Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      4) многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;

      5) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;

      6) наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.

      Таким образом, конституционный строй (в  содержательном аспекте, а не формальном) - это такой государственный и  общественный строй, который определен  демократической Конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты.

      Конституционный строй определяется всем конституционным  законодательством страны, которое  конечно же может иметь отдельные  недостатки, которые не деформируют природу и характер отношений между государством, обществом и индивидом.

      В отличие от в целом конституционного строя основы конституционного строя (уже даже в силу значения слова "основы") представляют собой наиболее важные принципы и нормы Конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. В силу этого, положения первого раздела Конституции, посвященного основам конституционного строя, обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, правовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека [3, c. 128-130].

      В Конституции Республики Беларусь эти основы конституционного строя нашли свое закрепление. Сейчас принципиально важно наиболее полно воплотить их в жизнь. 

      1.2 Закрепление конституционного  строя в Конституции  Республики Беларусь 

      Одним из важнейших предназначений Основного  Закона является закрепление в нем конституционного строя. Безусловно, вся система общественных отношений составляющих конституционный строй не может быть урегулирована только нормами конституционного права: в этом участвуют и другие отрасли. Однако главные устои конституционного строя определяются конституционным правом и его основным источником - Конституцией.

      Основой всего конституционного строя, на наш  взгляд, является закрепленный в ст. 2 Конституции Республики Беларусь принцип о человеке, его правах и свободах, гарантиях их реализации как высшей ценности и цели функционирования общества и государства. К числу основ также следует отнести зафиксированную в ст. 3 Конституции идею народного суверенитета. Именно народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Свою власть народ осуществляет как непосредственно (например, путем референдума, участия в выборах), так и через представительные и иные органы. Формы и пределы этой власти определяются Конституцией. В целом является общепринятым подходом установление в Конституции пределов власти народа. Так, некоторые вопросы не могут быть вынесены на народное голосование в силу опасений, что их решение будет основано скорее на эмоциях, чем на разумном расчете, например, о помиловании преступников, о размерах налогов и т.д.

      Республика  Беларусь с начала 90-х годов прошлого столетия выбрала демократический  путь развития. Вначале это было зафиксировано в Декларации о  государственном суверенитете, принятой 27 июля 1990 г. [4] и получившей 25 августа 1991 г. статус конституционного закона, а затем в законе от 27 февраля 1991 г. об основных принципах народовластия в Республике Беларусь. В настоящее время демократизм конституционного строя закреплен в Конституции.

      В статье 6 Основного Закона Республики Беларусь зафиксирован важнейший принцип организации и деятельности государства - разделение властей: государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную, судебную.

      В Конституции Республики Беларусь закрепляется принцип верховенства права.

      Право - многоаспектное научное понятие. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы. Таким  образом, право можно определять как норму свободы.

      Существует  множество научных направлений, формирующих представления о  праве: теория естественного права; историческая школа права; психологическая  теория; материалистическая теория права; нормативистское направление.

      В литературе, исходя из множественности  взглядов о праве, называют следующие  основные его признаки:

      1) право - это система правил  поведения людей, которая устанавливается  или санкционируется государством;

      2) в силу того, что право имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением; для этих целей может быть использован специальный аппарат (полиция, суд, армия и др.). В силу общеобязательности право отличается от других социальных норм (морали, обычаев, религии и др.);

      3) право выражается в официальной форме (имеет свои источники, например, законы).

      Спор  о праве существует с момента  его зарождения и в нем участвуют  не только юристы, но и философы, социологи, представители других наук.

      Несмотря на многообразие взглядов на право в современный период, представители теорий пытаются дать определение права посредством акцентирования его сущности. И в этом отношении в литературе [5, c. 27] подчеркивается, что одни видели в праве воплощение справедливости, другие - свободу, третьи указывали в качестве цели права - установление равновесия между различными общественными интересами.

      Видным  белорусским ученым-юристом С.Г. Дробязко право характеризуется  в трех плоскостях: а) правосознании; б) нормативном массиве (законодательстве); в) правоотношениях [5, c. 28].

      При этом он различает статичную (нормы  или "право в книгах") и динамичную (правосознание и правоотношения) стороны права. На наш взгляд эта  точка зрения позволяет полностью  охватить природу права, а значит является основой для его правильного определения.

      Исходя  из того, что в праве должно интегрироваться  все наиболее ценное, присущее как  самому праву, так и другим социальным регуляторам (нравственность, религия, обычаи и т.д.), профессор С.Г. Дробязко определяет право как "верховенствующий, общесоциальный, интегративный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую справедливость в системе норм, определяющих круг субъектов права, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса" [5, c. 29].

      Право имеет определенные принципы - основные идеи его существования и развития. Есть принципы, которые распространяются на всю систему права (общие принципы), - справедливости, равноправия, гуманизма, демократизма и другие; межотраслевые, охватывающие две или более отраслей права; отраслевые (например, в трудовом праве принцип свободы трудового договора и др.).

      Основу  конституционного строя составляет признание приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства (ст. 8 Конституции Республики Беларусь). Пожалуй, в этой связи можно говорить об обязательном векторе (направлении) действий законодателя и субъектов, применяющих право.

      Для нынешнего строя (в отличие от советского) характерно закрепление в Конституции не только идеологического многообразия (ст. 4, 5), но и неотъемлемого условия (основы) такого многообразия существования и развития государственной и частной формы собственности.

      Основой конституционного строя Республики Беларусь является регулирование отношений между социальными, национальными и иными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

      В Республике Беларусь создаются условия  для существования и развития всех форм собственности, в том числе защиты частной собственности (см. ст.ст. 13, 44 Конституции). Все перечисленные выше устои (основы) конституционного строя находятся во взаимодействии, они дополняют друг друга и, таким образом, усиливают свое влияние.

      Основы конституционного строя, в целом конституционный строй утверждены народом, что обусловливает юридическую силу конституционных норм, их верховенство и обязательность для органов государства и граждан. 

      1.3 Защита конституционного  строя  

      Защита  конституционного строя возлагается на государство (ст. 1 Конституции Беларуси). Важнейшей гарантией конституционного строя как в Республике Беларусь, так и в иных странах СНГ является усложненный порядок изменения первого раздела (1-й главы) Конституции, посвященного основам конституционного строя (ст. 156 Конституции Украины; ст. 140 Конституции Беларуси и др.).

      Так, в ч. 3 ст. 140 Конституции Республики Беларусь говорится, что раздел I Конституции Республики Беларусь  может быть изменен только путем референдума.

      Важнейшей гарантией незыблемости конституционного строя являются конституционные  нормы о неизменности республиканской  формы правления (ст. 115 Конституции  Туркменистана [6]); закрепление конституционного права граждан на защиту конституционного строя (ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Беларусь, ст. 63 Конституции Азербайджана [7]); ограничении свобод граждан запретом посягательства на конституционный строй и общественную нравственность (ст. 48 Конституции Армении [8]; ст. 12 Конституции Казахстана [9]); запретом создавать общественные объединения, призывающие к вооруженному свержению конституционного строя (ч. 3 ст. 5 Конституции Республики Беларусь).

      Гарантом  конституционного строя в странах  СНГ является глава государства  — президент республики. Вступая  в должность, он приносит клятву соблюдать Конституцию и законы страны, охранять и защищать конституционный строй (ст. 83 Конституций Беларуси; ст. 104 Конституции Украины и др.).

      В ряде стран Содружества систематическое  нарушение конституции рассматривается как основание импичмента президенту (ч. 2 ст. 75 Конституции Грузии [10]).

      Народные  депутаты присягают на верность конституции (ст. 79 Конституции Украины). На правительство  в странах СНГ, прокуратуру, суды, местную администрацию возложено  обеспечение исполнения конституции и законов (ст. 116, 119 Конституции Украины [11]).

      Специальными  органами защиты конституционного строя  являются конституционные суды —  органы конституционной юстиции. Они  решают вопрос о соответствии законов  и иных нормативных правовых актов конституции страны. В отдельных государствах, например Украине, на Конституционный Суд возложено официальное толкование конституции и законов [12, c. 134-135].

      Согласно  ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

      Конституционный Суд Республики Беларусь формируется  в количестве 12 судей из высококвалифицированных  специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

      Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.

      Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

      о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой  Беларусь;

      о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой  Беларусь, законам и декретам;

      о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

Информация о работе Основы конституционного строя