Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:17, курсовая работа
Цель: Исследование и теоретическое обоснование целесообразности и сущности применения средств и методов адаптивной физической культуры как инструментов воспитания личности людей с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи: 1) Проанализировать литературу. 2) Изучить средства и методы адаптивной физической культуры 3) Обосновать применение средств и методов адаптивной физической культуры для воспитания различных сторон личности.
Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1.Концепции отношения к
инвалидам……………………………………………………………….5
Глава 2.Воспитание лиц с отклонениями в состоянии
здоровья с сохраненным интеллектом………………………………...8
2.1.Умственное воспитание……………………………………….………..13
2.2.Нравственное воспитание………………………………….……..…….15
2.3.Эстетическое воспитание…..……………………………………..…….19
2.4.Трудовое воспитание…...………………………………………………..21
2.5.Воспитание самостоятельности……………………………………..…..23
Глава 3.Воспитание лиц с отклонениями в
Интеллектуальном развитии……………………………………………..25
Заключение………………………………….………………….………...34
Список литературы………………………………………………..……..36
Этап формирования умственных действий в материальной форме можно с успехом осуществлять на занятиях по адаптивному физическому воспитанию для освоения представлений о величине предметов, направлениях пространства, цвете и т.п.
Эти
примеры позволяют утверждать, что
при хорошей работе по активизации
межпредметных связей урок адаптивной
физической культуры, особенно в начальной
специальной (коррекционной) школе, может
стать одним из стержневых, сквозных уроков
интеллектуального воспитания учащихся.
2.3.Нравственное воспитание
В современном мире, для того чтобы наладить контакт с окружающими, влиться в общество, каждый человек должен соответствовать нравственным устоям общества, соблюдать правила поведения и общения. Именно по этому нравственное воспитание так важно для человека.
Нравственная сущность человека проявляется в единстве его нравственного сознания, поведения и чувств.
Формирование нравственного сознания предполагает усвоение ребенком знаний об установленных в обществе нормах нравственности (моральный кодекс), требованиях к отношению к природе, обществу, другим людям, самому себе. Эти систематизированные знания приобретаются разными путями: получение информации от учителей, родителей, сверстников, из средств массовой информации. Чтобы эти знания превратились в убеждения, необходимо включение ребенка в деятельность, связанную с проявлением нравственных поступков, переживанием положительных эмоций и стимулирующих к повторным нравственным действиям. Это создает предпосылки к приобретению и закреплению нравственных привычек, складывающихся в систему нравственного поведения, которые определяют жизненную нравственную позицию личности школьника.
Поэтому используемые учителем рассказ, объяснение, беседы, диалоги, диспуты и другие методы слова должны, во-первых, быть обращены не только к сознанию, но и к чувствам ученика; во-вторых, опираться на имеющийся нравственный опыт ребенка; в-третьих, сочетаться с действиями учащегося в специально создаваемых учителем педагогических ситуациях, сходных с жизненными обстоятельствами, требующими проявления нравственных качеств (общественного долга, гуманизма, чести, совести и др.) [6]. Иначе говоря, нравственная сфера личности развивается в системе специально организованной деятельности, сочетающей формирование нравственного сознания, проявление нравственных чувств, нравственных поступков и нравственных отношений друг с другом, с коллективом и учителем.
Для детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов очень важно освободиться от психологических комплексов неполноценности, почувствовать свою значимость как человека, проявить свои способности в различных видах доступной деятельности.
С
другой стороны, у детей с ограниченными
возможностями очень часто
Недостаточное развитие нравственных качеств ребенка необходимо отличать от нарушений формирования личности, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы. Например, при ДЦП чаще всего встречается нарушение личности по типу психического инфантилизма, невропатический вариант которого характеризуется сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемостью и тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. В школе у многих таких детей проявляются случаи повышенной робости, застенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке [9].
Для
выявления отклонений в развитии
личности ребенка необходим комплексный
психолого-медико-
Специалист по адаптивной физической культуре должен опираться на положительные черты личности, наиболее развитые физические качества и способности ребенка, следуя правилу «навстречу природе».
Наибольший потенциал как для коррекции нарушений формирования личности, так и развития нравственных качеств детей с ограниченными возможностями имеет адаптивный спорт.
В качестве мировоззренческой «платформы» организации занятий адаптивным спортом могут быть использованы проверенные практикой идеи олимпизма.
Известно, что Пьер де Кубертен - родоначальник современного олимпизма - связывал олимпизм с идеей совершенствования человека, человеческих отношений и общества на основе использования спорта, спортивных соревнований и подготовки к ним. Важную задачу олимпизма он рассматривал в предотвращении разрыва между физическим и духовным развитием человека, в содействии его разностороннему и гармоничному развитию.
Олимпизм, согласно Олимпийской хартии, представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Как ничто другое, олимпизм привлекает тем, что соединяет спорт с культурой и образованием, создает образ жизни, «основанный на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим ценностям».
Олимпийское
движение не допускает никакой
Интересные предложения гуманных преобразований спорта содержит
олимпийский проект «СпАрт» (название это образовано от трех англий-
ских слов: Spirituality - духовность, Sport -спорт, Art - искусство). Он разработан профессором В.И. Столяровым и реализуется в России с 1991 г.
Во время проведения соревнований «СпАрт» не только поощряет высоконравственное и эстетическое поведение спортсменов, но и учитывает их (с помощью балльной оценки) при определении победителей. Обычные спортивные соревнования «спартианцы» преобразуют в «игры сотрудничества», где учитывают не личное достижение или достижение команды, а достижения всех участников, объединенных в одну команду. В программу «спартианских» состязаний включаются и обычные спортивные дисциплины, и тесты на общую физическую подготовку, и различные соревнования и конкурсы по туризму, художественные и интеллектуальные конкурсы. Это значит, что на состязаниях «спартианцев» недостаточно быть просто физически подготовленным («здоровым парнем»). Чтобы победить здесь, необходимо еще оказаться умным (и остроумным), умелым, интересным, нравственно и духовно развитым человеком.
Спартианская
модель организации спортивной деятельности
хорошо подходит и к лицам с отклонениями
в состоянии здоровья, включая инвалидов.
2.3.Эстетическое воспитание
Эстетическая составляющая воспитания личности поможет человеку правильно смотреть на мир, обрести в своей жизни цели и ценности, получать удовольствие от мира и окружающих людей, совершенствовать себя и находить контакт с окружающим миром.
Л.К. Завьялов писал: уровень эстетического развития определяется степенью сформированное эмоционально-оценочного отношения ребенка к явлениям действительности, его способности оценивать их с позиций эстетических идеалов, т.е. социально обусловленных представлений о красоте в природе, обществе, в самом человеке
Главной задачей эстетического развития учащихся в процессе занятий физическими упражнениями, по мнению Л.К. Завьялова, является воспитание у них эстетического отношения к собственному физическому совершенствованию, объектам своей физкультурной деятельности, активного стремления к пониманию и достижению красоты во внешнем облике, поступках, во взаимоотношениях с людьми[6].
Он выделяет следующие объекты эстетических проявлений (восприятий, чувств, сознания, вкусов, потребностей) при занятиях физическими упражнениями:
- оформление
мест проведения занятий,
- внешний вид учителя и учащихся, стиль поведения и общения их друг с другом;
- взаимодействие
учителя и учащихся по
- сформированное учителем в сознании учащихся представление об эстетическом идеале физического развития и образования человека;
- физические
упражнения, характеризующиеся
- действия
игрового и соревновательного
характера, несущие в себе
Большие
возможности для эстетического
развития занимающихся заключены в
олимпийском образовании и
Еще большие предпосылки для эстетического воспитания содержатся в программах проекта «СпАрт», где эстетические поступки, способы выполнения движений, включая пантомиму, танец и т.п., являются специальным предметом оценки.
Необходимо
более активно, чем обычно рекомендуется
в учебниках и учебных пособиях по физической
культуре, использовать живую и неживую
природу как источник естественной красоты
и гармонии. Наблюдение за природой во
время лыжных прогулок, туристических
походов, легкоатлетических кроссов способствует
проявлению эстетических чувств и связанных
с ними эстетических переживаний, формированию
эстртического сознания, эстетических
вкусов и эстетических потребностей.
2.4.Трудовое воспитание
Человеку,
для обеспечения своей
Основными задачами учителя адаптивной физической культуры в подготовке учащихся к трудовой деятельности являются:
- преодоление
психологических комплексов
- вооружение
школьников максимально
- содействие развитию и совершенствованию функциональных систем и коррекции их с учетом конкретного вида трудовой деятельности;
- привлечение
учащихся к выполнению
Информация о работе Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры