Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:17, курсовая работа
Цель: Исследование и теоретическое обоснование целесообразности и сущности применения средств и методов адаптивной физической культуры как инструментов воспитания личности людей с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи: 1) Проанализировать литературу. 2) Изучить средства и методы адаптивной физической культуры 3) Обосновать применение средств и методов адаптивной физической культуры для воспитания различных сторон личности.
Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1.Концепции отношения к
инвалидам……………………………………………………………….5
Глава 2.Воспитание лиц с отклонениями в состоянии
здоровья с сохраненным интеллектом………………………………...8
2.1.Умственное воспитание……………………………………….………..13
2.2.Нравственное воспитание………………………………….……..…….15
2.3.Эстетическое воспитание…..……………………………………..…….19
2.4.Трудовое воспитание…...………………………………………………..21
2.5.Воспитание самостоятельности……………………………………..…..23
Глава 3.Воспитание лиц с отклонениями в
Интеллектуальном развитии……………………………………………..25
Заключение………………………………….………………….………...34
Список литературы………………………………………………..……..36
Все эти правила, требования, социально-нормативные условия очень просты, справедливы (одинаковы для всех), вполне доступны для усвоения (разумеется при многократных повторениях и длительном обучении).
Сама игровая деятельность увлекательна, эмоциональна, притягательна для детей и взрослых. Поэтому отстранение от нее воспринимается занимающимися как наказание.
Принципиально важным моментом в Специальной Олимпиаде являются соревнования. Здесь специальные спортсмены узнают о том, как дорого могут обойтись команде их ошибки, нарушения правил и другие поступки.
Сама суть соревнования предполагает выход учащихся за пределы своих учреждений, взаимодействие с обществом здоровых людей (спортивными судьями, зрителями, представителями средств массовой информации), а также с воспитанниками других специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Участие в региональных, всероссийских и особенно международных соревнованиях предполагает еще большее вхождение в социум, предъявляет повышенные требования к социально-нормативному поведению, в том числе его морально-правовым аспектам (поведение в транспорте, проживание в гостиницах и общежитиях, встречи с иностранными гражданами, знакомство с простейшими законами и нормами международного права, принципами интернационализма и т.п.).
Именно
в это время создается
На примере адаптивного спорта можно проводить нравственные беседы практически на все темы, предлагаемые специалистами по коррекционной работе (честность и справедливость, простота и скромность; неприятие несправедливости, равнодушия и зла; дисциплина и культура поведения; товарищество и взаимопомощь; коллективизм; любовь к Родине и др.) [6]. Но главное состоит в том, что адаптивный спорт является той благодатной сферой, в которой все перечисленные и ряд других положительных нравственных качеств, обуславливающих социально-нормативное поведение, могут формироваться и совершенствоваться.
Международный опыт, в первую очередь Соединенных Штатов Америки, показывает, что в рамках Специального олимпийского движения могут реализовываться и такие акции, как участие спортсменов в общественной деятельности (участие в работе общественных организаций, публичные выступления, внесение предложений по совершенствованию работы различных учреждений и др.) (программа «Партнерские клубы»).
Однако
все эти достоинства и
Помимо воспитания социально-нормативного поведения, адаптивная физическая культура предоставляет хорошие возможности для формирования социально-бытовой ориентировки учащихся, закрепления знаний и умений, полученных на занятиях по данной тематике.
Участие
в учебно-тренировочной и
Дети с отклонениями в развитии очень любят обмениваться предметами спортивной атрибутики (вымпелами, значками, сувенирами), обсуждать сделанные ими обмены, что способствует их интеллектуальному развитию, расширению общего кругозора, формированию культурных потребностей, приобретению экономико-бытовых знаний.
Очень характерны для адаптивного спорта ситуации обсуждения с тренером, руководителем делегации бюджета той или иной поездки, размеров суточных командировочных расходов.
Проверка состояния и условий хранения спортивной одежды, спортивного инвентаря, порядка в залах и раздевалках, бережливого отношения к расходу воды, электроэнергии (закрыт ли душ? выключен ли свет в туалете и раздевалке?) формирует бережливость, стремление к упорядоченному ведению хозяйства.
Немаловажной частью быта является труд, включающий в себя самообслуживание и хозяйственно-бытовую деятельность (ремонт спор-
тивной одежды и обуви, спортивного инвентаря, изготовление простейших тренажеров и приспособлений).
Весьма полезно специально организованное общение с известными спортсменами, деятелями культуры и искусства. Это способствует стимуляции желания читать, слушать музыку, смотреть кинофильмы.
Активные
занятия физическими
Большое значение для успешного закрепления приобретенных в школе, во время многогранной деятельности в области адаптивной физической культуры знаний и умений социально-бытового плана имеет их практическое применение в домашних условиях. Поэтому необходимо проводить лекции, беседы, практикумы, тренинги для родителей, разъясняя задачи и содержание социально-бытовой ориентации детей, привлекая родных ребенка к воспитанию у него необходимых умений.
Адаптивный спорт и деятельность, с ним связанная, позволяют осуществлять трудовое воспитание учащихся вспомогательных школ.
Специальный
олимпийский комитет Санкт-
- самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд;
- труд в порядке шефства и
- производительный труд, обеспечивающий производство товарной продукции.
Примеры первого вида труда уже приводились, в качестве примера труда в порядке оказания шефской помощи можно привести работу по благоустройству спортивных площадок и даже участие в их строительстве во время отдыха в летних оздоровительных лагерях. И, наконец, есть примеры участия воспитанников спецшкол в производительном труде, обеспечивающем производство спортивной атрибутики (кубков, вымпелов, значков, брелков и т.п.), которое налажено Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге и во многих региональных отделениях Специальной Олимпиады России занятия специальных спортсменов адаптивным спортом сочетаются с их активным участием в программах Специального искусства (Спешиал Арт), что позволяет осуществлять и эстетическое воспитание данных учащихся.
Так, например, на Фестивале спорта и творчества, проведенном в 2000 г. Специальным комитетом Санкт-Петербурга, помимо программы Специальной олимпиады проводилась целая серия мероприятий по культурно-массовой работе и художественному творчеству воспитанников:
- выставка-ярмарка
творческих работ по
- творческие мастерские;
- мастер-классы,
демонстрирующие процесс
- демонстрация моделей (одежды, аксессуаров различных времен и эпох);
- концерты творческих коллективов.
Представленные
на фестивале творческие работы и
выступления специальных
Огромное значение для детей с поражением интеллекта имеет воспитание у них самостоятельности. Разумеется, для этого могут быть использованы все средства и методы адаптивной физической культуры Однако здесь этот процесс протекает значительно медленнее, требует больших усилий педагогов и родителей, более дифференцированных и простых индивидуальных заданий.
Взаимодействие
тренера-преподавателя и
В этом направлении важны все формы совместной деятельности родителей и педагогов:
- индивидуальная форма работы;
- собрание родителей группы;
- работа с родительским активом;
- работа
с общественными организациями
родителей детей-инвалидов и
Главное
в работе с родителями - это душевное
внимание, тепло к ним и к
их ребенку, коррекция некоторых
ошибок воспитания в семье (таких, как:
гиперопека; презрительное отношение
к ребенку; непризнание его личностью;
принесение себя в жертву и др.). При этом
условии с помощью адаптивной физической
культуры могут быть решены многие проблемы.
Заключение
В данной работе было выяснено, что адаптивная физическая культура является мощным средством воспитания личности т.к. она представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков, социализацию, и.т.п.). В личностном плане адаптивная физическая культура – это мера и способ всестороннего развития человека, совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
Воспитание средствами и методами адаптивной физической культуры является отличным способом становления личности человека с ограниченными возможностями, ведь основным средством адаптивной физической культуры являются занятия физическими упражнениями, а как известно занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует не только физическому развитию и укреплению здоровья, но и умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.
Каждая часть адаптивной физической культуры своими специфическими формами и методами осуществляет физическое, идейно-политическое, эстетическое, нравственное воспитание занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием, особенностями организма и другими социальными, демографическими и физическими характеристиками.
В
процессе занятия адаптивной физической
нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую,
личностную направленность этих занятий.
Проблемы адаптивной физической культуры
должны занять подобающее место в
государственной программе по воспитанию
человека, ведь только специально предназначенная
для людей с отклонениями в состоянии
здоровья физическая культура, сможет
справиться с такой непростой задачей,
как воспитание личности таких людей,
которые из-за своих физических недостатков
могут чувствовать себя не уверенно в
современном обществе.
.
Список литературы
1. Адаптивная
физическая культура: Ежеквартальный
периодический журнал. - 2000: №№ 1-2
2 Губарева
Т.И. Спорт лиц с ограниченными возможностями
в системе гуманистически ориентированной
социальной политики. — М.: ФОН, 2000.-192 с.
3. Евсеев СП, Шапкова
Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное
пособие для студентов высших и средних
профессиональных учебных заведений,
осуществляющих образовательную деятельность
по специальностям 022500 — Физическая культура
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура), и 0323
— Адаптивная физическая культура. —
М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.
Информация о работе Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры