Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5
1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5
1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции
Республики Беларусь…………………………………………………….. 6
1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9
2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14
2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14
2.2 Экономические и политико-идеологические основы
конституционного строя………………………………………………… 16
2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25
2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29
3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34
3.1 Демократическое государство………………………………………. 34
3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36
3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38
3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41
3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в
Республике Беларусь……………………………………………………… 51
3.6 Светское государство…………………………………………………. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Он является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.
Суммируя вышесказанное, можно дать следующее определение понятия судебной власти — это вся система правосудия, т.е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную (юрисдикционную) деятельность по окончательному разрешению правовых споров (конфликтов), а также иные предусмотренные законом полномочия, связанные с отправлением правосудия. Можно сформулировать это определение и по-иному: судебная власть — это функционирующая на основе закона и в порядке, установленном законом, система судебных учреждений — органов судебной власти в целях обеспечения верховенства права, защиты прав и свобод граждан.
Судебная
власть выполняет в обществе общесоциальную
функцию и потому содействует
установлению в нем гражданского
мира и согласия, стабильности и
правопорядка, выполняет интегрирующую
роль, однако при непременном условии,
что она служит не власти, а закону,
праву, справедливости, истине. Поэтому
гражданское общество всегда будет нуждаться
в ней.
3.6
Светское государство
Светским
можно считать такое
Конституции стран СНГ закрепляют светский характер государства. Для такого государства характерно признание религиозных объединений институтом гражданского общества. Это выражается в закреплении:
1) равенства конфессий;
2)
свободы создания и
3)
установления правового
4)
признания свободы создания и
деятельности атеистических
Для
светского государства
Так, согласно ст. 16 Конституции Республики Беларусь религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
Согласно
ст. 4 Конституции Республики Беларусь
идеология религиозных
В новой редакции Конституции (часть вторая ст. 16) появилась запись о том, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и нравственных традиций белорусского народа. В этой связи Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организаций" [48] нуждается в определенных уточнениях.
Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует деятельность религиозных организаций.
Религиозные организации не выполняют государственных функций. Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, а также использовать наравне с другими общественными объединениями средства массовой информации.
Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки.
В местах богослужений не допускается использование государственной символики, проведение собраний, митингов и других мероприятий политического характера, а также выступлений, призывов, оскорбляющих представителей органов власти, должностных лиц и отдельных граждан.
Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, религиозными организациями различных исповеданий, а также между их последователями.
Религиозные организации обязаны соблюдать требования Конституции Республики Беларусь и действующего законодательства.
Религиозными организациями в Республике Беларусь являются религиозные общины, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также религиозные объединения с их управлениями и центрами.
Религиозные организации в Республике Беларусь образуются и действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и имеют статус юридического лица.
Возглавлять религиозные организации могут только граждане Республики Беларусь.
Уставы (положения) религиозных организаций, в соответствии с гражданским законодательством определяющие их правоспособность, подлежат регистрации в порядке, установленном настоящим Законом. Эти уставы содержат сведения о виде, местонахождении и районе деятельности религиозных организаций, их вероисповедной принадлежности, о месте в организационной структуре религиозного объединения, об имущественном положении, о правах по учреждению предприятий и средств массовой информации, основанию других религиозных организаций, созданию учебных заведений и об иных правомочиях, о порядке решения имущественных и других вопросов в случае прекращения их деятельности, а также иные положения, связанные с особенностями деятельности данных организаций.
Уставы (положения) или иные документы, определяющие вероучительную сторону деятельности и решающие внутренние вопросы религиозных организаций, не подлежат регистрации в государственных органах. Государство принимает к сведению и уважает внутренние установления религиозных организаций, если они представлены в соответствующие государственные органы и не противоречат действующему законодательству.
Для получения религиозной общиной правоспособности юридического лица граждане-учредители в количестве не менее десяти человек, достигшие восемнадцатилетнего возраста и проживающие в одном либо в смежных населенных пунктах, подают заявление с приложением устава (положения) в городской, районный исполнительные комитеты по месту предполагаемой деятельности общины. Если религиозная община принадлежит какой-либо религиозной организации, это указывается в уставе и подтверждается соответствующим религиозным управлением или центром.
Городской, районный исполнительные комитеты рассматривают заявление и в двухнедельный срок со своим заключением направляют соответствующим областным, Минскому городскому исполнительным комитетам.
Областные,
Минский городской
При
отсутствии подтверждения, указанного
в части первой настоящей статьи,
областные, Минский городской
Религиозные объединения, центры, управления и создаваемые ими религиозные братства, монастыри, миссии, духовные учебные заведения представляют на регистрацию уставы (положения) в государственный орган Республики Беларусь по делам религий, который принимает решение в месячный срок.
Решение
об отказе в регистрации устава (положения)
религиозной организации
Деятельность религиозных организаций может быть прекращена лишь при их ликвидации в соответствии с их собственными установлениями, а при нарушении положений закона о свободе вероисповеданий и религиозных организаций, других законов Республики Беларусь решение о прекращении их деятельности принимается судом.
Религиозная организация может быть ликвидирована:
по
решению ее учредителей или органа,
уполномоченного уставом
по решению суда в случаях:
повторного в течение года нарушения настоящего Закона, иного законодательства Республики Беларусь либо осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;
осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности;
осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию, а также иные органы (должностные лица) в соответствии с законодательными актами.
Дела о ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами, рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий, - Верховным Судом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Суд рассматривает дела о прекращении деятельности религиозных организаций в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, по заявлению органа, уполномоченного проводить регистрацию их уставов, или прокурора.
В
собственности религиозных
Граждане
и религиозные организации
Религиозные организации вправе в порядке, установленном законодательством, производить, экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения, религиозную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания.
Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения предприятий по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения.
Выпуск
периодических изданий