Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:58, монография
В монографии исследуются дискуссионные проблемы интереса в частном праве, даётся детальный анализ категории «интерес» применительно к формам его выражения в частном праве, рассматриваются её особенности, определяется место и роль в правовой системе общества, с учётом многоаспектного характера действия права. Автором проведено комплексное исследование различных компонентов реализации норм права и их влияние на механизм правореализации. Сквозь призму интереса рассматриваются актуальные проблемы теории права.
Предисловие...……………………………………………..………………………..3
Глава I. Концепция частного права.
§.1 Основные теории деления права на частное и публичное……..……..….…...7
§. 2. Особенности восприятия идеи частного права в романо-германской, англо-американской и мусульманской правовых семьях (сравнительно-правовой анализ)………………………………………………………………………………44
§.3. Норма права как уровень различия и взаимодействия частного и публичного права……………………………………………………….………….65
§.4. Методы регулирования частноправовых отношений………………………79
Глава II. Особенности отражения интереса в частном праве.
§.1 Интерес и право: исследование взаимосвязи.………………………………..91
§.2. Законный интерес как особая форма отражения юридически значимого интереса в праве ……………………………………………………………….….102
§.3. Публичный и частный интерес в праве: проблемы соотношения и баланса………………………………………………………………………….….114
§.4. Интересы публичных образований и их природа…………………………..135
Глава 3. Правовые способы реализации интересов в частном праве.
§.1. Механизм реализации норм частного права как средство реализации интересов……………………….………………………………………………….146
§.2. Субъективные факторы в механизме реализации норм частного права……………………………………………………………………...………..163
§.3. Формальная сторона механизма правореализации в сфере частного права……….……………………………………………………………………....185
§.4. Реализация субъективных прав как способ удовлетворения интересов………………………………………………………………………….194
§.5. Злоупотребление правом, реализация интереса и правореализация: проблемы соотношения………………………………………………………….208
§.6. Характерные особенности реализации законных интересов………….….231
Послесловие………………...…………………………………..………………..247
Предисловие.
М.В.Немытина разделяет данную точку зрения, оговариваясь, что некий идеал в виде тождества государственного и общественного интереса может быть достигнут, но скорее это нужно рассматривать как теоретическую конструкцию. Пока же в России позиционируется как публичный лишь государственный интерес351.
В.В.Субочев полагает, что государственные и общественные интересы нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять. Государственные интересы, по его мнению, заключаются в нахождении наиболее приемлемых путей и способов реализации интересов общественных, рациональном сочетании в правовых нормах специфики разнородных интересов, защите интересов, прав и свобод личности. Государственные интересы не стоят над общественными или личными интересами – они являются лишь ещё одним неотъемлемым звеном в триаде разноуровневых интересов и их отражения и закрепления в праве352.
Есть также мнение, что интерес государства заключается в наиболее рациональном сочетании интересов личности с интересами общества, которое, однако, далеко не всегда бывает однозначным и противоречивым353.
Но и
в интересующем нас аспекте проявления
интереса публичных образований
в частноправовых отношениях также
достаточно проблематичных моментов.
В противоречивом положении в
частноправовых отношениях государства
проявляется слабая сторона теории
интереса как критерия деления права
на частное и публичное: как следует
рассматривать интересы государства,
если оно выступает стороной частноправового
отношения? Следует ли из этого, например,
что любая гражданско-правовая сделка
с государством является публичной,
поскольку основана на интересах
государства, и, следовательно, к
ней должны применяться нормы
публичного права? Ведь в конечном итоге,
государство как институт общества,
политическая и публичная организация
общества, осуществляет использование
полученного по сделке в государственных
общественных (публичных) интересах. Но
с другой стороны, государство и
иные публичные субъекты изначально
наделены гражданской
В тех случаях, когда государство либо его органы, а также иные публично-правовые образования (например, муниципальные образования)354 выступают в частных отношениях ради публичного интереса – нормы частного права имеют непосредственное значение для защиты публичного интереса, но при этом нельзя забывать об особом положении государства даже в частноправовых отношениях, и особенно это заметно в международных частноправовых отношениях, когда суверенитет государства обусловливает его иммунитет в отношении предъявления к государству иска, наложении ареста на его имущества и принудительного исполнения в отношении него судебного решения.
Участие
публично-правовых субъектов в гражданско-
Как отмечает
Л.Н. Грось, «распространение на публичные
образования правил о равенстве
участников гражданско-правовых отношений
довольно затруднительно. Государство
и иные публично-правовые субъекты
одновременно являются субъектами публичной
власти и достаточно часто предпринимают
попытки изменить ситуацию со своим
участием путём издания нормативно-
На наш взгляд, возможно следующее решение этого вопроса, которое может быть выражено в виде разделения интереса публичного образования на два элемента: первоначальный интерес государства или другого публичного субъекта, выступающего в гражданско-правовых отношениях в качестве казны или в лице унитарных предприятий, носит частный характер и тождественен интересу частных (непубличных) субъектов гражданских правоотношений. Так государство, будучи стороной по коммерческой сделке (купля-продажа, аренда, подряд и др.), направляет первоначальный интерес в любом случае на получение прибыли либо иного имущества или имущественных (в ряде случаев – неимущественных) прав. Получение имущественной выгоды само по себе, как первоначальная цель не соотносится с совпадающими интересами неопределённого множества лиц, которые объединены в публичный интерес. На удовлетворение такого общественного интереса действия по получению прибыли не направлены. Этот интерес по своему содержанию ничем не отличается от интересов физических и юридических лиц, и носит коммерческий, частный характер. В отношении других (некоммерческих) сделок, где государство или иной публичный субъект может выступать участником (наследование, дарение и т.д.), также есть основания утверждать, что первоначальный интерес государства также носит частный характер и имеет те же цели, что и в случае с коммерческими сделками – приобретение определённых материальных или нематериальных благ.
В свою очередь, после удовлетворения первоначального интереса возникают отношения, безусловно носящие публично-правовой характер, и направленные на удовлетворение общих интересов. Отношения, связанные с распределением полученного дохода, имущества, иного распоряжения объектами, полученными по сделкам, направленные на осуществление функций, достижение целей и решение задач публичных образований (последующий интерес), носят публичный характер и реализуются при помощи публично-правовых средств и методов, например, путём исполнения бюджета.
Однако
на этот счёт имеются и иные мнения.
Так, А.В.Костин считает, что «интерес
государства, государственных и
муниципальных образований как
интерес неопределённого
Данный
публицизаторский подход опять-таки приводит
к игнорированию частноправовых
интересов, а следовательно –
устранению роли частного права при
участии государства в
С другой стороны, как уже отмечалось,
нормы публичного права служат непосредственно
или отражённо интересам
Глава 3. Правовые способы реализации интересов в частном праве.
§.1. Механизм реализации норм частного права как средство реализации интересов.
Правореализацию традиционно принято относить к наиболее значимым категориям не только общей теории государства и права, но и юридической науки и практики в целом. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют своё социальное назначение358.
Реализация
права имеет огромное значение. Посредством
её, например, претворяются субъективные
права и обязанности, без которых
участники самостоятельно не произведут
фактического осуществления правовых
норм. В данном случае нормы права
воплощаются в поведении людей,
«специфика» правила поведения
предопределяет и специфику правореализующей
материально-технической
Реализация права всегда привлекала внимание многих учёных и юристов-практиков. В юридической литературе долгое время распространённым было мнение о том, что реализация права – это его действие, применение, в процессе которого происходит полное осуществление правовых предписаний. Уместным будет привести мнение Г.Ф.Шершеневича, который одним из первых в отечественной правовой науке выделил процесс реализации права, отделив его от процесса толкования правовых норм, и соотнёс его с принципами целесообразности и законности в реализации норм права: «Норма гражданского права, каково бы ни было её происхождение, обычное или законодательное, должна быть применяема к конкретным отношениям по точному её смыслу, несмотря ни на какие обстоятельства…»360. Он уже тогда предложил использовать конструкцию правоприменения, которая стала общепринятой в отечественной правовой доктрине намного позже: «Применение абстрактной нормы права к конкретному случаю представляет не что иное, как силлогизм, в котором роль большой посылки играет юридическая норма, роль малой посылки – данные конкретного случая. Заключение служит руководством для согласования поведения с требованиями права или распознавания в случае столкновения. Установление большой посылки достигается посредством процесса толкования. Установление малой посылки составляет второй момент в применении права. При удовлетворительном исполнении этих двух задач заключение не представляет никакой трудности… В установлении малой посылки основная задача сводится к тому, чтобы из данного жизнью случая выделить все юридически важные моменты, отбросив всю бытовую обстановку, не имеющую ценности для юридической его квалификации. В действительности жизнь никогда не даёт (юридического) казуса в его чистом виде. В бытовом отношении юридическая сторона умещается рядом с другими – экономической, нравственной. Дело юриста – очистить бытовое отношение так, чтобы оно предстало лишь как юридическое отношение»361.
С
50-х годов ХХ века было
Представляется
плодотворным определение правореализации
в виде совокупности форм и средств,
обеспечивающих перевод правовых предписаний
в поведении субъектов. Это позволяет
рассмотреть реализацию права не
только как конечный результат правового
регулирования, но и как процесс,
юридически значимую деятельность, имеющую
конкретные формы, способы, средства и
стадии осуществления. По существу все
формы воздействия права и
формы реализации права раскрывают
внутреннюю сущность правового регулирования,
поэтому они применимы в
В настоящее время насчитывается более двух десятков определений понятия реализации права. При этом учёные затрагивают различные стороны проявления правореализации, в связи с чем их собственные выводы о реализации права представляются вполне обоснованными, поскольку адекватно раскрывают её содержание с соответствующей точки зрения. В данном случае будет уместно привести изречение Ленина: «Дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах…»364.
Анализ существующих определений понятия «реализация права» свидетельствует, что термин «реализация права» трактуется как осуществление, проведение в жизнь правовых предписаний, претворение норм права в поведении людей (концепция социализации личности) и в общественном отношении (концепция материальной предопределённости), реализация субъективного права365. Некоторые авторы отождествляют понятия «осуществление», «реализация», «претворение», «воплощение»366. Представляется, что в этом ничего ошибочного, так как они являются правовыми абстракциями основного понятийного ряда теории права.
В многочисленных научных работах ученые-юристы исследуют сущность и структуру правореализации, особенности отдельных ее форм. Большинство исследователей данной проблематики в общем и целом представляют определение правореализации в виде совокупности форм и средств, обеспечивающих перевод правовых предписаний в поведение субъектов367. В связи с этим, очевидно, что реализацию права следует рассматривать не только как результат правового регулирования, но и как процесс, юридически значимую деятельность, имеющую конкретные формы, способы, средства и стадии осуществления.