Интерес в частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:58, монография

Описание работы

В монографии исследуются дискуссионные проблемы интереса в частном праве, даётся детальный анализ категории «интерес» применительно к формам его выражения в частном праве, рассматриваются её особенности, определяется место и роль в правовой системе общества, с учётом многоаспектного характера действия права. Автором проведено комплексное исследование различных компонентов реализации норм права и их влияние на механизм правореализации. Сквозь призму интереса рассматриваются актуальные проблемы теории права.

Содержание

Предисловие...……………………………………………..………………………..3
Глава I. Концепция частного права.
§.1 Основные теории деления права на частное и публичное……..……..….…...7
§. 2. Особенности восприятия идеи частного права в романо-германской, англо-американской и мусульманской правовых семьях (сравнительно-правовой анализ)………………………………………………………………………………44
§.3. Норма права как уровень различия и взаимодействия частного и публичного права……………………………………………………….………….65
§.4. Методы регулирования частноправовых отношений………………………79
Глава II. Особенности отражения интереса в частном праве.
§.1 Интерес и право: исследование взаимосвязи.………………………………..91
§.2. Законный интерес как особая форма отражения юридически значимого интереса в праве ……………………………………………………………….….102
§.3. Публичный и частный интерес в праве: проблемы соотношения и баланса………………………………………………………………………….….114
§.4. Интересы публичных образований и их природа…………………………..135
Глава 3. Правовые способы реализации интересов в частном праве.
§.1. Механизм реализации норм частного права как средство реализации интересов……………………….………………………………………………….146
§.2. Субъективные факторы в механизме реализации норм частного права……………………………………………………………………...………..163
§.3. Формальная сторона механизма правореализации в сфере частного права……….……………………………………………………………………....185
§.4. Реализация субъективных прав как способ удовлетворения интересов………………………………………………………………………….194
§.5. Злоупотребление правом, реализация интереса и правореализация: проблемы соотношения………………………………………………………….208
§.6. Характерные особенности реализации законных интересов………….….231
Послесловие………………...…………………………………..………………..247
Предисловие.

Работа содержит 1 файл

МОНОГРАФИЯ.docx

— 371.97 Кб (Скачать)

Исследование  трудов различных авторов по вопросам реализации норм права показывает, что в отечественной юридической  литературе еще не утвердилось комплексноо, всеобъемлющее, согласованное, развернутое  и хорошо отработанное понимание  правореализации. Однако давно подмечено, что реализация права есть часть, более высокая ступень действия права368.

Также отсутствует  единство взглядов по многим вопросам сущности и содержания правореализации. Раскрывая сущность правореализации, некоторые специалисты отмечают, что под реализацией права  следует понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в  жизнь путем правомерного   поведения   субъектов   общественных   отношений: государственных органов, должностных лиц, общественных организаций  и граждан. Правореализация как  осознанная, целенаправленная деятельность людей и их организаций по практическому  осуществлению требований правовых норм является завершающим этапом регулирования  общественных отношений, она имеет  репродуктивный характер, направлена на получение таких социальных результатов, которые предусмотрены в нормах закона, иного нормативного акта, определяющих одновременно и средство достижения результатов369.

Теоретические основания для выделения и  рассмотрения особенностей реализации норм частного права, на наш взгляд, вполне очевидны. Об этом пишут различные  исследователи права. В частности, можно привести вывод В.Ф.Попондопуло: «Частная и публичная деятельность – это совершенно разные по своему характеру виды человеческой деятельности. Первая  основана на собственном  интересе лица, свободе его воли, выборе цели, средств её достижения, результата и процесса осуществления. Иными качествами характеризуется  управленческая деятельность, направленная на организацию свободной деятельности (взаимодействия) частных лиц. Публичная  деятельность является несвободной, поскольку  основана не на собственном интересе управляющего органа, не на свободе  выбора. Она базируется на функциональной заданности цели. В законодательстве должны быть чётко определены задачи и функции публичных органов, их компетенция и полномочия, а  также юридические процедуры… Отношения, которые опосредуют частную и  публичную деятельность, отличаются друг от друга по природе, как, впрочем, и по методам их регулирования: частноправовой метод дозволительного регулирования  и публично-правовой метод разрешительного  регулирования»370.

Существует  ряд исследований, посвященных соотношению  правореализации и ответственности  в частном праве371. Так, например, Д.А.Ковалюнас, рассматривая проблему применения правовых санкций, отмечает такую особенность в частноправовой сфере, как ограничение правореализации в связи с невозможностью гражданско-правовой ответственности некоторых субъектов, обладающих определённым статусом (Президент Российской Федерации, дипломатические работники и т.д.)372.

Для того чтобы выявить сущность и содержание правореализации, необходимо выяснить соотношение и взаимосвязи данной категории с другими категориями  права.

Реализацию  права принято связывать преимущественно  с поведением граждан. Между тем, реализация права зависит, в первую очередь от тех, кто творит право. Законодатель преследует в правотворчестве  цель воздействовать на сознание людей  и побудить их действовать определённым образом373. Именно в процессе правотворчества законодателем в норму права закладываются те или иные интересы, позволяющие в дальнейшем определить принадлежность к публичному или частному праву.

 Постановка  вопроса о реализации права  законодателем может покоиться  как на позитивистском правопонимании, так и на естественно-правовом, философском представлении о  праве. 

Нормотворчество представляет собой особую форму  государственной деятельности, входящую в содержание государственной власти. В качестве принципа правотворческой  деятельности нужно рассматривать  соблюдение Конституции. В научной  литературе совершенно справедливо  подчеркивается, что в ходе правотворчества  происходит установление, а также  изменение и отмена правовых норм. Механизм правотворчества складывается из деятельности по созданию норм права. Механизм же реализации правовых норм охватывает собой поведение людей  и их организаций  по претворению  норм права в жизнь. Сказанным  проводится четкое размежевание правотворчества  и правореализации. Но существенно  и то, что это смежные и постоянно  взаимодействующие процессы374.

Связь правотворчества  и правореализации может быть подтверждена ещё и тем, что на практике подавляющее число проблем  правореализации связано именно с нетождественностью, расхождением права и закона, иного нормативно-правового  установления. В большинстве случаев  именно эта причина и объясняет, почему «хорошие» законы не реализуются, и, наоборот, почему так кардинально  меняется законодательная политика государства, когда население стало  чувствовать возможность полной и беспрепятственной реализации своих прав и свобод. В связи  со сказанным вполне уместно рассуждение  о том, что механизм правореализации, его построение должно начинаться с  вопроса: как право, посредством  каких механизмов переводится в  закон и главное через посредство каких механизмов оно утверждается в жизни375.

В юридической  науке, кроме того, широко исследуется  тесная связь реализации норм права  с механизмом правового регулирования. Этот механизм довольно часто понимается как взятая в единстве система  правовых средств, при помощи которой  обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения376, специальное юридическое воздействие объективного и субъективного права, всей системы юридических средств на общественные отношения в целях достижения определённых результатов.377 Взятые в единстве и взаимодействии, эти средства составляют целостный механизм правового регулирования (МПР). Конструкция МПР позволяет выявить место, «субординацию», функции правовых средств в процессе правового регулирования на его различных стадиях, участках. При этом они берутся не изолировано, а в сочетании с иными социальными регуляторами, социально-экономическими факторами, поведением и деятельностью индивидов в сфере правового регулирования.

В литературе по теории государства и права  отмечается, что механизм правового  регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления  препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Некоторые  авторы определяют механизм правового  регулирования как совокупность непосредственно-социальных и юридических  средств объективации и реализации норм естественного права, призванных обеспечить стабильность общественных отношений путем наиболее оптимального сочетания общественных и индивидуальных интересов членов социума в целях  создания условий для прогрессивного развития каждой личности, а также  реализации ее прав и свобод378.

Большинство специалистов склоняются к тому, что  реализация норм права является завершающим  этапом в механизме правового  регулирования или результатом, итогом правового регулирования. В  частности, А.В.Малько отмечает, что  четвертая стадия процесса правового  регулирования - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование  достигает своих целей - позволяет  интересу  субъекта  удовлетвориться.  Акты  реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности  претворяются в жизнь - осуществляются в доведении до конкретных субъектов379. Вместе с тем, как отмечается в научной литературе, реализация права - явление более широкое, чем просто завершающий этап процесса правового регулирования. Ведь она складывается из фактического поведения участников общественных отношений и, следовательно, то, что относится к реализации права, уже в какой-то мере выходит за пределы самого правового воздействия.

По-видимому, следует согласиться с мнением  Ю.С.Решетова, что правовое регулирование  и реализация норм права представляют собой отдельные, обладающие специфическими чертами грани функционирования права. Он же отмечает, что «функционирование  права является тем общим, что  объединяет правовое регулирование  и реализацию правовых норм…Реализация  норм права представляет собой фактический  итог правового регулирования. Но реализация правовых норм – это результат  и самостоятельного идеологического  воздействия права»380.

По мнению некоторых правоведов, в основе механизма  правового регулирования лежит  достаточно жёсткая вертикальная иерархическая  структура: закон-иной нормативный  акт-индивидуальный акт, в том числе  акт судебного применения381. Общая регламентация, упорядочение общественных отношений осуществляются при помощи регулятивных и охранительных норм, выраженных в системе нормативных актов и обособленных в правовых институтах, субинститутах, комплексных юридических образованиях. Этот блок правовых средств обеспечивает введение и поддержание юридических режимов, выражающих особенности отдельных отраслей права и правовых институтов (юридические режимы централизованного регулирования, правовые режимы труда отдельных граждан и др.). Следующий блок правовых средств обеспечивает регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений как главного средства перевода общих предписаний правовых норм в плоскость их практического действия. Здесь основные правовые средства – юридические факты в их институционном выражении (договоры, односторонние правоустанавливающие акты) и правообеспечительные средства. Особое и самостоятельное значение имеют такие способы правового регулирования как позитивное обязывание, дозволение, запрет382.

Л.Н.Завадская  в связи с подобной постановкой  проблемы считает, что «механизм  реализации предписаний, содержащихся в законе…может рассматриваться  как сложная система, в основном открытая, изменяющаяся, но содержащая центральное звено – регулятивный механизм (права, обязанности, ответственность), который в сущности является закрытым и в котором изменения совершаются  постепенно, в зависимости от воли законодателя… Осуществление закона – это та сфера, где его регулятивный механизм соединяется с большим  обществом и поэтому он не может  действовать без соединения, поддержки  со стороны иных механизмов, социальной организации. Интенсивность взаимодействия всех механизмов (нормативных регуляторов) и определяет действенность, активность закона в общественных отношениях»383.

Механизм  реализации права представляет собой  блок регулятивных и охранительных  правовых средств различного уровня, при помощи которых объективное  и субъективное право претворяются в жизнь, воплощается в фактическом поведении субъектов. Функционирование механизма реализации права в процессе практического осуществления субъективных прав и обязанностей отличается значительным своеобразием и зависит от многочисленных факторов. Использование правовых средств реализации права всегда имеет «материальное» продолжение, в конечном счете включает вещественные элементы, воплощается в волевой деятельности субъектов, т. е. зависит от человеческого фактора384.

В литературе можно встретить и иные подходы  в определении правореализации  в механизме правового регулирования. Так, некоторые авторы считают, что  сам механизм правового регулирования  представляет совокупность двух динамично  взаимодействующих подсистем - непосредственно-социального  саморегулирования и юридического управления. В непосредственно-социальной  подсистеме  к  ним  принадлежат  обычаи,  договоры, регулирующие взаимоотношения  между членами общества, нормы  общественных организаций. В системе  юридического управления к ним относятся  юридическая норма и акты ее официального толкования, юридический факт, юридическое  отношение и акты  индивидуального  нормативного регулирования385.

При теоретическом  анализе  правореализации невозможно не затронуть категорию «правоотношение», равно как не достаточно рассмотрения правоотношений без учёта реализации норм права. Тесные связи правовых отношений  с процессами реализации современного российского права отличаются сложностью и мобильностью386.

Процессы  реализации права включаются во все  основные сферы общественных отношений. Правореализация складывается из деятельности людей, представляющих собой один из составных элементов всех сфер  общественной жизни. Под сферой общественной жизни понимают социально сформировавшуюся, устойчивую область человеческой деятельности387. Деятельность людей не мыслима вне общественных отношений, т.е. вне социальных условий жизни людей. И наоборот, не может быть общественных отношений независимо от деятельности людей, так как эти отношения есть продукт их деятельности388.

В правоведении по-разному трактуется само понятие  правоотношения. Одни авторы понимают под правоотношениями урегулированные  нормами права общественные отношения389, другие – специфическую форму взаимодействия субъектов права390. Однако все эти подходы схожи в том, что они в той или иной степени связаны с общественными отношениями.

Зачастую  категории «интерес», «право», «государство»  связываются воедино понятием правового  отношения. Так, по мнению Ю.И.Гревцова, правовые отношения – это такая  форма социального взаимодействия, в которой субъекты права  добиваются удовлетворения интересов, в особом порядке признанных и гарантируемых  государством; только в рамках этой разновидности общественного отношения  субъекты права осуществляют свои правовые возможности, исполняют возложенные  на них юридические обязанности391.

Проблемы  воздействия права на общественные отношения составляют значительную часть правовых научных исследований как в науке теории государства  и права, так и в отраслевых юридических науках. Действие права  рассматривается в общесоциальном аспекте шире, чем его реализация. Акцент делается не столько на юридической  стороне дела, сколько на тех изменениях, которые право вносит или может  внести в социальную жизнь (в том  числе в её духовную, политическую и иные сферы, формируя правосознание, правовую культуру, правовую идеологию  и правовую психологию, участвуя в  процессах  воспитания и образования  граждан и т.д.)392.

Нередко реализация права трактуется как  воплощение его предписаний непосредственно  в правомерном поведении, как  фактические акты по осуществлению  этих предписаний в практической деятельности людей, их общностей и  образований393. Однако это не совсем так. Реализация права (норма права – правомерное поведение) невозможна без реализации зафиксированных в правовой норме правил поведения в виде субъективных прав, свобод, юридических обязанностей и т.д., в которых, в свою очередь, находят выражение интересы394.

Правореализация органически включает в себя субъективные права, юридические свободы, юридические  обязанности или полномочия, которыми наделяются участники регулируемых правом общественных отношений. Способом бытия государственной воли в  праве являются не только формы её выражения - нормативные акты, но и  права, обязанности участников регулируемых отношений395. При соприкосновении реализуемой нормы права с определёнными жизненными ситуациями необходимо образуются указанные правовые явления, составляющие юридическую форму возникающего при этом общественного отношения, и как раз здесь берёт своё начало реализация нормы права. По мнению Ф.Н.Фаткуллина,  правомерное поведение имеет место позднее, в рамках возникшего общественного отношения, в результате сообразования его участниками собственного волеизъявления с уже имеющимися у них правами, свободами, обязанностями и полномочиями396.

Информация о работе Интерес в частном праве