Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      Из  статьи 106 Конституции следует, что  единственным органом, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь, является Правительство —  Совет Министров Республики Беларусь. Между тем, исходя из текста Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [44] следует, что местные исполнительные комитеты входят в систему органов исполнительной власти.

      Так, в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» говорится, что местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов (далее - исполнительные и распорядительные органы) для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.

      Система органов местного управления состоит  из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты (далее - исполкомы) и местные администрации районов в городах (далее, если не указано иное, - местные администрации).

      Исполком  является исполнительным и распорядительным органом на территории области, города, района, поселка, сельсовета, а местная  администрация - на территории района в городе (п. 2 ст. 38 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З «О местном  управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

      Согласно  п. 1 ст. 46 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»  председатель исполкома областного уровня является руководителем исполнительной власти на территории соответственно области, города Минска.

      Председатель  исполкома базового уровня является руководителем исполнительной власти на территории соответственно города областного подчинения, района.

      Председатель  исполкома первичного уровня является руководителем исполнительной власти на территории соответственно сельсовета, поселка, города районного подчинения.

      В соответствии с п. 1 ст. 51 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З «О местном  управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» глава местной администрации является руководителем исполнительной власти на территории района в городе.

      Виды  других государственных органов, входящих в эту систему, не определены. Можно  предположить, что и Президент  Республики Беларусь входит в систему органов исполнительной власти, поскольку он обладает широкими управленческими полномочиями и по существу возглавляет систему исполнительной власти, а также другие государственные органы, которые по действующему законодательству называются органами государственного управления [43, c. 245].

      Однако  будем исходить из того, что исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров  Республики Беларусь - центральный  орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

      Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В  состав Правительства могут входить  и руководители иных республиканских органов государственного управления.

      Премьер-министр  назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается  Палатой представителей не позднее  чем в двухнедельный срок со дня  внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

      Работой Правительства руководит Премьер-министр. Деятельность Правительства — Совета Министров Республики Беларусь регламентируется Конституцией и Законом Республики Беларусь от 23.07.2008 № 424-З.

      Таким образом, в организационном отношении исполнительная власть Республики Беларусь представлена определенной системой органов (Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные органы) и реализуется через их функции и властные полномочия. В отличие от других властей исполнительная власть направлена на оперативное управление общественными процессами. В ее непосредственном ведении находятся огромные ресурсы (людские, экономические, финансовые, информационные) и реальные рычаги управления государственными институтами. 

      Судебная  власть Республики Беларусь

      Сегодня можно считать основательно утвердившейся  в постсоветских странах точку  зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной  власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось [45, c. 51].

      Только  с провозглашением идеи правового  государства, с признанием в Конституции  Республики Беларусь судебной власти в качестве самостоятельной и  независимой ветви государственной  власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.

      Согласно  ст. 6 Конституции Республики Беларусь судебная власть является одной из трех ветвей власти. Основы ее конституционно-правового  статуса закреплены в шестой главе  Конституции, а также в Кодексе  Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29.06.2006 N 139-З (ред. от 28.12.2009) [46], других нормативных актах.

      Судебную  власть осуществляют все судебные органы снизу доверху. Перед каждым из них  стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан. Судебная власть в Республике Беларусь - это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

      Основой для деятельности судов является Конституция Республики Беларусь, принятые в соответствии с ней нормативные  акты.

      В статье 109 Конституции закреплено, что судебная власть принадлежит судам, т.е. суды являются ее носителями. В то же время (с известными оговорками) можно отметить, что "судебную" власть иногда осуществляют и другие государственные органы (например, Президент при издании акта о помиловании, Парламент — при принятии закона об амнистии). Однако правовая природа решений указанных органов несколько иная: они исходят из факта доказанности вины лиц, в отношении которых принимается решение о помиловании или амнистии, но которые заслуживают смягчения того наказания, которое назначено судом.

      Судебная  власть, как и любая иная, исходит  от народа (ст. 3 Конституции). Ее такое "происхождение" обусловлено не только тем, что суды выносят свои решения именем Республики Беларусь, но и тем, что судьи занимают свою должность в силу назначения (избрания) представительным органом (Президентом, Советом Республики), получающим свои властные полномочия непосредственно или опосредованным образом от народа.

      Совокупность  судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации [3, c. 752-753].

      В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный Суд, общие  суды (во главе подсистемы находится  Верховный Суд), хозяйственные суды (во главе - Высший Хозяйственный Суд). Судоустройство определяется Кодексом, при этом Конституция исключает образование чрезвычайных судов.

      Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

      Правосудие  осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлении.

      В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Президент Республики Беларусь назначает 6 судей Конституционного Суда, а 6 судей избирает Совет Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом из числа судей данного Суда с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда — 70 лет.

      Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров дает заключения:

      - о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных  договорных и иных обязательств  Республики   Беларусь   Конституции   и  международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

      - о соответствии актов межгосударственных  образований, в которые входит  Республика Беларусь, указов Президента,  изданных во исполнение закона,   Конституции, международно-правовым  актам,  ратифицированным  Республикой Беларусь, законам и декретам;

      - о соответствии постановлений  Совета Министров, актов Верховного  Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции,  международно-правовым актам, ратифицированным  Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

      - о соответствии актов любого  другого государственного органа   Конституции, международно-правовым  актам, ратифицированным Республикой  Беларусь, законам, декретам и  указам.

      Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

      В случаях, предусмотренных статьей 116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный  Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

      Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Законом  Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (ред. от 15.06.2009) [47] и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

      Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью  общих судов, в пределах своих  полномочий рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции. Кроме того, Верховный Суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь являются обязательными для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон.

      В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей Республики Беларусь, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.

      В своей деятельности Верховный Суд  Республики Беларусь руководствуется  в первую очередь Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

      Правосудие  в области хозяйственных (экономических) отношений осуществляют в Республике Беларусь хозяйственные суды, являющиеся органами судебной власти. Единую систему  хозяйственных судов составляют Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд г. Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Информация о работе Основы конституционного строя