Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:35, курс лекций
Необходимость участия государства в регулировании туристской сферы не определяет сама по себе степень этого участия. В странах развитой рыночной экономикой, отлаженным хозяйственным механизмом и развитым законодательством, учитывающим интересы как общества в целом, так и отдельных его групп, вмешательство государственных органов может быть минимальным. В странах же с неустойчивой экономикой необходимо повышенное внимание со стороны государства к туристической сфере, поскольку это отчасти поможет нейтрализовать негативе воздействия кризисов. Устранение государства от участия в регулировании деятельности туристской отрасли нарушает хрупкое равновесие во взаимоотношениях между производителем и потребителем туристского продукта, причем страдают в основном потребители.
Дополнительно к медицинскому страхованию турист может застраховаться от других рисков. Например, имея пластиковую карточку серии «Visa Classic», «Master Kard», ее владелец может застраховаться от финансового риска при поездке за рубеж.
Страхование финансовых рисков при поездке за рубеж владельцев пластиковых карт рассчитано на сотрудничество турфирм, страховых компаний, банков и туристов. Данные программы ориентированы на туристов, которые экономят свое время и выезжают на отдых с пластиковыми картами, а не с толстыми пачками валюты. Случается, что и в этой ситуации благополучие туристов иногда могут нарушить непредвиденные экономические катастрофы. Так, в России в августе 1988 г. резкое обесценение рубля не позволило многим туристам выехать на отдых за рубеж, воспользоваться международными пластиковыми картами, эмитированными российскими банками, чтобы оплатить туристские услуги и товары тем туристам, которые уже находились за границей.
Для получения полиса путешественника туристу необходимо во время оформления заявления на оформление пластиковой карты серии «Visa Classic», «Master Kard» или «ЕС/MC Standard» отметить соответствующий пункт в анкете. Далее банк передаст всю необходимую информацию в турфирму или в страховую компанию, где будет оформлен полис. Для держателей пластиковых карт полис путешественника оформляется на многократные поездки: он имеет период действия один год, а суммарное количество дней пребывания за границей не должно превышать 90. В зависимости от вида пластиковой карты страховой полис может иметь различные страхов суммы: 30 тыс., 50 тыс. и 100 тыс. дол. США. При сумме покрытия 30 тыс. полис обходится туристу примерно в 10,5 дол. Такой полис включает стандартный набор медицинских услуг и оформляется при открытии карты серии «Visa Classic». Полис стоимостью до 50 тыс. дол. оформляется при открытии пластиковой карты серии «Visa Gold» или «ЕС/MC Gold». Действие полиса в любом случае распространяется на все страны, за исключением СНГ, и принимается всеми консульствами зарубежных стран в Москве.
Чаще всего владелец пластиковой карты предпочитает наиболее полное и мобильное обслуживание по совокупности нескольких страховых программ, сведенных к единому полису путешественника. Это, как правило, и страхование выезжающих за рубеж, и добровольное медицинское страхование, и страхование имущественных рисков (имущества, транспорта), и страхование ответственности. Этот вид сотрудничества турфирм, банков и страховых компаний выгоден как страховщику, так и страхователю, и туристу.
Имущественное страхование в туризме
Страхование
имущества (багажа, видеоаппаратуры, автомашин
и др.) может осуществляться дополнительно
к страхованию медицинских
При наступлении страхового случая, связанного с утратой и порчей багажа, турист обязан в течение 24 часов с момента обнаружения факта пропажи или повреждения багажа сообщить об этом должностным лицам и соответствующим образом оформить свои претензии к перевозчику. Розыск багажа проводится транспортными организациями по предъявленным документам: претензионному заявлению, багажной квитанции, отрывной бирке, авиабилету или иному проездному документу, акту о пропаже багажа. Страховая сумма по страхованию багажа устанавливается по соглашению со страховой компанией и указывается в страховом полисе. При этом страховая компания возмещает не стоимость утраченного багажа, а убытки, которые турист несет при утрате своего имущества. Так, если багаж был утерян или поврежден (например, при аварии автобуса или по вине авиакомпании) и владелец автобуса или авиакомпания возместили туристам ущерб, то по договору страхования ущерб считается возмещенным. Если же возникает необходимость покрыть понесенные убытки, то общая сумма покрытия может составить от 300 до 1000 дол. США.
Когда турист везет с собой какое-то дорогостоящее имущество (профессиональную фото- и видеоаппаратуру, ювелирные изделия, кредитные карты и т.п.), то в страховом полисе обычно в качестве страхового случая указывается риск похищения и иных злоумышленных действий третьих лиц. При наступлении страхового случая (кражи) турист обязан позаботиться об обеспечении доказательств утраты своего имущества. Таким доказательством может служить справка из полиции или другой аналогичный документ.
Страховые компании могут застраховать личный транспорт туриста, предпочитающего путешествовать по разным странам на личном автомобиле, от угона, аварии и т.д. Следует иметь в виду, что при въезде на территорию любой из стран ЕС на автомобиле обязательным является наличие страхового полиса «зеленая карта». Он гарантирует возмещение ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц во время путешествия по Европе за рулем. Для обычного туриста страховка на машину при выезде за рубеж будет стоить 40—50 дол. США. Размер страховой выплаты при этом зависит от класса автомобиля и продолжительности поездки.
Обязательным
видом страхования для
Страхование гражданской ответственности в туризме
Страхование
гражданской ответственности—
Страхование гражданской ответственности за ущерб имуществу других лиц. Номера зарубежных отелей 4—5 звезд оснащены дорогой мебелью, телевизором, кондиционерами, мини-баром и т.д. Если случайно турист что-то повредил или испортил, страховая компания готова материально отвечать за действия застрахованного. Для этого нужно при страховании выбрать риск «гражданская ответственность». Страховой взнос при ответственности в 30 тыс. дол. США составит примерно 40 центов за каждый день пребывания на отдыхе.
Страхование для выезжающих на горнолыжные курорты личной гражданской ответственности перед третьим лицом с возмещением ущерба, причиненного на горном склоне другому туристу-любителю или спортсмену-горнолыжнику (различные травмы, увечья, порча горнолыжного снаряжения и др.).
Некоторые европейские страны (Австрия, Германия и др.) вводят требования обязательного страхования гражданской ответственности горнолыжников. Эти требования учитывают многие российские страховые компании, предлагающие свои программы страхования. Во всех случаях турист может выбрать любую страховую сумму от 10 тыс. дол. США, а минимальный страховой взнос определяется из расчета, пребывания горнолыжника за рубежом не более 15 дней.
Российско-американская страховая компания «AIG-Россия» предложила специальные программы страхования для туристов, выезжающих на горнолыжные курорты. Программы разработаны с учетом повышенного риска травматизма для клиентов этой категории, а также страхованием личной гражданской ответственности перед третьим лицом с возмещением ущерба, причиненного на горном склоне другому любителю или спортсмену-горнолыжнику.
Страхование ответственности туроператора по договору на туристское обслуживание. Объектом страхования являются имущественные интересы туроператора, связанные с возмещением туристу убытков в результате неисполнения иди неполного исполнения туроператором его обязательств по договору с туристом на туробслуживание за рубежом в указанные в договоре сроки. Довольно часто в течение туристского сезона туристы после возвращения из зарубежного путешествия пишут в турфирмы претензионные письма, обращаются с исками в суд и нередко выигрывают дела о защите своих прав, нарушенных не всегда по вине турфирмы (чаще по вине зарубежного туроператора, авиаперевозчика и др.) Многие турфирмы в своих сметах расходов отдельной строкой выделяют убытки от выплат туристам по претензиям. Страховые компании могут взять на себя гарантии страхования ответственности туроператоров перед туристами, что позволило бы сократить эту статью расходов. Причем российские страховые компании должны учитывать немалую степень риска при страховании этой программы: ответственность не только за финансовые риски туроператора, но и его партнеров.
Страховыми рисками в договоре страхования ответственности туроператора за нарушение договора на туробслуживание могут быть:
— финансовые риски (убытки) туроператора вследствие невыполнения обязательств его партнерами (авиакомпаниями, зарубежными туроператорами, гостиницами и др.);
— финансовые риски, связанные с отсутствием у туроператора необходимых денежных средств на предоставление туруслуг по договору с туристом (например, ввиду банкротства туроператора).
Страховая сумма должна обеспечивать покрытие стоимости поездки согласно договору на туробслуживание, проживания и питания туристов в стране временного пребывания, возмещение убытков туристов, расходов по их эвакуации на родину, расходов, связанных с деятельностью дипломатических представительств и консульских служб Российской Федерации по оказанию помощи туристам, и др. Туроператор должен иметь гарантийное свидетельство, удостоверяющее наличие страхового полиса для покрытия своей ответственности перед туристами по договору на туробслуживание.
Свидетельство должно содержать следующие сведения:
— наименование туроператора, номер лицензии на туроператорскую деятельность, его местонахождение и почтовый адрес;
— вид финансового обеспечения ответственности;
— наименование страховщика, осуществившего страхование гражданской ответственности за финансовое обеспечение туроператора;
— срок действия свидетельства, выдаваемого на срок страхования ответственности туроператора.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусматривают законодательства большинства стран. На каждом виде транспорта действуют свои правила перевозки и условия страхования пассажиров и их багажа. Приняты международные конвенции о воздушных, морских, автомобильных и железнодорожных перевозках, в которых правила безопасности и страхования пассажиров занимают центральное место.
Страхование
гражданской ответственности
Объектом страхования данного вида является гражданская ответственность владельцев транспорта за возможное нанесение вреда туристам при транспортном происшествии. Нанесенный материальный ущерб и другие затраты, связанные с нанесением вреда здоровью и жизни (травм, увечья и пр.) туристам, подлежат возмещению страховой компанией. Страхование гражданской ответственности осуществляется в тот период, когда ответственность за здоровье туриста и его имущество перешла перевозчику. По этому виду страхования оплачивается материальный ущерб, связанный с утратой имущества, лечением пострадавших путешественников, возмещением потери семейного дохода в связи с увечьем или смертью пострадавших, включая выплату пожизненной пенсии детям или другим родственникам.
Информация о работе Курс лекций по «Государственное регулирование рекреационных услуг»