Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состояла в исследовании основ конституционного строя Республики Беларусь и иных стран СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ………………….… 5

1.1 Понятие конституционного строя и основ
конституционного строя………………………………………………… 5

1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции

Республики Беларусь…………………………………………………….. 6

1.3 Защита конституционного строя …………………………………… 9

2 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ …………... 14

2.1 Человек, его права и свободы как высшая ценность…………….… 14

2.2 Экономические и политико-идеологические основы

конституционного строя………………………………………………… 16

2.3 Социальное государство…………………………………………….. 25

2.4 Правовое государство……………………………………………….. 29

3 ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………………………………... 34

3.1 Демократическое государство………………………………………. 34

3.2 Унитарное государство…………………………………………..….. 36

3.3 Республиканская форма правления……………………….……….... 38

3.4 Суверенитет государства…………………………………………….. 41

3.5 Конституционное закрепление принципа разделения властей в

Республике Беларусь……………………………………………………… 51

3.6 Светское государство…………………………………………………. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….... 75

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя диплом.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      Высший  Хозяйственный Суд Республики Беларусь несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные  суды, а также за организацию, состояние  и совершенствование их деятельности. Он является высшим судебным органом  по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

      Суммируя  вышесказанное, можно дать следующее  определение понятия судебной власти — это вся система правосудия, т.е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную (юрисдикционную) деятельность по окончательному разрешению правовых споров (конфликтов), а также иные предусмотренные законом полномочия, связанные с отправлением правосудия. Можно сформулировать это определение и по-иному: судебная власть — это функционирующая на основе закона и в порядке, установленном законом, система судебных учреждений — органов судебной власти в целях обеспечения верховенства права, защиты прав и свобод граждан.

      Судебная  власть выполняет в обществе общесоциальную функцию и потому содействует  установлению в нем гражданского мира и согласия, стабильности и  правопорядка, выполняет интегрирующую  роль, однако при непременном условии, что она служит не власти, а закону, праву, справедливости, истине. Поэтому гражданское общество всегда будет нуждаться в ней. 

      3.6 Светское государство 

      Светским  можно считать такое государство, в котором никакая религия  не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания.

      Конституции стран СНГ закрепляют светский характер государства. Для такого государства  характерно признание религиозных  объединений институтом гражданского общества. Это выражается в закреплении:

      1) равенства конфессий;

      2) свободы создания и деятельности  религиозных объединений;

      3) установления правового статуса  религиозных объединений;

      4) признания свободы создания и  деятельности атеистических общественных  объединений [12, c. 198].

      Для светского государства характерно невмешательство государства в дела религиозных организаций и, в свою очередь, последних - в дела государства. Отношения между ними регулируются законом. В Конституции Республики Беларусь сейчас не используется выражение об отделении церкви от государства, как, впрочем, и не подчеркивается специально, что наше государство является светским. Непосредственно религиозным организациям посвящены несколько статей Конституции.

      Так, согласно ст. 16 Конституции Республики Беларусь религии и вероисповедания  равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

      Согласно  ст. 4 Конституции Республики Беларусь идеология религиозных объединений  не может устанавливаться в качестве обязательной. В свою очередь законодательством  устанавливается ответственность за какое-либо прямое или косвенное ограничение прав граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как за разжигание вражды и ненависти либо оскорбления граждан в связи с их религиозными убеждениями.

      В новой редакции Конституции (часть вторая ст. 16) появилась запись о том, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и нравственных традиций белорусского народа. В этой связи Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организаций" [48] нуждается в определенных уточнениях.

      Государство не возлагает на религиозные организации  выполнение каких-либо государственных  функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она  не противоречит законодательству. Государство не финансирует деятельность религиозных организаций.

      Религиозные организации не выполняют государственных  функций. Религиозные организации  вправе участвовать в общественной жизни, а также использовать наравне  с другими общественными объединениями средства массовой информации.

      Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки.

      В местах богослужений не допускается использование государственной символики, проведение собраний, митингов и других мероприятий политического характера, а также выступлений, призывов, оскорбляющих представителей органов власти, должностных лиц и отдельных граждан.

      Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, религиозными организациями различных исповеданий, а также между их последователями.

      Религиозные организации обязаны соблюдать  требования Конституции Республики Беларусь и действующего законодательства.

      Религиозными  организациями в Республике Беларусь являются религиозные общины, монастыри, религиозные братства, миссионерские  общества (миссии), духовные учебные  заведения, а также религиозные объединения с их управлениями и центрами.

      Религиозные организации в Республике Беларусь образуются и действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и  имеют статус юридического лица.

      Возглавлять религиозные организации могут  только граждане Республики Беларусь.

      Уставы (положения) религиозных организаций, в соответствии с гражданским  законодательством определяющие их правоспособность, подлежат регистрации  в порядке, установленном настоящим  Законом. Эти уставы содержат сведения о виде, местонахождении и районе деятельности религиозных организаций, их вероисповедной принадлежности, о месте в организационной структуре религиозного объединения, об имущественном положении, о правах по учреждению предприятий и средств массовой информации, основанию других религиозных организаций, созданию учебных заведений и об иных правомочиях, о порядке решения имущественных и других вопросов в случае прекращения их деятельности, а также иные положения, связанные с особенностями деятельности данных организаций.

      Уставы (положения) или иные документы, определяющие вероучительную сторону деятельности и решающие внутренние вопросы религиозных  организаций, не подлежат регистрации  в государственных органах. Государство  принимает к сведению и уважает  внутренние установления религиозных организаций, если они представлены в соответствующие государственные органы и не противоречат действующему законодательству.

      Для получения религиозной общиной  правоспособности юридического лица граждане-учредители в количестве не менее десяти человек, достигшие восемнадцатилетнего возраста и проживающие в одном либо в смежных населенных пунктах, подают заявление с приложением устава (положения) в городской, районный исполнительные комитеты по месту предполагаемой деятельности общины. Если религиозная община принадлежит какой-либо религиозной организации, это указывается в уставе и подтверждается соответствующим религиозным управлением или центром.

      Городской, районный исполнительные комитеты рассматривают  заявление и в двухнедельный  срок со своим заключением направляют соответствующим областным, Минскому городскому исполнительным комитетам.

      Областные, Минский городской исполнительные комитеты, получив материалы, представленные на регистрацию, в месячный срок рассматривают  их и принимают решение о регистрации или отказе в регистрации устава (положения) и сообщают об этом религиозной организации.

      При отсутствии подтверждения, указанного в части первой настоящей статьи, областные, Минский городской исполнительные комитеты вправе запросить дополнительные материалы и получить заключения специалистов. В этом случае решение принимается в трехмесячный срок.

      Религиозные объединения, центры, управления и создаваемые  ими религиозные братства, монастыри, миссии, духовные учебные заведения  представляют на регистрацию уставы (положения) в государственный орган Республики Беларусь по делам религий, который принимает решение в месячный срок.

      Решение об отказе в регистрации устава (положения) религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с  указанием оснований отказа. Это решение или нарушение установленного настоящим Законом срока принятия решения могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан [3, c. 193-195].

      Деятельность  религиозных организаций может  быть прекращена лишь при их ликвидации в соответствии с их собственными установлениями, а при нарушении  положений закона о свободе вероисповеданий  и религиозных организаций, других законов Республики Беларусь решение о прекращении их деятельности принимается судом.

      Религиозная организация может быть ликвидирована:

      по  решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной  организации;

      по  решению суда в случаях:

      повторного  в течение года нарушения настоящего Закона, иного законодательства Республики Беларусь либо осуществления религиозной  организацией деятельности, противоречащей ее уставу;

      осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности;

      осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;

      в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

      Обращаться  в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет  право орган, осуществивший ее регистрацию, а также иные органы (должностные  лица) в соответствии с законодательными актами.

      Дела  о ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами, рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий, - Верховным Судом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

      Суд рассматривает дела о прекращении  деятельности религиозных организаций  в порядке, предусмотренном Гражданским  процессуальным кодексом Республики Беларусь, по заявлению органа, уполномоченного проводить регистрацию их уставов, или прокурора.

      В собственности религиозных организаций  могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности.

      Граждане  и религиозные организации вправе приобретать, использовать религиозную  литературу на языке по своему выбору, а равно другие предметы и материалы  религиозного назначения.

      Религиозные организации вправе в порядке, установленном  законодательством, производить, экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения, религиозную  литературу и иные информационные материалы  религиозного содержания.

      Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения предприятий по выпуску  богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения.

      Выпуск  периодических изданий религиозного характера и иной религиозной  литературы, не имеющей богослужебного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством о печати и средствах массовой информации.

Информация о работе Основы конституционного строя