Курс лекций по «Государственное регулирование рекреационных услуг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:35, курс лекций

Описание работы

Необходимость участия государства в регулировании туристской сферы не определяет сама по себе степень этого участия. В странах развитой рыночной экономикой, отлаженным хозяйственным механизмом и развитым законодательством, учитывающим интересы как общества в целом, так и отдельных его групп, вмешательство государственных органов может быть минимальным. В странах же с неустойчивой экономикой необходимо повышенное внимание со стороны государства к туристической сфере, поскольку это отчасти поможет нейтрализовать негативе воздействия кризисов. Устранение государства от участия в регулировании деятельности туристской отрасли нарушает хрупкое равновесие во взаимоотношениях между производителем и потребителем туристского продукта, причем страдают в основном потребители.

Работа содержит 1 файл

Гос.регулирование.docx

— 148.78 Кб (Скачать)

      При этом, хотя уже в 1999г. в результате законодательных изменений произошло существенное улучшение положения иностранных компаний в российском страховом секторе, не было отмечено активизации деятельности большинства страховых компаний с иностранным участием,   включая  те  из   них,   которые  обладают   полным   контролем   над  дочерними организациями в России. Те же компании, которые продемонстрировали более агрессивное поведение на российском рынке, не сумели добиться выдающихся результатов с точки зрения контролируемой ими доли рынка. Руководители же российских компаний не высказали особых опасений в отношении некоторого усиления иностранного присутствия в российском страховом секторе в последнее время. Эти процессы не случайны.

      С одной стороны, невысокий уровень  развития российского рынка страхования  в настоящее время не соответствует  целям, которые преследуют иностранные страховщики при выходе на рынки стран с развивающейся и переходной экономикой, а именно: увеличение объема страховых операций, получение более привлекательной по сравнению с традиционными рынками нормы прибыли и диверсификация рисков.

 

      

      С другой стороны, деятельность иностранных  страховщиков в России ограничена рядом естественных препятствий. Так, в секторе крупных промышленных рисков российские страховщики имеют существенные конкурентные преимущества в связи с тем, что значительное количество крупных российских промышленных и финансовых структур к настоящему времени уже создали или приобрели собственные страховые компании. В медицинском страховании российские компании предлагают вполне конкурентоспособные продукты. Страхование государственного имущества как сфера деятельности затруднено для иностранных компаний, поскольку выбор страховой компании осуществляется страхователем. Для успешной деятельности в сегменте мелких и средних рисков страхования имущества и ответственности необходимы значительные первоначальные инвестиции в развитие региональной сети и в рекламу, а кроме того, необходимо преодолеть существующие ограничения конкуренции, искусно созданные некоторыми российскими страховщиками. Подтверждением этого является тот факт, что иностранные страховщики развивают свое присутствие на российском рынке преимущественно за счет приобретения уже существующих компаний, а не за счет создания и развития новых страховых обществ.

      В настоящее время значительное количество сегментов российского рынка страхования в определенной степени закрыто для иностранцев в связи не столько с законодательными факторами, сколько с характеристиками самого рынка. Привлекательность рынка, в силу недостаточного уровня его развития и небольшого объема, а также под влиянием макроэкономических и политических факторов также находится под вопросом.

      В этой связи и потребителю, и страховому сообществу было Вы выгодно некоторое усиление участия западноевропейских страховщиков на российском рынке. Данный вывод основан на следующих соображениях:

      - либерализация является объективно  необходимой для развития отечественного  страхования и для его приведения  в соответствие с требованиями экономической системь! страны в целом, особенно ввиду предстоящего вступления России в ВТО;

 

      

      - усиление присутствия иностранных  страховщиков должно способствовать повышению финансовой устойчивости рынка и совершенствованию страховой культуры и уровня техники проведения страховых операций;

      - существующие в настоящее время  естественные барьеры обеспечат  постепенную либерализацию рынка,  позволяя отечественным страховщикам  более эффективно подготовиться к конкуренции с иностранными компаниями, которая неизбежно будет усиливаться в результате углубления интеграции России в мировое хозяйство и расширения ее участия в международных организациях.

      Существующие формы взаимодействия российского рынка страхования и ЕЕРСУ недостаточны для реализации тех преимуществ, которые могли бы быть получены при условии более широкого присутствия иностранных страховщиков в капитале российских компаний. Так, перестрахование, хотя оно и обеспечивает определенное перераспределение рисков и приносит значительный объем ноу-хау, связано с выводом значительных средств за рубеж, не создает рабочих мест и является лишь незначительным источником налогов. Кроме того, иностранные перестраховщики не заинтересованы в инвестициях в российскую экономику, получаемые от них технологии весьма фрагментарны, а кроме того, в связи с традиционными особенностями этого вида деятельности, возможности по его государственному регулированию достаточно ограничены.

      Поэтому уже в настоящее  время необходимо принять ряд мер по повышению инвестиционной привлекательности российского рынка страховых услуг для европейских страховщиков. Во-первых, необходима выработка новой государственной программы в области страхования, отдельная часть которой была бы посвящена перспективам дальнейшей либерализации страхового рынка. Подобные меры призваны повысить прозрачность и предсказуемость рынка для его участников. Во-вторых, необходим определенный пересмотр законодательного регулирования страховой сферы, который был бы направлен на:

      стимулирование  страхования, в первую очередь долгосрочного  страхования жизни, через систему налоговых льгот;

      выработку четкой процедуры банкротства страховых  компаний, направленную на защиту страхователей.

      ЕЕРСУ представляет существенный интерес  для России. Переход РФ к рыночной модели экономики обусловил более  глубокую интеграцию России в мировое  хозяйство, в том числе в рамках предстоящего вступления в ВТО. Это  порождает необходимость пересмотра законодательства во многих сферах, и  в первую очередь в финансовой, с целью обеспечения конкурентоспособности  предлагаемых российскими компаниями товаров и услуг на фойе перспективы  усиления конкуренции со стороны  иностранных компаний. Одновременно с развитием частной собственности  существенно возрастает роль страхования, однако эффективность страховых услуг, предлагаемых российским страховым рынком предпринимателям и гражданам, весьма невелика.

      Поэтому необходимо использование опыта  развития иностранных страховых рынков, а также финансового потенциала иностранных страховых компаний, для обеспечения устойчивого и динамичного развития российского рынка страховых услуг. В этой связи опыт ЕЕРСУ представляет особый интерес в силу традиционно тесных торгово-экономических связей между ЕС и Россией на протяжении длительного исторического периода.

Федеральное агентство по образованию
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»
 

Кафедра Туризма, гостеприимства и курортного дела

 

Рег. № 10190

«08» октября 2009г.

 

У Т В  Е Р Ж Д А Ю

Проректор по УР НГУЭУ

___________ В.И.  Мамонов

Проректор по ИО и МР НГУЭУ

___________ С.А.  Смирнов

«___»_____________ 200_ г.

 
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ  УСЛУГ

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям (специальности)

 

для специальности 100103 «Социально-культурный сервиз и туризм»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск

2009 

Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

 

     Протокол  заседания № _1_ от «31» августа 2009 г.

 

                                  ____________________

            СОГЛАСОВАНО:

            Выпускающая кафедра по специальности 

            _____________________________ ТГи КД

            ____________________

            (подпись  заведующего кафедрой)

                              «____» ______________200__г.

Программа курса разработана в соответствии

с внутренним стандартом НГУЭУ на рабочую программу

Начальник отдела методического обеспечения

________________________ М.С. Саламатова

            « __ » _____________ 200 __ г.

 
 
 

Программу дисциплины разработала:

 

Артамонова Марина Владимировна,

доцент кафедры Туризма, гостеприимства и курортного дела, к.э.н.

 
 
 
 

Ó Артамонова Марина Владимировна

 

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»

 

Раздел  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного  стандарта по учебной  дисциплине

ОПД.В. 3.19. Государственное  регулирование рекреационных  услуг.

     Государственный образовательный стандарт на данную дисциплину отсутствует.

1.2. Цели и задачи  учебной  дисциплины

      Актуальность  изучения дисциплины «Государственное регулирование рекреационных услуг» объясняется тем, что Россия создает демократическое правовое государство, основанное на уважении прав и свобод человека и гражданина. Курортное дело и туризм в полной мере воспринимают регулирующее воздействие норм различных отраслей законодательства: государственного, таможенного, административного, страхового, экологического, о защите прав потребителей и др. В этой связи, с целью обеспечения нормальной, законной деятельности в этой сфере, предупреждения ошибок, и необходимо изучение действующего российского и международного законодательства в сфере туризма. Государственное регулирование является одним из основных рычагов управления и планирования индустрии гостеприимства. Поэтому курортное дело и туризм в условиях новых социально-экономических отношений в России требует твердых и прочных знаний по их государственному регулированию.

     Программа курса «Государственное регулирование рекреационных услуг» построена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специальности «Социально-культурный сервис и туризм»».

      Курс  «Государственное регулирование рекреационных услуг» преследует цель - дать знания в области государственного и правового регулирования деятельности в сфере курортного дела и туризма.

      Основной  задачей учебного курса является улучшение подготовки слушателей на базе углубления теоретических знаний, превращения их в убеждения и движущую силу поведения.

     Исходя  из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

  • сформировать у слушателей комплекс знаний, привить им умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности;
  • формирование и развитие нового мировоззрения, нравственности и убежденности, основанных на общечеловеческих ценностях и российской действительности, высокого уровня правового, политического и нравственного сознания;

      • познание объективных закономерностей развития качественно новых экономических отношений, рыночных преобразований, основой которых является свободная и независимая предпринимательская среда, необходимости укрепления законности и правопорядка;

  • овладение понятийным аппаратом;
  • изучение практики современной деятельности в сфере курортного дела и туризма.

1.3. Требования к уровню  освоения дисциплины

    По  окончанию изучения дисциплины «Государственное регулирование рекреационных услуг» студент должен знать:

  • законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок осуществления деятельности в сфере курортного дела и туризма;
  • права и обязанности работников в сфере курортного дела и туризма;
  • основные законодательные и другие нормативные документы, регулирующие взаимоотношения физических и юридических лиц в процессе профессиональной деятельности в сфере туризма;
  • новые перспективные сферы бизнеса, имеющие положительную динамику и расширяющие инвестиционные возможности в сфере курортного дела и туризма.

Информация о работе Курс лекций по «Государственное регулирование рекреационных услуг»