Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследование и теоретическое обоснование целесообразности и сущности применения средств и методов адаптивной физической культуры как инструментов воспитания личности людей с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи: 1) Проанализировать литературу. 2) Изучить средства и методы адаптивной физической культуры 3) Обосновать применение средств и методов адаптивной физической культуры для воспитания различных сторон личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3
Глава 1.Концепции отношения к
инвалидам……………………………………………………………….5
Глава 2.Воспитание лиц с отклонениями в состоянии
здоровья с сохраненным интеллектом………………………………...8
2.1.Умственное воспитание……………………………………….………..13
2.2.Нравственное воспитание………………………………….……..…….15
2.3.Эстетическое воспитание…..……………………………………..…….19
2.4.Трудовое воспитание…...………………………………………………..21
2.5.Воспитание самостоятельности……………………………………..…..23
Глава 3.Воспитание лиц с отклонениями в
Интеллектуальном развитии……………………………………………..25

Заключение………………………………….………………….………...34
Список литературы………………………………………………..……..36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Все эти правила, требования, социально-нормативные  условия очень просты, справедливы (одинаковы для всех), вполне доступны для усвоения (разумеется при многократных повторениях и длительном обучении).

Сама  игровая деятельность увлекательна, эмоциональна, притягательна для детей и взрослых. Поэтому отстранение от нее воспринимается занимающимися как наказание.

     Принципиально важным моментом в Специальной Олимпиаде  являются соревнования. Здесь специальные спортсмены узнают о том, как дорого могут обойтись команде их ошибки, нарушения правил и другие поступки.

     Сама  суть соревнования предполагает выход  учащихся за пределы своих учреждений, взаимодействие с обществом здоровых людей (спортивными судьями, зрителями, представителями средств массовой информации), а также с воспитанниками других специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

     Участие в региональных, всероссийских и  особенно международных соревнованиях предполагает еще большее вхождение в социум, предъявляет повышенные требования к социально-нормативному поведению, в том числе его морально-правовым аспектам (поведение в транспорте, проживание в гостиницах и общежитиях, встречи с иностранными гражданами, знакомство с простейшими законами и нормами международного права, принципами интернационализма и т.п.).

     Именно  в это время создается коллектив  специальных спортсменов (сборные команды специальной школы, города, страны, команды по отдельным видам спорта, в том числе по спортивным играм и т.п.). И педагог имеет возможность осуществления воспитательных мероприятий в коллективе и через коллектив, что создает реальные предпосылки для повышения их эффективности.

     На  примере адаптивного спорта можно  проводить нравственные беседы практически на все темы, предлагаемые специалистами по коррекционной работе (честность и справедливость, простота и скромность; неприятие несправедливости, равнодушия и зла; дисциплина и культура поведения; товарищество и взаимопомощь; коллективизм; любовь к Родине и др.) [6]. Но главное состоит в том, что адаптивный спорт является той благодатной сферой, в которой все перечисленные и ряд других положительных нравственных качеств, обуславливающих социально-нормативное поведение, могут формироваться и совершенствоваться.

     Международный опыт, в первую очередь Соединенных  Штатов Америки, показывает, что в рамках Специального олимпийского движения могут реализовываться и такие акции, как участие спортсменов в общественной деятельности (участие в работе общественных организаций, публичные выступления, внесение предложений по совершенствованию работы различных учреждений и др.) (программа «Партнерские клубы»).

     Однако  все эти достоинства и преимущества адаптивного спорта могут быть использованы только в случае тщательно спланированной и продуманной системы воспитательных мероприятий. Если же всю работу пустить на самотек, то тот же адаптивный спорт может принести диаметрально противоположные результаты и стать причиной агрессии, эгоцентризма, асоциального поведения.

     Помимо  воспитания социально-нормативного поведения, адаптивная физическая культура предоставляет хорошие возможности для формирования социально-бытовой ориентировки учащихся, закрепления знаний и умений, полученных на занятиях по данной тематике.

Участие в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, выезды в командировки, особенно в другой город, страну, позволяют активизировать процесс приобретения учащимися экономико-бытовых знаний и умений. Совместные с тренером экскурсии в спортивные, продовольственные магазины, покупка спортивной формы, инвентаря, продуктов питания и т.п. являются хорошими практическими упражнениями для выработки соответствующих знаний и умений.

     Дети  с отклонениями в развитии очень  любят обмениваться предметами спортивной атрибутики (вымпелами, значками, сувенирами), обсуждать сделанные ими обмены, что способствует их интеллектуальному развитию, расширению общего кругозора, формированию культурных потребностей, приобретению экономико-бытовых знаний.

     Очень характерны для адаптивного спорта ситуации обсуждения с тренером, руководителем  делегации бюджета той или  иной поездки, размеров суточных командировочных  расходов.

     Проверка  состояния и условий хранения спортивной одежды, спортивного инвентаря, порядка в залах и раздевалках, бережливого отношения к расходу воды, электроэнергии (закрыт ли душ? выключен ли свет в туалете и раздевалке?) формирует бережливость, стремление к упорядоченному ведению хозяйства.

     Немаловажной  частью быта является труд, включающий в себя самообслуживание и хозяйственно-бытовую деятельность (ремонт спор-

тивной  одежды и обуви, спортивного инвентаря, изготовление простейших тренажеров и приспособлений).

     Весьма  полезно специально организованное общение с известными спортсменами, деятелями культуры и искусства. Это способствует стимуляции желания читать, слушать музыку, смотреть кинофильмы.

Активные  занятия физическими упражнениями немыслимы без повышенных требований к соблюдению правил поведения, санитарно-гигиеническим умениям, необходимым школьникам в дальнейшей жизни.

     Большое значение для успешного закрепления  приобретенных в школе, во время  многогранной деятельности в области  адаптивной физической культуры знаний и умений социально-бытового плана  имеет их практическое применение в домашних условиях. Поэтому необходимо проводить лекции, беседы, практикумы, тренинги для родителей, разъясняя задачи и содержание социально-бытовой ориентации детей, привлекая родных ребенка к воспитанию у него необходимых умений.

     Адаптивный спорт и деятельность, с ним связанная, позволяют осуществлять трудовое воспитание учащихся вспомогательных школ.

Специальный олимпийский комитет Санкт-Петербурга дает пример реализации всех трех видов  общественно полезного труда  лицами с ограниченными возможностями:

- самообслуживающий  и хозяйственно-бытовой труд;

- труд  в порядке шефства и

- производительный  труд, обеспечивающий производство  товарной продукции.

     Примеры первого вида труда уже приводились, в качестве примера труда в  порядке оказания шефской помощи можно привести работу по благоустройству спортивных площадок и даже участие в их строительстве во время отдыха в летних оздоровительных лагерях. И, наконец, есть примеры участия воспитанников спецшкол в производительном труде, обеспечивающем производство спортивной атрибутики (кубков, вымпелов, значков, брелков и т.п.), которое налажено Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга.

     В Санкт-Петербурге и во многих региональных отделениях Специальной Олимпиады России занятия специальных спортсменов адаптивным спортом сочетаются с их активным участием в программах Специального искусства (Спешиал Арт), что позволяет осуществлять и эстетическое воспитание данных учащихся.

     Так, например, на Фестивале спорта и  творчества, проведенном в 2000 г. Специальным комитетом Санкт-Петербурга, помимо программы Специальной олимпиады проводилась целая серия мероприятий по культурно-массовой работе и художественному творчеству воспитанников:

- выставка-ярмарка  творческих работ по изобразительному  искусству и прикладному творчеству;

- творческие  мастерские;

- мастер-классы, демонстрирующие процесс творчества  детей, сопровождающиеся комментариями педагога;

- демонстрация  моделей (одежды, аксессуаров различных  времен и эпох);

- концерты  творческих коллективов.

     Представленные  на фестивале творческие работы и  выступления специальных артистов свидетельствуют о высоком уровне их мастерства, развитом чувстве прекрасного.

     Огромное  значение для детей с поражением интеллекта имеет воспитание у них самостоятельности. Разумеется, для этого могут быть использованы все средства и методы адаптивной физической культуры Однако здесь этот процесс протекает значительно медленнее, требует больших усилий педагогов и родителей, более дифференцированных и простых индивидуальных заданий.

     Взаимодействие  тренера-преподавателя и инструктора-методиста, учителя и других специалистов по адаптивной физической культуре с родителями своих подопечных является важнейшим  аспектом и направлением всей воспитательной работы, условием реализации такого принципа воспитания, как единство предъявляемых требований со стороны участников этого процесса.

     В этом направлении важны все формы  совместной деятельности родителей  и педагогов:

- индивидуальная  форма работы;

- собрание  родителей группы;

- работа  с родительским активом;

- работа  с общественными организациями  родителей детей-инвалидов и детей  с отклонениями в состоянии  здоровья.

     Главное в работе с родителями - это душевное внимание, тепло к ним и к  их ребенку, коррекция некоторых  ошибок воспитания в семье (таких, как: гиперопека; презрительное отношение к ребенку; непризнание его личностью; принесение себя в жертву и др.). При этом условии с помощью адаптивной физической культуры могут быть решены многие проблемы. 
 
 
 
 

Заключение

    В  данной работе было выяснено, что  адаптивная физическая культура является мощным средством воспитания личности т.к. она представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию готовности людей  к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков, социализацию, и.т.п.). В личностном плане адаптивная физическая  культура – это мера и способ всестороннего развития человека, совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

      Воспитание  средствами и методами адаптивной физической культуры является отличным способом становления личности  человека с ограниченными возможностями, ведь основным средством адаптивной физической культуры являются занятия физическими упражнениями, а как известно занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует не только физическому развитию и укреплению здоровья, но и умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.

      Каждая  часть адаптивной физической культуры своими специфическими формами и методами осуществляет физическое, идейно-политическое, эстетическое, нравственное  воспитание занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием, особенностями организма и другими социальными, демографическими и физическими характеристиками.

     В процессе занятия адаптивной физической нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность этих занятий. Проблемы адаптивной физической культуры должны занять подобающее место в  государственной программе по воспитанию человека, ведь только специально предназначенная  для людей с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура, сможет справиться с такой непростой задачей, как воспитание личности таких людей, которые из-за  своих физических недостатков могут чувствовать себя не уверенно в современном обществе.    
 

     .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Адаптивная  физическая культура: Ежеквартальный  периодический журнал. - 2000: №№ 1-2 

2 Губарева Т.И. Спорт лиц с ограниченными возможностями в системе гуманистически ориентированной социальной политики. — М.: ФОН, 2000.-192 с. 

3. Евсеев СП, Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), и 0323 — Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с. 

Информация о работе Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры