Интерес в частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:58, монография

Описание работы

В монографии исследуются дискуссионные проблемы интереса в частном праве, даётся детальный анализ категории «интерес» применительно к формам его выражения в частном праве, рассматриваются её особенности, определяется место и роль в правовой системе общества, с учётом многоаспектного характера действия права. Автором проведено комплексное исследование различных компонентов реализации норм права и их влияние на механизм правореализации. Сквозь призму интереса рассматриваются актуальные проблемы теории права.

Содержание

Предисловие...……………………………………………..………………………..3
Глава I. Концепция частного права.
§.1 Основные теории деления права на частное и публичное……..……..….…...7
§. 2. Особенности восприятия идеи частного права в романо-германской, англо-американской и мусульманской правовых семьях (сравнительно-правовой анализ)………………………………………………………………………………44
§.3. Норма права как уровень различия и взаимодействия частного и публичного права……………………………………………………….………….65
§.4. Методы регулирования частноправовых отношений………………………79
Глава II. Особенности отражения интереса в частном праве.
§.1 Интерес и право: исследование взаимосвязи.………………………………..91
§.2. Законный интерес как особая форма отражения юридически значимого интереса в праве ……………………………………………………………….….102
§.3. Публичный и частный интерес в праве: проблемы соотношения и баланса………………………………………………………………………….….114
§.4. Интересы публичных образований и их природа…………………………..135
Глава 3. Правовые способы реализации интересов в частном праве.
§.1. Механизм реализации норм частного права как средство реализации интересов……………………….………………………………………………….146
§.2. Субъективные факторы в механизме реализации норм частного права……………………………………………………………………...………..163
§.3. Формальная сторона механизма правореализации в сфере частного права……….……………………………………………………………………....185
§.4. Реализация субъективных прав как способ удовлетворения интересов………………………………………………………………………….194
§.5. Злоупотребление правом, реализация интереса и правореализация: проблемы соотношения………………………………………………………….208
§.6. Характерные особенности реализации законных интересов………….….231
Послесловие………………...…………………………………..………………..247
Предисловие.

Работа содержит 1 файл

МОНОГРАФИЯ.docx

— 371.97 Кб (Скачать)

Во многих сферах государственной  деятельности, таких как оборона, поддержание общественного порядка, осуществление уголовного преследования, присутствие публичного интереса очевидно, и осуществление указанной деятельности является функцией и задачей государства. Но в иных областях это не столь  явно, поэтому упомянутый процесс  осознания публичного интереса или  его выявление в общественных отношениях, в которые намерено вмешаться  государство, является обязательным условием. Это отнюдь не значит, что «если  нет публичного интереса – надо его выдумать». Он объективно, но иногда не совсем явно, присутствует в регулируемых общественных отношениях, и его наличие  или отсутствие не зависит от воли субъекта правореализации.

Граница между сферами  жизнедеятельности государства, общества, индивида, между публичным и частным  интересами не всегда очевидна и постоянна. С одной стороны, трудно охватить все стороны жизни, имеющие публичное  значение, с другой стороны, динамика общественного развития, изменение  материальных условий жизни позволяет  говорить о «публичном»  как о  постоянно эволюционирующей категории. В свою очередь, частное может  в определённый момент перестать  быть частным и потребовать вмешательства  государства, что мы можем видеть на примере участия государства  в делах юридических лиц, деятельность которых в ходе их неправомерного либо экономически нецелесообразного  действия приобретает большое общественное значение. Последнее может увеличиваться  либо уменьшаться в различных  условиях.

Таким образом, выделив  признаки частного и публичного интересов  в праве, можно проследить, как  они сказались на делении системы  права на частное и публичное. А этот вопрос в юридической науке  рассматривается с особой оглядкой на практику. Ведь вопрос о соотношении  публичного и частного права затрагивает  все стороны человеческого существования: соотношение свободы и несвободы, инициатива, автономия воли и пределы  вторжения государства в частную  жизнь. Диалектическая взаимосвязь  этих двух правовых явлений может  быть выражена конституционной формулой: «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность  государства» (ст.2 Конституции РФ). Это означает  юридическое признание  сфер общественной жизни, вмешательство  в которые государства и его  органов запрещено или ограничено, юридически узаконивается степень  и границы «прямого приказа» государства  и его структур. Одновременно сфера  частных интересов, особенно если они  не носят противоправный характер, ограничивается признанным полем их реализации, что сделано с учётом многопланового характера собственных, порой очень индивидуальных интересов  широкого круга субъектов. Частное  право – это область свободы, а не необходимости, децентрализации  в связи с многополярностью частных  интересов, а не централизованного  регулирования. Публичное право  – это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии  воли и частной инициативы331.

Безусловно, что абсолютно  частноправовой или публично-правовой сферы деятельности (соответственно, и отрасли права) не существует. Элементы публично-правового характера присутствуют в отраслях частного права, равно  как и наоборот332. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приёмов. Система права находится под значительным влиянием такого фактора как нормотворческая деятельность государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Ряд авторов высказывает по этому поводу мнение, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публично-правовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния333.

Одновременное и одноплоскостное  соотношение категорий «частное право», «гражданское право» и «публичное право» невозможно ввиду их парного (логически неперекрещивающегося) характера. В силу взаимопроникновения частных  и публичных начал в гражданское  право предпринимательская деятельность – один из важнейших и наиболее объёмных секторов общественной жизни, регулируемых гражданским правом, - относится к «частно-публичным  отношениям».

В.А.Бублик, например, обусловливает  это следующими обстоятельствами: во-первых, публичность предпринимательства  обусловлена тем, что данный род  социальной деятельности, хотя и направлен  на удовлетворение частного имущественного интереса своего субъекта, одновременно с этим затрагивает интересы множества  других лиц (хозяйственных контрагентов производителей социальных благ, потребителей результатов предпринимательской  деятельности, работников предприятий, государства и муниципальных  образований).  Публичный эффект тех или иных способов удовлетворения частного интереса предпринимателя  состоит в том, что для общества немаловажно, каким образом строятся и осуществляются взаимоотношения  предпринимателя с третьими лицами, государственными органами и обществом  в целом, поскольку в случае неадекватной организации хозяйственной деятельности под угрозу ставятся многие публичные  и частные интересы (возможность  экологической, техногенной опасности); во-вторых, публичность современного бизнеса обусловлена тем, что  государству экономически небезразлично  то, как организовано предпринимательство, поскольку производство теснейшим  образом связано с потреблением национального материального ресурса, включая невосполнимые природные  ископаемые, являющиеся народным достоянием; наконец, в-третьих, предпринимательская  деятельность – ведущий источник налоговых поступлений в государственный  бюджет, которые, являясь главной  правовой формой изъятия средств  из частного оборота для общегосударственных  нужд, одновременно с этим выступают  в качестве материальной базы удовлетворения основной массы публичных интересов, а также частных интересов  субъектов бюджетной сферы государства334.

Вопрос  о сочетании частного и публичного в праве в российской правовой системе вновь стал актуальным в  конце 90-х годов ХХ века. Как следствие  возрождения в теории и практике законотворчества идеи публичного и  частного права выразилась, например, максимально широкая трактовка  в ГК РФ круга отношений, регулируемых гражданским законодательством (ст.3 ч.2). Так В.Ф. Яковлев безусловно относит  гражданское право по этому признаку к праву частному335. Того же мнения придерживается В.С. Якушев и другие учёные-цивилисты: «Гражданское право по своей природе относится к частному праву. Однако это не означает, что в нём нет и не должно быть элементов публичного права. Наличие в ГК норм, закрепляющих публично-правовые элементы, отражает не только особенности переходного периода экономики, но, очевидно, и национальные черты будущего российского рынка»336. По меткому выражению С.В.Полениной, тем самым явилась попытка представить ГК как хартию частного права337. Немало внимания уделяется проблеме соотношения публичного и частного в таких комплексных отраслях права, как экологическое и земельное338.

Иными словами, возникающая проблема сочетания  частного и публичного интересов  требует решения, которое выражается в необходимости определения  оптимального варианта границ, или  рамок, частноправовых приоритетов  и недопустимости противопоставления публичных и частных интересов  друг другу. Противопоставления между  этими интересами не может быть, поскольку публичное право призвано охранять интересы отдельной личности посредством охраны общества в целом. При столкновении этих интересов  приоритет интересов общества может  иметь место только при условии  обеспечении интересов индивида, что достигается законодательным  установлением максимальных гарантий для граждан, исключающих возможность  злоупотребления их правами339.

Таким образом  можно сделать вывод о соотношении  публичного и частного интересов: баланс интересов основан на паритете, поскольку  частный интерес не может быть реализован вне публичного правопорядка, а публичный интерес утрачивает смысл, если он прямо или косвенно не направлен на обеспечение реализации частного. Из этого, в свою очередь, следует, что частное и публичное  право, в котором находят воплощение соответствующие интересы, являются двумя тесно взаимодействующими составляющими единой интегрированной  системы.

 

§.4. Интересы публичных образований  в сфере частного права.

 

Исследование  природы и содержания интереса публичных  образований представляет собой  весьма серьёзную проблему теории права. Но и без детального анализа очевидно, что он носит диалектически противоречивый характер, содержит в себе глобальные, национальные (общественные) и частные  компоненты. Современное государство  связано не только внутренними социальными  факторами, но и влиянием социальности в мировом масштабе. Не будет ошибкой  утверждать, что одним из факторов, определяющих содержание современного публичного права, является процесс  глобализации340.

Глобализация  в литературе определяется как доминирующая после окончания «холодной войны» единая общемировая система, возникшая  в результате интеграции национальных экономик, основанная на беспрепятственном  перемещении капиталов, информационной открытости, быстром техническом  обновлении, коммуникационном сближении, планетарной научной революции, межнациональных социальных движениях, новых видах транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интернациональном  образовании, а также применении новых технологий в процессе производства, менеджмента, организации и коммуникаций на уровне корпораций, общества и государства, унификации права341. В силу последнего обстоятельства, глобализация, будучи первоначально предметом исследования в рамках экономических наук, всё чаще привлекает внимание учёных-правоведов342.

Как справедливо  отметил И.И.Лукашук, процесс глобализации связывает все стороны жизни  национальных обществ в единой мировой  системе, при этом меняется значение национальных и интернациональных  интересов. Государства вынуждены  совместно решать не только международные  проблемы, но и задачи, которые ранее  были сугубо внутренними, происходит принципиальное изменение в соотношении национальных и интернациональных интересов  общества и государства. Однако общественное сознание продолжает оставаться национально  ограниченным, что затрудняет решение  глобальных проблем343. Публичные интересы, характерные для мирового сообщества, Ю.А. Тихомиров называет интересами более высокого порядка по сравнению с внутригосударственными – всеобщими интересами и говорит о новой публичности в рамках сообществ такого рода, которая «как бы удлиняет радиус внутренней публичности и укрупняет, концентрирует её проявления вовне, на международной арене. Всеобщие дела приобретают глобальный смысл»344.

В современном  мире, когда определяющим фактором общественного развития становится глобализация, защита всеобщих интересов  приобретает первостепенное значение, поскольку в данном случае частный  монополистический интерес может  подавить не только частные интересы более слабых в экономическом  и политическом отношениях субъектов, но и публичный интерес, связанный, например, с безопасностью государства, его внешней политикой, экологией, экономикой страны и т.д.

Содержание  интересов государства, вступающих в международное общение и  воплощающихся в нормах международного права, должно отражать в том числе  какие-то общие для всех государств потребности, объективно обусловливающие  процесс международного правотворчества. С учётом данного факта признаётся, что в интересах государства, отражающихся в международном праве, находят выражение как индивидуальные условия внутреннего существования, так и общие условия для  всех государств, выступающих в  качестве участников системы международных  отношений345. При этом следует заметить, что возможность достижения согласованных решений определяется не количественным соотношением совпадающих и несовпадающих интересов, а теми интересами, которые обусловлены доминирующими в конкретный момент потребностями, если каждая из сторон обнаруживает волю к урегулированию соответствующих отношений. Будучи нетождественной интересу, воля направлена на его удовлетворение, полное или частичное, немедленное или постепенное, самыми различными способами, включая уступки и компромиссы. Поэтому согласованная воля  - это наиболее точное выражение сути международного правотворчества. Именно согласованная воля позволяет находить взаимоприемлемые модели отношений даже тогда, когда интересы государств далеки от совпадения. Так, договоры заключались и заключаются в условиях существенного расхождения интересов, но при наличии общего стремления и воли на установление отношений и достижение общего блага. Это доказывает, что одной приоритетной заинтересованности – общей цели – может быть достаточно для нахождения баланса между рядом других несовпадающих позиций346.

В юридической  литературе отмечается, что появление  общих интересов всего человечества является одной из отличительных  черт современной эпохи и важным фактором международных отношений347.

Резюмируя, следует заметить, что абсолютная общность интересов как во внутригосударственном  социуме, так и в мировом –  идеал, а различие – реальность, из которой следует исходить в  международно-правовом регулировании  и которая не должна сдерживать инициативу к поиску согласованных решений. При всём различии и противоречивости интересов не исключаются и такие  их совпадения, которые могут стать  доминантой и общей целью, а обозначенная цель способна обеспечить не только компромиссы, но и реальное сближение интересов. Наконец, целесообразное сочетание  и баланс интересов могут быть достигнуты благодаря сознательному  взаимодействию государств348.

Неоднозначны  мнения по поводу соотношения таких  понятий как «государственный», «общественный» и «публичный» интерес: от их разграничения до полного отождествления.

Существуют  мнения о том, что данные понятия  тождественны и что разрыв между  общественным и государственным  интересом отсутствует по определению, поскольку общественное сознание (относительно существования которого, кстати, в  философской литературе высказываются  весьма обоснованные сомнения) отражает только то, что в силу присущей государственному аппарату инертности не всегда общественный интерес «переведён» в сферу  публичного349.

Однако  Л.Н.Завадская в этой связи считает, что государственный интерес, в  собственном смысле этого слова, существует только в международном  и международном частном праве, где государство выступает как  квазичастное лицо, где речь идёт о  реализации национального интереса и национального суверенитета. В  национальном праве самостоятельного государственного интереса не существует и его наличие не может служить  оправданием для вмешательства  государства в гражданскую жизнь  общества. По её мнению, подмена категории  публичного права, публичного интереса государственным правом, государственным  интересом не была случайностью. За этим стояла идеологически стройная теория сильного диктаторского государства, которое пыталось управлять социальной жизнью общества, подчиняя себе его  и отдельную личность для достижения навязанных ему целей. В правовом же государстве государственного интереса существовать не может, так как оно, государство, выполняет подчинённую  социальную роль – служение гражданину и обществу. Единственной задачей  правового государства является защита частных и публичных интересов. Функции правового государства  – быть арбитром в случае конфликта  между «частным и частным» и «частным и публичным» интересами. Для восстановления нормальной функции общество должно осознать, что государственные и  публичные интересы не тождественны. Правовое государство не имеет самостоятельного государственного интереса. Публичный  интерес, по мнению Л.Н.Завадской, –  это нечто, в чём общество, его  социальные группы видят определённую ценность, которая удовлетворяет  материальные, духовные, эстетические и иные потребности и подлежат вследствие этого защите в установленном  законом порядке. Публичный интерес  отличается от государственного тем, что  он социально оправдан, общественно  легитимирован, коренится в недрах гражданского общества, но для этого  оно должно сформироваться350.

Информация о работе Интерес в частном праве