Средства, методы и формы воспитания

Автор: s********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 12:48, реферат

Описание работы

Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества педагога. В выборе метода педагог полностью зависит от того, каким он предвидит результат.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
1. Сущность методов и средств воспитания. Их классификация.……………..…………3
3. Формы воспитания………………………………………………....................7
Заключение………………………………………………………………….……11
Библиографический список………………………………………………..……12

Работа содержит 1 файл

средства,методы и формы воспитания(реферат).doc

— 70.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

     На  тему: «Средства, методы и формы воспитания» 
 

     Выполнила:

     студентка

     группы  № 52

     Бойкова Галина Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва 2011 г. 

     Оглавление 

Введение……………………………………………………………...……………3

1. Сущность методов и средств воспитания. Их классификация.……………..…………3

3. Формы воспитания………………………………………………....................7

Заключение………………………………………………………………….……11

Библиографический список………………………………………………..……12 

 

     

     Введение 

     Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагогические проблемы, задачи, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопросы: как поступить, тогда они, педагогики, думают о методах. Они превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты.

     Метод воспитания не придумывается, не создается  произвольно, он даже не является продуктом  творчества педагога. В выборе метода педагог полностью зависит от того, каким он предвидит результат. 

Сущность  методов  и средств воспитания. Их классификация 

     Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение: «Знаю, чего хочу получить, знаю как этого достичь.»1 Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

     Методами  воспитания современная наука называет способы взаимосвя- занной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на реше- ние задач воспитания.2 Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать — организуя деятельность вос- питанников. Как видим, воспитатель все-таки — организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств3.

     Специалисты различают методы воспитания и методы вне урочной воспитательной работы. Но предлагается и единая система методов целостного педагогического процесса, куда входят методы обучения и методы воспитания, которые традиционно анализируются отдельно в дидактике и в теории воспитания4. Для объединения методов есть определенные основания, при этом подчеркивается, что их лучше называть методами внеурочной воспитательной работы, которую ведут образовательные и воспитательные учреждения.

     От  методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания – это те конкретные мероприятия  или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

     Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые  называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят  частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Методы воспитания проявляют свое содержание через:

     • непосредственное влияние воспитателя  на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

     • создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают  воспитанника изменить собственное  отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

     • общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

     • совместную деятельность воспитателя  с воспитанником, общение, игру;

     • процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;

     • погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы. 5

     Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

     Выделяют три группы методов:

     1) ориентированные на формирование  положительного опыта поведения  воспитанников в общении и  деятельности;

     2) направленные на достижение единства  сознания и поведения воспитанников;

     3) использующие поощрения и наказания.

     Согласно  более или менее разделяемой всеми учеными классифи- кации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:6

     а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод  примера;

     б) методы организации деятельности и формирования опыта поведе- ния: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспиты- вающих ситуаций;

     в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

     г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опрос- ные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

     Основная  функция первой группы методов состоит  в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в  основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно. 

     Формы воспитания 

     Воспитательный  процесс, как любое социально-психологическое  и культурологическое явление, имеет  форму. Коль скоро субъекты организованного  процесса индивидуальны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием педагога (либо педагогического коллектива в качестве совокупного субъекта), определяет неповторимость и своеобразие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом. Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы.

     Форма как часть процесса воспитания зависит  от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы  воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так  разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

     • индивидуальные — беседы, занятия  воспитателя с одним воспитанником;

     • групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся  в непосредственном контакте;

     • массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия. 7

     Выделены  также формы работы по основному  виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно  полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной8.

     В свое время Н. И. Болдырев выделил  формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:9

     • словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

     • практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

     • наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

     Современный исследователь предлагает делить формы  внеурочной воспитательной работы по воспитательной задаче и выделяет три  группы:

     1) формы управления и самоуправления  школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

     2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

     3) развлекательные формы — утренники  и вечера, «капустники» и др.10

     Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы и воздерживаясь  от строгой классификации, можно  выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога.

     В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения может быть различной, о чем мы скажем ниже.

     Образно-художественные формы объединяют в себе такие  дела воспитанников, где главным  средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и. облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания воспитанников, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Информация о работе Средства, методы и формы воспитания