Автор: G*************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [5]
Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1 Адаптивная физическая культура, ее интеграция в систему научных знаний и учебных дисциплин……………………………………………………….5
1.1 Понятие об адаптивной физической культуре, ее цели и задачи, виды и функции………………………………………………………………………………5
1.2 Адаптивная физическая культура как научная дисциплина………………...12
1.3 Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина………………...14
Глава 2 Адаптивная физическая культура в формировании адаптированности организма, ее основные принципы и подходы к организации…………………..17
2.1 Особенности адаптации организма в результате применения адаптивной физической культуры………………………………………………………………17
2.2 Основные принципы адаптивной физической культуры…………………....23
2.3 Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………...34
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени М.
ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«Адаптивная
физическая культура»
Студента 3 курса 33 группы
факультета физического воспитания
дневной формы получения образования
Агафонов
К.А.
Научный
руководитель: Винник В. А.
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Адаптивная
физическая культура, ее интеграция в
систему научных знаний и учебных дисциплин………………………………………………………
1.1 Понятие об
адаптивной физической
1.2 Адаптивная
физическая культура как
1.3 Адаптивная
физическая культура как
Глава 2 Адаптивная физическая культура в формировании адаптированности организма, ее основные принципы и подходы к организации…………………..17
2.1 Особенности
адаптации организма в
2.2 Основные принципы
адаптивной физической
2.3 Требования
к личности специалиста по адаптивной
физической культуре…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [5].
Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма [7].
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры [10].
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности [23].
Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ адаптивной физической культуры, фундаментализация образования в этой области, конкретизация объекта, цели, задач, содержания, видов адаптивной физической культуры, ее функций и принципов.
Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по физической культуре, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолеть так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции, определяемые методами исследования конкретных наук [9, 25].
Цель исследования: изучить сущность, значение и особенности применения адаптивной физической культуры в современном обществе.
Задачи исследования:
1. Дать понятие об адаптивной физической культуре, раскрыть ее цели и задачи, виды и функции.
2. Рассмотреть особенности интеграции адаптивной физической культуры в систему научных знаний и учебных дисциплин.
3.
Описать механизмы влияния
Методы исследования: анализ научной литературы.
Структура и объем курсовой работы.
Курсовая работа имеет следующие разделы:
- введение;
- две главы: глава 1 “Адаптивная физическая культура, ее интеграция в систему научных знаний и учебных дисциплин”, глава 2 “Адаптивная физическая культура в формировании адаптированности организма, ее основные принципы и подходы к организации”;
- заключение;
- список 29 литературных источников.
Объем курсовой работы составляет 35 листов формата А4, 14 шрифта Times New Roman.
ГЛАВА 1 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА, ЕЕ ИНТЕГРАЦИЯ
В СИСТЕМУ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
И УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
1.1
Понятие об адаптивной
физической культуре,
ее цели и задачи, виды
и функции
Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма инвалида [13].
Адаптивная физическая культура представляет собой емкий и широкий социальный феномен, основной целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур [11].
Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта [26].
Культурное бытие телесности, в том числе и инвалида, состоит не только в его использовании для достижения некоторой внешней цели (участия в том или ином виде деятельности), но и в наполнении ее внутренним содержанием, в осмыслении телесности как внешней формы внутреннего содержания, что создает предпосылки для формирования физической культуры личности, ее максимального самораскрытия и самореализации. Такой подход к адаптивной физической культуре на основе ее индивидуально-личностного осуществления, формирования потребности и способности личности гармонизировать имеющиеся у нее в наличии телесно-двигательные и духовные возможности снимает проблему физического совершенства как некоторого абсолютного идеала и позволяет говорить и о коммуникативном смысле телесности инвалида, т.е. ее способности быть посредником в общении, диалоге субъектов [28].
Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста и др.).
Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их [15].
Рассмотрим кратко содержание основных видов адаптивной физической культуры и их наиболее общие задачи (рисунок 1.1 [13])
Рисунок
1.1 - Виды адаптивной
физической культуры
Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Основная задача адаптивного физического воспитания состоите формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.
В содержание адаптивного физического воспитания (образования) включено также содержание адаптивной базовой (школьной) и адаптивной профессионально-прикладной физической культуры.
Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.
Адаптивный
спорт в настоящее время