Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:13, реферат
Необходимость государственного регулирования рынка. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.
Норматив
- поэлементная составная нормы, характеризующая
количество выработанных или использованных
в потреблении товаров (работ, услуг,
ресурсов) на любую единицу, например,
на душу населения, на одного занятого,
на единицу времени (площади, объема)
и т.п.
С
помощью норм и нормативов осуществляются
планово-экономические расчеты, регулирование
в сферах производства, труда, социальной
защиты населения, охраны окружающей природной
среды.
Стандарты
- это единые нормы и требования,
предъявляемые к промышленному
сырью и готовой продукции (по
типам, маркам, параметрам, размерам , качеству
изделий, по величине измерений, методам
апробирования и контроля, правилам паковки,
маркировки и правилам сохранности продукции,
технологии производства).
Объектами
стандартизации являются конкретная продукция,
нормы и нормативы, требования, методы,
сроки, обозначения и т.д.
Соблюдение
государственных стандартов является
обязательным для всех субъектов
экономической деятельности.
Государственный
заказ является инструментом как
административного, так и экономического
регулирования.
Цены
тоже могут использоваться и как
инструменты административного
регулирования.
Целью
такого регулирования является предотвращение
разрушительного влияния
Государство
осуществляет административное регулирование
цен через: установление фиксированных
цен на необходимые товары и услуги;
введение предельных цен или предельных
коэффициентов их повышения, внедрение
механизма декларирования изменения
цен, замораживание цен на определенный
срок и т.д.
Экономические
методы ГРЭ Экономическое регулирование
осуществляется инструментами фискальной,
бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной
и других направлений государственной
экономической политики.
Инструментами
фискальной политики являются государственные
закупки, определяющие бюджетные расходы,
и налоги, определяющие бюджетные
доходы. Выделяют: стимулирующую фискальную
политику, направленную на стимулирование
производства через увеличение государственных
расходов и сдерживающую фискальную политику,
направленную на сдерживание производства.
В
рамках бюджетной политики государство
осуществляет прямое финансирование государственного
сектора, финансирование инвестиционных
программ, обслуживание государственного
долга.
Налоговая
политика применяется для пополнения
государственных финансовых ресурсов,
а также для стимулирования экономического
роста, научно-технического прогресса,
осуществления структурных
Налоговая политика реализуется по двум направлениям - это:
во-первых, определение видов налогов и установление налоговых ставок;
во-вторых,
предоставление налоговых льгот
отдельным субъектам (лицам) с целью
влияния на инвестиционный климат и
уровень денежных доходов населения.
Сейчас
в Украине действует свыше
ЗО законов, которые регламентируют
порядок начисления и уплаты различных
видов налогов. Всего предусмотрено
24 вида общегосударственных и 16 видов
местных налогов, сборов и отчислений.
Системный подход в налоговой
политике требует создания единого
налогового кодекса.
Денежно-кредитное
регулирование осуществляется с
целью влияния на денежное предложение.
Для
достижения этой цели центральный банк
(в Украине - Национальный банк Украины)
использует такие основные инструменты:
денежная эмиссия, операции с государственными
ценными бумагами на открытом рынке,
изменение нормы обязательных резервов,
манипулирование учетной
Денежная
эмиссия - это комплекс мероприятий
центрального банка по введению в
оборот дополнительных денег, что обуславливает
увеличение денежной массы и способствует
повышению деловой активности.
Однако
чрезмерная эмиссия способна порождать
инфляцию. Эмиссия относится к
инструментам прямого влияния, поскольку
эмиссией государство непосредственно
"вмешивается" в рынок денег.
Операции
с государственными ценными бумагами
связаны с куплей или продажей
государством ценных бумаг.
Контрагентами
государства являются коммерческие
банки, предприятия, население. Если необходимо
увеличить предложение денег, центральный
банк скупает ценные бумаги. Вследствие
этого коммерческие банки получают
деньги, увеличивают свои резервы
и мультипликативно увеличивают денежное
предложение. Обратный эффект наступает,
когда центральный банк начинает продавать
ценные бумаги.
Изменение
нормы обязательных резервов ведет
к таким последствиям: при повышении
резервной нормы центральный
банк понижает денежный мультипликатор
и благодаря этому уменьшает
прирост денежного предложения.
При снижении резервной нормы
возрастает денежный мультипликатор,
что увеличивает прирост
Манипулирование
учетной ставкой дает возможность
центральному банку регулировать спрос
коммерческих банков на ссуды, а через
них - на резервы банковской системы.
Учетная
ставка - это цена ссуды, по которой
коммерческие банки обращаются к
центральному банку с целью увеличения
своих резервов. Она служит ориентиром
для банковских процентных ставок.
Уровень последних
Наиболее
результативным направлением амортизационной
политики является механизм ускоренной
амортизации. Его внедрение дает
возможность предприятиям уже в
первые годы эксплуатации машин и
оборудования окупить большую часть
их стоимости, накопить в амортизационном
фонде достаточное количество средств
для дальнейшего инвестирования.
Пропагандистские
(нравственно-этические) методы ГРЭ - это
обращение государства к
Они включают мероприятия воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и тому подобное. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции, психологические установки относительно деятельности государства.