Влияние
религии на развитие государства
и общества весьма существенно. Так,
в принятом Архиерейским Собором
документе об Основах социальной концепции
Русской Православной Церкви зафиксированы
многие фундаментальные принципы взаимоотношений
церкви, общества и государства. Многие
идеи следовало бы закрепить в нормативных
актах, в том числе в законе о свободе вероисповеданий
и религиозных организациях: 1) о взаимном
уважении государства и церкви; 2) о сферах,
где церковь не может сотрудничать с государством;
3) о собственности религиозных организаций,
основным компонентом которой является
добровольная жертва верующих, что должно
исключать автоматическое распространение
на отношения в этой области государственного
налогообложения; 4) о смертной казни; 5)
об абортах, которые возможны лишь когда
существует прямая угроза жизни матери;
6) о недопустимости клонирования человека;
7) о нравственной ответственности журналистов
и СМИ за пропаганду пороков и эксплуатацию
человеческих инстинктов.
Законодательством
предусмотрены праздничные нерабочие
дни, приходящиеся на некоторые религиозные
праздники православной и католической
конфессий: Рождество Христово, Пасха,
Радуница, День памяти (Указ Президента
Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. №
157 "О государственных праздниках и
праздничных днях в Республике Беларусь"
[49] с последующими изменениями).
Для
светского государства характерны
следующие особенности:
1) принадлежность
к той или иной религии не влияет на статус
человека, занятие им той или иной должности
в государстве;
2) государство
не контролирует отношение граждан к религии;
3) государство
не вмешивается в деятельность церкви,
за исключением, когда религиозными организациями
нарушается законодательство;
4) религиозные
организации не вправе осуществлять юридические
функции (например, регистрировать заключение
или расторжение брака);
5) религиозные
организации не вмешиваются в деятельность
государственных и политических организаций.
Светские
государства существуют в большинстве
развитых государств. Однако в некоторых
из них одна из религий признается
государственной, например, английская
в Великобритании, ислам в странах
Ближнего Востока. В отдельных странах
даже вводятся церковные налоги. Государства,
где религии придан статус государственной
и она имеет привилегированное положение,
получили название клерикальные. Однако
и в этих странах обеспечивается право
на свободу вероисповеданий, право не
исповедовать религию.
Наряду
со светскими, клерикальными можно
назвать еще теократические и
атеистические государства.
В
теократическом государстве (например,
Иран, Саудовская Аравия и др.) государственная
власть принадлежит церкви, а религиозные
нормы являются основой развития законодательства.
В
атеистических государствах провозглашается
отделение церкви от государства, религиозные
организации и священнослужители
преследуются властями (СССР в 20-30-е
годы) [3, c. 198-199].
Рассмотрев
принципы конституции, определяющие организацию
государственной власти, можно сделать
следующие выводы:
1.
В Республике Беларусь и иных
странах СНГ установлен демократический
политический режим, поскольку
в данных государствах обеспечивается
народовластие, политический плюрализм
(многообразие взглядов, мнений, политических
партий), внедрен принцип разделения властей,
существует местное самоуправление.
2.
С точки зрения формы государственного
устройства Республика Беларусь является
унитарным (единым) государством, т.е. государством,
не имеющим, в отличие от федераций, в своей
внутренней структуре других государств.
3.
В Республике Беларусь сложилась одна
из разновидностей смешанной формы правления,
характеризующаяся ведущим положением
Главы государства в системе органов государственной
власти. Данное определение, на наш взгляд,
наиболее адекватно отражает сущность
действующей в стране системы организации
государственной власти.
4.
Таким образом, суверенитет государства
распространяется на все его
внутренние и внешние дела, а в пространственном
отношении — на всю его территорию. Конституционные
основы суверенитета государства отражены
в ряде статей Конституции Республики
Беларусь.
5.
Важнейшим принципом конституционного
строя в странах СНГ и в Республике Беларусь
является разделение властей. На современном
этапе развития Республики Беларусь перспективным
является определение основных критериев
эффективности государства. Установление
логически стройной системы указанных
критериев позволит правильно сориентироваться
в государственном строительстве и в итоге
создать эффективную государственность.
Одним из таких критериев и выступает
принцип разделения власти. Принцип разделения
властей является одним из принципов правового
государства и эффективно действовать
может только в связке с ними, важнейшими
из которых являются принцип законности,
взаимная ответственность государства
и личности, реальность прав личности.
6.
Конституции стран СНГ закрепляют светский
характер государства. Для такого государства
характерно признание религиозных объединений
институтом гражданского общества. Это
выражается в закреплении: равенства конфессий;
свободы создания и деятельности религиозных
объединений; установления правового
статуса религиозных объединений; признания
свободы создания и деятельности атеистических
общественных объединений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
ходе дипломного исследования нами были
изучены основы конституционного строя
Республики Беларусь и иных стран СНГ.
По
результатам исследования можно
сделать следующие выводы:
1.
Основы конституционного строя — это
тот правовой фундамент, на котором строится
общественное здание государственности.
Этот конституционно-правовой институт
имеет особое значение. Его нормы обладают
высшей юридической силой по сравнению
не только с нормами других правовых актов,
но и самой конституции.
2.
Основы конституционного строя
— наиболее стабильный раздел
конституции. Незыблемость, целостность
и устойчивость основ конституционного
строя гарантируется особым порядком
изменения раздела (главы) конституции,
закрепляющей эти основы.
3.
Конституции Республики Беларусь
и иных стран СНГ признают
человека универсальной ценностью,
подчеркивают приоритетное значение
прав и свобод личности. В основу
государственности положены гуманистические
идеи школы естественного права,
исходящие из незыблемости и неотчуждаемости
прав и свобод человека и гражданина. Государство
в лице своих органов выступает гарантом
конституционных прав и свобод человека
и гражданина.
4.
Экономическую основу конституционного
строя стран СНГ и Республики
Беларусь составляет находящееся в стадии
становления социальное рыночное хозяйство,
в рамках которого производство и распределение
товаров и благ осуществляется в основном
посредством рыночных отношений, участниками
которых выступают частные субъекты хозяйствования,
находящиеся между собой в отношениях
конкуренции. Республика Беларусь
поддерживает эту конкуренцию, а также
принимает меры к предотвращению монопольных
привилегий и осуществляет соответствующий
контроль.
Любому
демократическому обществу присуще многообразие
интересов, целей, общественных связей.
Их выразителями выступают различные
общественные группы и территориальные
образования. Легитимная власть обеспечивает
согласование и максимальный учет интересов
всех субъектов социального общения
5.
В Конституциях Республики Беларусь и
иных стран СНГ закрепляются основные
признаки социального государства, в числе
которых: государство ответственно за
существование общества; в нем индивид
несет обязанности перед иными лицами
и обществом в целом; это такое государство,
которое помогает человеку, обеспечивает
его достойное существование. По результатам
исследования можно утверждать, что со
стороны нашего государства делается
все возможное, чтобы характеристика Республики
Беларусь как социального носила не только
декларативный характер, но и воплощалась
в жизнь.
6.
Создание правового государства
— одна из жизненных потребностей
нашего общества. Путь к нему
тернист, но необходимо делать
все для того, чтобы правовое
государство в Беларуси стало
реальностью.
8.
В Республике Беларусь установлен
демократический политический режим,
поскольку в нашем государстве
обеспечивается народовластие, политический
плюрализм (многообразие взглядов,
мнений, политических партий), внедрен
принцип разделения властей, существует
местное самоуправление.
9.
С точки зрения формы государственного
устройства Республика Беларусь
является унитарным (единым) государством,
т.е. государством, не имеющим,
в отличие от федераций, в
своей внутренней структуре других
государств.
10.
В Республике Беларусь сложилась одна
из разновидностей смешанной формы правления,
характеризующаяся ведущим положением
Главы государства в системе органов государственной
власти. Данное определение, на наш взгляд,
наиболее адекватно отражает сущность
действующей в стране системы организации
государственной власти.
11.
В Республике Беларусь и иных
странах СНГ установлен демократический
политический режим, поскольку
в данных государствах обеспечивается
народовластие, политический плюрализм
(многообразие взглядов, мнений, политических
партий), внедрен принцип разделения властей,
существует местное самоуправление.
12.
С точки зрения формы государственного
устройства Республика Беларусь
является унитарным (единым) государством,
т.е. государством, не имеющим,
в отличие от федераций, в своей
внутренней структуре других государств.
13.
В Республике Беларусь сложилась одна
из разновидностей смешанной формы правления,
характеризующаяся ведущим положением
Главы государства в системе органов государственной
власти. Данное определение, на наш взгляд,
наиболее адекватно отражает сущность
действующей в стране системы организации
государственной власти.
14.
Таким образом, суверенитет государства
распространяется на все его
внутренние и внешние дела, а
в пространственном отношении
— на всю его территорию. Конституционные
основы суверенитета государства отражены
в ряде статей Конституции Республики
Беларусь.
15.
Важнейшим принципом конституционного
строя в странах СНГ и в
Республике Беларусь является
разделение властей. На современном
этапе развития Республики Беларусь перспективным
является определение основных критериев
эффективности государства. Установление
логически стройной системы указанных
критериев позволит правильно сориентироваться
в государственном строительстве и в итоге
создать эффективную государственность.
Одним из таких критериев и выступает
принцип разделения власти. Принцип разделения
властей является одним из принципов правового
государства и эффективно действовать
может только в связке с ними, важнейшими
из которых являются принцип законности,
взаимная ответственность государства
и личности, реальность прав личности.
16.
Конституции стран СНГ закрепляют светский
характер государства. Для такого государства
характерно признание религиозных объединений
институтом гражданского общества. Это
выражается в закреплении: равенства конфессий;
свободы создания и деятельности религиозных
объединений; установления правового
статуса религиозных объединений; признания
свободы создания и деятельности атеистических
общественных объединений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Конституция
Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изменениями
и дополнениями, принятыми на Республиканском
референдуме от 24.11.1996, в ред. Решения Республиканского
референдума от 17.11.2004 № 1) // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь.
- 1999. - № 1. - 1/0.
- Григонис,
В.П. Конституционное право зарубежных
стран: краткий курс / В.П.Григонис, М.: Норма,
2010. – 563с.
- Василевич,
Г.А. Конституционное право Республики
Беларусь : учебник / Г.А. Василевич. – Мн.:
Книжный Дом; Интерпессервис, 2003. – 832с.
- О государственном
суверенитете Республики Беларусь: Декларация
Верховного Совета Республики Беларусь,
27 июля 1990г., № 193-XII // Ведомости Верховного
Совета Республики Беларусь. – 1991. - №
31. - Ст. 536.
- Дробязко,
С.Г. Современное правопонимание и его
акценты. Сборник научных трудов "Право
и современность" / С.Г.Дробязко. - Мн.:
Норма, 1998. – 782с.
- Конституция
Туркменистана, 26 сентября 2008 года // Конституции
стран СНГ [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим
доступа: http://turkmeny.blogspot.com. – Дата доступа: 02.03.2011.
- Конституции
Азербайджана, 12 ноября 1995 года // Режим
доступа: portal/Ge№eral/Co№stitutio№/doc. – Дата
доступа: 02.03.2011.
- Конституции
Армении, 27 декабря 2005г. // Конституции
стран СНГ [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим
доступа: http://worldconstitutions.ru/archives/132. – Дата доступа: 02.03.2011.
- Конституция
Республики Казахстан, 30 мая 1995 г. // Конституции
стран СНГ [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим
доступа: http://www.kazakhstanlive.ru/country/constitution. – Дата доступа: 02.03.2011.
- Конституция
Грузии, 24 августа 1995 года // Конституции
стран СНГ [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим
доступа: http://www.vescc.az/constitution/georgian-constitution-rus.html. – Дата доступа: 02.03.2011.
- Конституция
Украины, 28 июня 1996г. // Конституции стран
СНГ [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/archives/122. – Дата доступа: 02.03.2011.
- Михалева,
Н.А. Конституционное право зарубежных
стран СНГ: Учеб. пособие / Н.А. Михалева.
- М.: Юристъ, 1999. - 352 с.
- О чрезвычайном
положении: Закон Республики Беларусь,
24 июня 2002г. № 117-З (ред. от 31.12.2009) // Консультант
Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный
ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой
информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
- Гражданский
кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики
Беларусь, 7 декабря 1998г., № 218-З (ред. от
16.07.2010) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология
3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,
Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
– Минск, 2011.
- Кодекс Республики
Беларусь о недрах: Кодекс Республики
Беларусь, 14 июля 2008г., № 406-З (ред. от 04.01.2010)
// Консультант Плюс: Беларусь. Технология
3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,
Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
– Минск, 2011.
- Водный кодекс
Республики Беларусь: Кодекс Республики
Беларусь, 15 июля 1998г., № 191-З (ред. от 04.01.2010)
// Консультант Плюс: Беларусь. Технология
3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,
Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
– Минск, 2011.
- Конституция
Таджикистана, 6 ноября 1994 г. // Конституции
стран СНГ [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим
доступа: http://new-tajikistan.narod.ru/Tajikistan/constitution.htm. – Дата доступа: 02.03.2011.
- Конституции
Кыргызстана, 5 мая 1993 года // Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/law/00049103_0.html. – Дата доступа: 02.03.2011.
- Соглашение
о взаимном признании прав и регулировании
отношений собственности (Заключено в
г.Бишкеке 09.10.1992): // Консультант Плюс: Беларусь.
Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО
«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.
Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
- Демичев,
Д. М. Конституционное право : учеб.
пособие / Д. М. Демичев. - Мн.: Выш. шк, 2004.
– 351с.
- Тихиня, В.Г.
Принципы формирования правового государства
в Беларуси: теория и практика / В.Г.
Тихиня // Веснік Беларускага дзяржаўнага
ўнівесітэта. Серыя 3. – 1996. - № 3. - С.
75.
- Василевич,
Г.А. Конституция Республики Беларусь
(научно-практический комментарий)
/ Г.А. Василевич. – 2-е издание. – Мн.: Издательство
«Право и экономика». 2001. – 364с.
- Бобков, В.А.
Политология : учебник / В.А.Бобков,
И.Н. Браим. — Мн.: "Экоперспектива",
2000. — 568с.
- Об административно-территориальном
делении и порядке решения вопросов административно-территориального
устройства Республики Беларусь:
Закон Республики Беларусь, 5 мая 1998 г.,
№ 154-З (ред. от 02.07.2009) // Ведомости Национального
собрания Республики Беларусь. - 1998. - №
19. - Ст. 214.
- Лукашенко,
А.Г. О развитии гуманитарных наук в Республике
Беларусь и повышении их роли в государственном
строительстве / А.Г. Лукашенко // Сов.
Белоруссия. - 1998. 26 ноября. - С. 3.
- Лукашенко,
А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна
иметь прочный идеологический фундамент
/ А.Г. Лукашенко // Сов. Белоруссия. - 2003.
28 марта. - С. 4.
- Васілевіч,
Р.А. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі
/ Р.А. Васілевіч, I.А. Юхо. - Мн.: ВТАА «Права
і эканоміка», 2001. – 546с.
- Реут, В.И.
Характеристика и особенности формы правления
в Республике Беларусь / В.И. Реут
// www.zako№.kz/203782-kharakteristika-i-osobenosti-formy.html
- Чиркин, В.Е.
Конституционное право зарубежных стран
: учебник / В.Е. Чиркин. — 2-е изд., перераб.
и доп.— М.: Юристъ, 2000. – 756с.
- Багай, М.В.
Конституционное право зарубежных стран
: учеб. для вузов / М.В. Баглай, Ю.И. Лейбо.
- М.: Изд. группа НОРМА–ИНФРА-М, 1999. – 836с.
- Чиркин, В.Е.
Конституционное право: Россия и зарубежный
опыт / В.Е. Чиркин. - М.: Зерцало, 1998. –
752с.
- Палиенко,
Н.И. Суверенитет. Историческое развитие
идеи суверенитета и ее правовое значение
/ Н.И. Палиенко. - М.: Норма, 1993. – 624с.
- Ушаков, Н.
А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном
и международном праве / Н.А. Ушаков // Московский
журнал международного права. - 1994. - №
2. - С. 5-11.
- Демишель
А., Демишель Ф. Институты и власть во Франции
/ А.Демишель, Ф.Демишель. - М.: Норма, 1977.
– 624с.
- Баглай, М.В.
Гуманистические основы конституционного
строя / М.В. Баглай / Баглай М.В., Габричидзе
Б.Н. Конституционное право Российской
Фе лерацни. - М.: Норма, 1996. - С. 101-103.
- Дюги, Л. Конституционное
право. Общая теория государства. - М.: Норма,
1988. – 428с.
- Сафаревич,
Д.З. Принцип разделения власти как критерий
эффективности государства / Д.З. Сафаревич
// Толочко, О.Н. Правовая система Республики
Беларусь: состояние, проблемы и перспективы
развития: Материалы ІІІ межвуз. студен,
науч. конф., 24 апр. 2003 г., Гродно / О.Н.Толочко.
- Гродно: ГрГУ, 2003. – 190с.
- Тиковенко,
А.Г. Принцип разделения властей: теория
и практика / А.Г. Тиковенко // Вестник Конституционного
суда Республики Беларусь. - 1997. - № 1. - С.32-36.
- О Регламенте
Палаты представителей Национального
собрания Республики Беларусь: Постановление
Палаты представителей Национального
собрания Республики Беларусь, 9 октября
2008г., № 1033-ПЗ/IX // Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь. – 2008. - № 248.
- 4/5670.
- Полянский,
И. А. Правовая природа исполнительной
власти и ее место в организации государственной
власти / И.А. Полянский // Правоведение.
-1999. - № 4. - С. 18—27.
- Овсянко,
Д.М. Административное право: учебное пособие.
Изд. 3-е, перераб. и доп. / Д.М. Овсянко. –
М.: Юристъ, 2002. – 586с.
- О Совете
Министров Республики Беларусь: Закон
Республики Беларусь от 23.07.2008 № 424-З //
Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. – 2008. - № 184. - 2/1521.
- Крамник,
А.Н. Курс административного права Республики
Беларусь / А.Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2002.
– 839с.
- О местном
управлении и самоуправлении в Республике
Беларусь: Закон Республики Беларусь,
4 января 2010г., № 108-З // Звязда. - 2010. -
№ 9. - С. 32 - 47.
- Фоков, А.
П. Судебная власть в системе разделения
властей (Научно-правовые, философские
и исторические аспекты) / А.П. Фоков // Государство
и право. – 2000. - № 10. - С. 51-56.
- О судоустройстве
и статусе судей: Кодекс Республики Беларусь,
29 июня 2006г, № 139-З (ред. от 28.12.2009) // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь,
2006, № 107, 2/1236.
- О Конституционном
Суде Республики Беларусь: Закон Республики
Беларусь, 30 марта 1994г., № 2914-XII (ред. от
15.06.2009) // Ведомости Верховного Совета
Республики Беларусь. - 1994. - № 15. - Ст.
220.
- О свободе
совести и религиозных организациях: Закон
Республики Беларусь, 17 декабря 1992г., №
2054-XII (ред. от 04.01.2010) // Консультант Плюс:
Беларусь. Технология 3000 [Электронный
ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой
информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
- О государственных
праздниках, праздничных днях и памятных
датах в Республике Беларусь: Указ Президента
Республики Беларусь, 26 марта 1998г., № 157
(ред. от 30.07.2010) // Консультант Плюс: Беларусь.
Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО
«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.
Респ. Беларусь. – Минск, 2011.