Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5
1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5
1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции
Республики Беларусь…………………………………………………….. 6
1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9
2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14
2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14
2.2 Экономические и политико-идеологические основы
конституционного строя………………………………………………… 16
2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25
2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29
3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34
3.1 Демократическое государство………………………………………. 34
3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36
3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38
3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41
3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в
Республике Беларусь……………………………………………………… 51
3.6 Светское государство…………………………………………………. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75
о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
Экстраординарным средством защиты конституционного строя является правовой режим чрезвычайного положения, которое вводится в соответствии с конституцией и действующим законом о чрезвычайном положении в отдельных государствах СНГ либо на части их территории. Он означает особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий определенные ограничения конституционных прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 24.06.2002 N 117-З (ред. от 31.12.2009) «О чрезвычайном положении» [13] чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные настоящим Законом ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Ст. 3 Закона«О чрезвычайном положении» предусматривается, что основанием для введения чрезвычайного положения является наличие обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существованию государства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ;
беспорядки, сопровождающиеся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существования государства.
Чрезвычайное положение на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Республики Беларусь с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (ст. 4 Закона «О чрезвычайном положении»).
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, органов государственной безопасности, внутренних войск, а также органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. В исключительных случаях на основании указа Президента Республики Беларусь в дополнение к силам и средствам, указанным в статье 16 настоящего Закона, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования. Органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Республики Беларусь (ст. 16-17 Закона «О чрезвычайном положении»).
На
период чрезвычайного положения
в странах СНГ могут
— особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
— усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения (водохранилища, атомные электростанции);
— запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;
— запрещение забастовок;
—
ограничение движения транспортных
средств и их досмотр. Дополнительно
могут вводиться следующие
— комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;
— ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;
—
приостановление после
— проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия — личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;
— ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций — также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
— выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.
Не
допускается пропаганда или агитация
в целях насильственного
Исходя из вышеизложенного, сделаем следующие выводы:
1. Основы конституционного строя — это тот правовой фундамент, на котором строится общественное здание государственности. Этот конституционно-правовой институт имеет особое значение. Его нормы обладают высшей юридической силой по сравнению не только с нормами других правовых актов, но и самой конституции.
2.
Основы конституционного строя — наиболее
стабильный раздел конституции. Незыблемость,
целостность и устойчивость основ конституционного
строя гарантируется особым порядком
изменения раздела (главы) конституции,
закрепляющей эти основы.
2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
2.1
Человек, его права
и свободы как
высшая ценность
Отличие конституционного строя демократического государства от тоталитарного заключается в принципиально иной роли человека. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации признаются высшей ценностью и целью общества и государства.
Ранее (в советский период) государство всегда доминировало в отношениях "человек - государство". Оно выступало в роли "патера", покровителя, жесткого диктатора, вершителя судеб людей. Если ознакомиться даже с официальными (опубликованными) документами, принятыми в 30-е годы XX столетия, то можно заметить откровенно пренебрежительное отношение к своим же гражданам. Так, с целью освоения новых земель принимались постановления СНК для "переброски" людей, например, в районы Дальнего Востока. Еще совсем недавно (70-е - 80-е годы XX столетия) были случаи борьбы с инакомыслящими с использованием возможностей психиатрических учреждений. В порядке вещей было лишение гражданства.
Действия государственных структур изначально признавались оправданными и не подвергались какому-либо сомнению. Исключены были даже какие-либо правовые возможности для предъявления претензий (исков) к государству, например, имущественных [3, c. 178-179].
В настоящее время на конституционном уровне закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (ст. 2 Конституции). Таким образом существует взаимная ответственность государства и человека. Это может выражаться не только в закреплении прав и свобод человека и гражданина, но и в возложении на граждан определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством.
Следует обратить внимание на то, что образ жизни выступает сам гражданин. Он решает, какую ему приобрести профессию, к чему стремиться, как строить свою личную жизнь и т.д. Государство лишь обязано создавать условия для свободного и достойного развития личности, которыми вправе (но не обязан) воспользоваться конкретный человек. Если он по объективным причинам (возраст, пол, инвалидность и др.) не в состоянии наравне с другими лицами конкурировать на рынке труда, то государство путем предоставления дополнительных гарантий и преимуществ стремиться сгладить эти проблемы.
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации рассматриваются в качестве высшей ценности и цели государства не только тогда, когда человек выступает только в личном качестве, во многих случаях защита интересов общества и государства в целом позволяет максимально обеспечить и права отдельного индивида.
Не следует гипертрофировать права и свободы отдельного человека. Необходим оптимальный баланс интересов человека и общества. В этих целях Конституция Республики Беларусь позволяет (ст. 23) ограничивать права и свободы, когда это диктуется потребностями развития демократического государства.
Весь конституционный текст изложен таким образом, чтобы воплотить известный принцип - не народ для правительства, а правительство для народа [3, c. 179-180].
Конституции иных зарубежных стран СНГ также признают человека универсальной ценностью (ст. 4 Конституции Армении, ст. 13 Конституции Азербайджана, ст. 3 Конституции Украины и др.). Подчеркивается приоритетное значение прав и свобод личности. В основу государственности положены гуманистические идеи школы естественного права, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов выступает гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина. Так, согласно ст. 3 Конституции Украины: "Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства".
Конституции
стран Содружества допускают
ограничение государственной
Государство ответственно перед гражданином и обеспечивает создание условий для свободного развития личности, защищает жизнь, честь, достоинство и свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина. В свою очередь гражданин ответствен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него конституцией и законом.
Каждому гарантируется защита и покровительство государства как на территории республики, так и за ее пределами. Никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство.
Гражданин республики не может быть выдан иностранному государству, кроме случаев, предусмотренных международными договорами республики.