления осуществляется на территории соответствующих территориальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления. При решении вопросов местного значения власть местного самоуправления ближе к общественной власти. Таким образом, во власти местного самоуправления переплетаются общественные и государственные начала.

      В настоящее время для конституционной  науки и практики назрела объективная  необходимость разумного сочетания  и разграничения государственно-властного  руководства и народного самоуправления. Именно в этом направлении развивается политическая система в Республике Беларусь. Становление системы местного самоуправления, дополняющей структуры государственной власти, позволит наиболее эффективно решать конкретные вопросы экономического, политического, социального и культурного строительства в Беларуси.

      Степень развития самоуправления зависит от степени развития демократии в обществе. Чем демократичнее общество, тем  более широко в нем развиты  начала самоуправления. Самоуправление есть высшая цель и одновременно особая форма развития и организации демократии, а отличие демократии от самоуправления заключается в том, что самоуправление более полно и непосредственно воплощает основные принципы управления обществом.

      Государственная власть характеризуется особыми  свойствами: суверенностью, верховенством, независимостью и самостоятельностью. С государственной властью тесно связано понятие «суверенитет государства».

      Государственный суверенитет рассматривается как  верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость  во внешнеполитических отношениях. Верховенство и независимость как суверенные свойства государственной власти выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.

      Суверенность  государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.

      Суверенитет государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых им административных структур, а во внешнеполитических делах — признанное международным сообществом, другими субъектами международных отношений право данного правительства на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими правительствами.

      Для государства суверенитет — это  не только право на независимость  и свободу от посягательств извне  и изнутри, но и право управлять, повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти.

      При этом следует учитывать, что власть и олицетворяющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку суверенитет  является свойством государства. «Когда мы называем такое-то государство суверенным, — отмечал известный государствовед Н.И. Палиенко, — то этим мы выражаем, что оно обладает в пределах своей территории высшей и независимой властью. В этих пределах суверенная государственная власть не имеет ни равной себе, ни высшей над собой правовой власти.., но сама господствует над всем и над всякой другой правовой властью. Суверенитет государства не исключает поэтому суверенитета других государств, так как каждое суверенное государство — суверенно лишь в своих территориальных пределах. Поэтому суверенитет часто и называют высшей, независимой территориальной властью» [32, c. 438].

      Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность  и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки: верховенство; независимость и самостоятельность; единство.

      Верховенство  как признак суверенности государственной  власти означает, что народ сам  в полном объеме осуществляет принадлежащую  ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Верховенство означает подчинение государственной власти всех граждан и их объединений, должностных лиц, высших государственных органов, органов местного самоуправления, находящихся на территории Республики Беларусь. Верховенство проявляется также в том, что государственная власть выступает в качестве основного распорядителя материальных и духовных богатств общества. Только она может придавать своим велениям общеобязательный характер и обеспечивать их осуществление с помощью мер принуждения.

      Независимость и самостоятельность государственной  власти выражается в том, что она является таковой и по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа. Ибо только от воли народа исходит мандат на любые изменения формы государственной власти. В Конституции Республики Беларусь отмечено, что «любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» (часть вторая статьи 3).

      Единство  государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

      Материальной  основой государственного (как и  национального) суверенитета является владение соответствующей территорией, определенной собственностью, культурным достоянием.

      Юридическое закрепление государственного суверенитета в странах Содружества началось с принятия Деклараций о государственном  суверенитете еще в период существования  СССР. Так, Декларация о независимости Армении от 23 августа 1990 г. провозгласила Республику суверенным государством, наделенным верховенством государственной власти, независимостью, полноправием. Идея суверенной государственности нашла отражение и в Конституции Армении от 5 июля 1995 г. (Преамбула, ст. 1).

      Нормы о государственном суверенитете имеются во всех конституциях зарубежных стран Содружества. Так, Конституция  Кыргызстана гласит: "Суверенитет  Кыргызской Республики не ограничен  и распространяется на всю ее территорию" (абз. 2 ст. 1). Защита суверенитета и независимости возлагается на президента республики и вооруженные силы государства.

      Согласно  ч. 2 ст. 2 Конституции Казахстана суверенитет  Республики распространяется на всю  ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории.

      Конституция Туркменистана закрепляет верховенство и полноту власти на своей территории. "Государственный суверенитет  и территория Туркменистана едины  и неделимы" (ст. 1). На государство возлагается защита независимости и территориальной целостности конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка в Республике [33, c. 5-6].

Информация о работе Основы конституционного строя