Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:13, реферат
Необходимость государственного регулирования рынка. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.
Государственное
регулирование экономики:
необходимость, суть,
функции, цели и объекты
Необходимость государственного регулирования рынка. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.
Активное
участие государства в
Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма — конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.
Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением. Другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержания рабоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всего должно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.
Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).
В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.
Сущность государственного
Итак,
необходимость вмешательства
Государственное
регулирование экономики - это система
мероприятий по воздействию государства
на деятельность хозяйствующих субъектов
и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения
нормальных условий для эффективного
функционирования рыночного механизма,
решения социально-экономических проблем
развития национальной экономики и всего
общества.
Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия социально-экономической жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно, т.е. это: экономические циклы; структура экономики, условия накопления и инвестиционные процессы; научно-технический прогресс; инновационные процессы; денежное обращение и инфляция; цены; платежный баланс; блок социальных проблем (занятость, доходы населения, социальная защита, подготовка и переподготовка кадров и т.д.); условия конкуренции, окружающая среда (экологические проблемы); регионы.
Основные функции ГРЭ
Итак, основные функции государства:
Основные
цели ГРЭ
Цели
государственного регулирования на
каждом историческом этапе зависят
от множества факторов: степени развития
экономики; структуры экономики
на современном этапе и от ее изменения
в будущем; степени участия страны
в международном разделении труда.
Классический "набор" целей государственного регулирования экономически развитых стран:
Наиболее распространен так называемый магический четырехугольник, т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это следующие целевые установки развития страны:
экономический рост;
высокий уровень занятости;
стабильность цен (устойчивость денег);
внешнеэкономическое
равновесие.
Экономическая
политика государства
и ее виды
В
правовом обществе обеспечение прав
человека является главной обязанностью
государства, т.к. каждый человек свободен
в выборе экономических, политических,
социальных интересов, а также свободен
в выборе способов их удовлетворения,
но в границах существующего
В
отличие от гражданского общества,
где сколько людей столько и интересов,
государство - одно. В государстве важным
является момент общего (интегрированного)
интереса и свободы большинства граждан.
Для этого государственная политика должна
быть известной и понятной обществу, закрепленной
законодательно и организационно.
Существует
много определений понятия "экономическая
политика". В общих чертах - это
целенаправленное влияние на социально-экономические
процессы (на макро- и микроуровне), создание
и совершенствование условий экономического
развития, соответствующих определенному
общественному строю.
В
многих экономических исследованиях понятия
"государственная экономическая политика"
и "государственное регулирование экономики"
отождествляются. Однако наиболее близким
к истине будет утверждение, что экономическая
политика является той основой, на которой
базируется государственное регулирование
экономики.
Различают следующие виды экономической политики:
Способы, методы
и инструменты
государственного
регулирования экономики
Государство,
осуществляя регулирование
Рассмотрим
универсальные средства госрегулирования,
применяемые в последнее время.
Общепринято
деление способов государственного
регулирования на правовые, административные,
экономические.
Правовое
регулирование состоит в установлении
государством правил "экономической
игры" для фирм-производителей и потребителей.
Система законодательных норм и правил
определяет формы и права собственности,
условия заключения контрактов и функционирования
фирм, взаимные обязательства в области
трудовых отношений профсоюзов и работодателей
и т.д.
Административное
регулирование включает в себя меры
по регулированию, контингентированию
(от лат. достающийся на долю - установленное
для определенных целей предельное количество,
норма чего-либо), лицензирование (от лат.
- свобода, право, разрешение), квотирование
(позднелат. - доля, часть, норма чего-либо
допускаемого) и т.д.
С
помощью системы
Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется: