Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:35, курс лекций
Необходимость участия государства в регулировании туристской сферы не определяет сама по себе степень этого участия. В странах развитой рыночной экономикой, отлаженным хозяйственным механизмом и развитым законодательством, учитывающим интересы как общества в целом, так и отдельных его групп, вмешательство государственных органов может быть минимальным. В странах же с неустойчивой экономикой необходимо повышенное внимание со стороны государства к туристической сфере, поскольку это отчасти поможет нейтрализовать негативе воздействия кризисов. Устранение государства от участия в регулировании деятельности туристской отрасли нарушает хрупкое равновесие во взаимоотношениях между производителем и потребителем туристского продукта, причем страдают в основном потребители.
Согласно Постановлению 1992 г. разделена посредническая деятельность (турагенты) и деятельность по организации поездок (туроператоры). Занятие любым из этих видов деятельности требует наличия лицензии, предоставляемой национальной туристской администрацией. Обращение с просьбой о предоставлении лицензии должно сопровождаться документами, подтверждающими:
— профессиональную пригодность кандидата;
— наличие у него офиса;
—финансовые гарантии (открытие специального счета, предназначаемого для покрытия финансовых обязательств) или банковская гарантия.
Последнее положение распространяется только на агентства, занимающиеся внутренним туризмом или работающие на прием.
Марокко. Указом от 8 октября 1977 г. № 1-76-395 понятие «турагентство» определено следующим образом: любое физическое или юридическое лицо, которое на коммерческой основе занимается деятельность» направленной исключительно на оказание следующих услуг:
1)
на предоставление услуг
2)
на организацию индивидуальных
или групповых туров как
3)
на организацию посещений
4) на организацию любой другой деятельности—охоты, рыбалки, культурно-массовых мероприятий, конгрессов, если она является дополнение к основной деятельности, предусмотренной в предыдущих пунктах.
Заниматься турагентской деятельностью можно при наличии соответствующей лицензии. Законом предусмотрены два типа лицензии:
а) лицензию типа «А» обязаны получить лица, желающие осуществлять один из видов деятельности, перечисленных в пунктах 1, 2, или : эти виды деятельности;
б) лицензию типа «В» обязаны получить лица, желающие предоставлять услуги, перечисленные в пункте 1.
Лицензии выдаются министром туризма после того, как Технический консультативный комитет туристских агентств вынесет положительное решение по этому вопросу.
Кандидаты на получение лицензии должны иметь:
—необходимую
— достаточные финансовые средства;
— счет на покрытие возможных издержек;
— марокканское гражданство и быть старше 21 года;
—
соответствующую
Кроме того, эти кандидаты не должны быть объявлены банкротами и иметь судимость.
Дополнения к названному Указу определяют процедуру рассмотрения обращений с просьбой о выдаче лицензии, размер лицензионного сбора, состав и порядок работы Технического консультативного комитета.
Португалия. Базовым документом, регламентирующим деятельность туристских агентств, является Постановление от 3 сентября 1986 г. № 264/86 с внесенными Постановлением от 19 марта 1987 г. № 22/87 дополнениями, касающимися в первую очередь организации групповых поездок.
Согласно португальскому законодательству деятельность туристских агентств сводится к следующему:
— получение паспортов и других документов на путешествие;
— покупка и продажа билетов на транспорт, обеспечение трансфера клиентам;
— прием и сопровождение туристов в поездке по стране;
—
представление своих и
— организация и продажа туров и туристских услуг.
Лицензии на туристскую деятельность выдаются генеральным директором по туризму. Для получения лицензии кандидат должен выполнять следующие требования:
—туристское предприятие должно представить подтверждение о наличии минимального необходимого капитала;
—
туристское предприятие должно представить
подтверждение
— во главе туристского предприятия должен стоять директор, имеющий профессиональное образование;
—туристское предприятие должно иметь страховой счет, гарантирующий выплату возможных штрафных сумм.
Швейцарии. Эта страна не имеет законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Существует лишь вступивший в силу в июле 1994 г. Закон о продаже туров, в котором учтены директивы ЕС по данному вопросу.
В соответствии с принятой практикой профессионалы, объединяясь в ассоциации, сами контролируют туристскую деятельность, что восполняет отсутствие законодательства в этой сфере.
Швейцарская федерация туристских агентств создала гарантийный фонд, в который могут вступить все желающие туристские агентства.
Европейское Сообщество. Директива ЕС от 13 июня 1990 г. № 90/314/ СЕЕ призвана гармонизировать законодательные и нормативные акты государств — членов ЕС в части, касающейся организации и продажи туров для путешествия и отдыха в составе комплексного туристского продукта.
Необходимость такой гармонизации вызвана не только тем, что имеющиеся расхождения нарушают права потребителя турпродукта и создают дополнительные трудности для поставщиков услуг, но и тем, что эти расхождения ставят в неравные конкурентные условия операторов разных стран. Выравнивание законодательных требований к продаже турпродукта позволит потребителям разных стран ЕС приобретать его на равных условиях.
ТЕМА 3.
Особенности
лицензирования в
социально-культурной
отрасли.
Право потребителя на получение качественной и безопасной услуги обеспечивается законодательными актами РФ. Термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению, определяются ГОСТ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», разработанным Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 «Услуги населению», внесенным Управлением стандартизации и сертификации в сфере услуг Госстандарта России, утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 г. № 34.
Отдельные виды деятельности (услуги), представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию и сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основой законодательной базы по лицензированию туристской деятельности является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, который был принят Государственной Думой 13 июля 2001 г. и одобрен. Советом Федерации 20 июля 2001 г. Закон вступил в силу 10 февраля 2002 г. Данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 данного Закона.
Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не распространяется на следующие виды деятельности:
• деятельность кредитных организаций;
• деятельность, связанную с защитой государственной тайны;
• деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• деятельность в области связи;
• биржевую деятельность;
• деятельность в области таможенного дела;
• нотариальную деятельность;
• страховую деятельность;
• деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
•
осуществление
•
осуществление международных
• приобретение оружия и патронов к нему;
•
использование результатов
•
использование орбитально-
•
использование природных
• деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
•
образовательную деятельность.
Деятельность,
на которую предоставлена
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Срок действия лицензии - не менее 5 лет, и по его окончании может быть продлён по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
Информация о работе Курс лекций по «Государственное регулирование рекреационных услуг»