Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      Совет Республики может принимать решения  по другим вопросам, если это предусмотрено  Конституцией.

      В соответствии со статьей 101 Конституции  Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента Республики Беларусь могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

      Не  допускается делегирование полномочий Президенту на:

      • издание декретов,  предусматривающих  изменение и дополнение Конституции, толкование Конституции;

      • изменение и дополнение программных  законов;

      • утверждение республиканского бюджета  и отчета о его исполнении;

      • изменение порядка выборов Президента и Парламента;

      • ограничение конституционных прав и свобод граждан.

      Закон о делегировании законодательных  полномочий Президенту не может разрешать  ему изменение этого закона, а  также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

      Основной  организационно-правовой формой работы Парламента является сессия.

      Первая  после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией  по выборам и проведению республиканских  референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. При этом отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборам ее нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчет 30-дневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от области или города Минска [3, c. 653].

      Палаты  собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября. Ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля. Ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день. Заседание палат считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты. Голосование в Палате представителей и Совете Республики открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Республики путем подачи голоса «за» или «против». Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.

      Палата  представителей и Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента.

      Палата  представителей и Совет Республики избирают из своего состава Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики и их заместителей. Данные должностные лица ведут заседания палат и ведают их внутренним распорядком. Кроме того, палаты из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

      Согласно  статье 104 Конституции Республики Беларусь решения Палаты представителей принимаются  в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.

      Решения палат считаются принятыми при  условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат, если иное не предусмотрено Конституцией.

      Законы  об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются  принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат.

      Законы  подлежат немедленному опубликованию  после их подписания и вступают в  силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

      Порядок деятельности Палаты представителей, Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики определяется регламентами палат, которые подписываются председателями палат.

      В соответствии со ст. 20 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, принятого от 09.10.2008г. № 1033-ПЗ/IX [39] для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, организации работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей создается Совет Палаты представителей.

      Совет Палаты представителей является постоянно  действующим коллегиальным органом, подотчетным Палате представителей.

      В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий. Решение об образовании Совета Палаты представителей и формировании его состава оформляется постановлением Палаты представителей. Другие депутаты Палаты представителей могут быть избраны в состав Совета Палаты представителей в соответствии с решением Палаты представителей. Решение об избрании в состав Совета Палаты представителей оформляется постановлением Палаты представителей.

      Совет Палаты представителей возглавляет  Председатель Палаты представителей.

      В силу статьи 96 Конституции Республики Беларусь (часть четвертая) Палата представителей и Совет Республики из своего состава  избирают постоянные комиссии и иные органы для веления законопроектной  работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

      Палата  представителей при необходимости  создает временные комиссии. Способ формирования состава временных  комиссий определяется решением Палаты представителей. Создание временных  комиссий оформляется постановлением Палаты представителей. Задачи и порядок деятельности временных комиссий определяются Палатой представителей при их образовании. Временные комиссии избираются из числа депутатов Палаты представителей в составе председателя и членов комиссии. Комиссии могут привлекать к своей работе специалистов, не являющихся депутатами Палаты представителей. Временные комиссии вправе запрашивать официальные документы, информационные и другие материалы, необходимые для их деятельности, осуществлять иные предоставленные комиссиям полномочия в порядке, установленном законодательством.

      Совет Республики также избирает из своего состава постоянные и временные  комиссии для ведения законопроектной  работы, предварительною рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся  к его компетенции. Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами Совета Республики [20, c. 210-212].

      В состав постоянной комиссии Совета Республики входят председатель постоянной комиссии, заместители председателя и члены  постоянной комиссии. Председатели постоянных комиссий избираются на заседании Совета Республики. Кандидатуры на должность председателя постоянной комиссии вправе выдвигать Председатель Совета Республики, его заместитель и члены Совета Республики. Член Совета Республики вправе выдвигать собственную кандидатуру на должность председателя постоянной комиссии. Председатель постоянной комиссии избирается тайным голосованием, если Совет Республики не примет иное решение.

      Совет Республики создает при необходимости  следственные, ревизионные и иные временные комиссии. Временные комиссии избираются из числа членов Совета Республики в составе председателя, заместителей председателя и членов комиссии большинством голосов от полного состава Совета Республики. Создание временной комиссии оформляется постановлением Совета Республики. Временные комиссии могут привлекать к своей работе специалистов, не являющихся членами Совета Республики. При этом избрание члена Совета Республики в состав временной комиссии не прекращает его членства в составе постоянной комиссии Совета Республики. Заседание временной комиссии проводится открыто, если комиссия не приняла иное решение.

      Задачи  и порядок деятельности временных  комиссий определяются Советом Республики при их образовании. Временные комиссии вправе запрашивать официальные документы, другие материалы, необходимые для их деятельности. Они подотчетны Совету Республики и ответственны перед ним.

      По  результатам деятельности временная  комиссия представляет Совету Республики доклад по существу вопроса, в связи  с которым она была создана. Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно по решению Совета Республики [20, c. 214-216].

      Таким образом, Национальное Собрание является единым в Беларуси законодательным  органом. Согласно Конституции Национальное Собрание является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и чёткая организация деятельности самого Парламента и его палат в отдельности.

      Вопрос  об организации и деятельности Национального Собрания и каждой из его палат рассматривается самой Конституцией и детально конкретизируется в регламенте палат Национального Собрания.

      Важной  существенной функцией Парламента является законодательный процесс, осуществление  представительства. Только этому представительному органу дано право законодательствовать.

      Характеристика  исполнительной власти в Республике Беларусь

      Как не парадоксально это звучит, но в основе теории разделения властей  лежит идея единства и целостности  государственной власти, поэтому разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную строится не по иерархическому, а по функциональному принципу. Дж. Локк и Ш. Монтескье, создавая свои теории разделения властей, обосновывали происхождение государственной власти существованием общественного договора. Таким образом, теория разделения властей предполагает наличие единого источника власти, каковым является народ, что на государственно-правовом уровне выражается в создании единого государственного механизма. Но все же определяющим в этой теории выступает тезис о некоем рациональном соотношении властей (балансе властей), которое предусматривает не только их самостоятельность, но и взаимодействие, и контроль (систему сдержек и противовесов). Важной составляющей теории ее создатели считали постоянство и правовую основу функционирования высших органов. Поскольку законы «обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть», которая следила бы за их исполнением [40, c. 21].

      Именно  такой властью и является власть исполнительная. Следует отметить, что органы исполнительной власти можно  сгруппировать по следующим однородным или близким по задачам основным блокам:

      - обеспечение государственного суверенитета страны (оборона, внутренние и иностранные дела, юстиция, безопасность);

      - социальная политика (социальная  защита, культура, здравоохранение,  образование, печать и информация);

      - экономическое регулирование (финансы, экономика, внешне-экономические связи, управление государственным имуществом, труд и занятость, антимонопольная политика и поддержка предпринимательских структур, налоговая служба и др.);

      - структурная и инвестиционная  политика (промышленность, строительство, транспорт, топливо и энергетика, связь, сельское хозяйство, наука и техническая политика);

      - ресурсы (природные ресурсы и  экология, материальные ресурсы  и торговля, государственные резервы,  геология и использование недр).

      В действующем законодательстве термины «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления» используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений [41, c. 87].

      В юридической литературе бытует мнение, что государственное управление — это любая деятельность государства, а органами, ее осуществляющими, является Национальное собрание Республики Беларусь и др. Такая позиция противоречит Конституции Республики Беларусь, Закону «О Совете Министров Республики Беларусь» [42] и другим нормативным правовым актам и превращает названные органы из законодательных, судебных, прокурорского надзора в органы государственного управления. Подобный подход к пониманию государственного управления (исполнительной власти) противоречит конституционному принципу разделения властей [43, c. 247].

      Компетенция органов исполнительной власти закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, уставах или положениях о том или ином органе.

      Действующее законодательство Республики Беларусь не содержит четкого определения  государственных органов, призванных осуществлять исполнительную власть, в отличие от законодательной и судебной власти. Так, в статье 90 Конституции записано, что законодательным органом Республики Беларусь является Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. В соответствии со статьей 109 Конституции «судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам».

Информация о работе Основы конституционного строя