Основы адаптивной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

Содержание

.Общие основы лечебной физкультуры.
2. Классификация физических упражнений.
2.1Гимнастические упражнения.
2.2Общеукрепляющие упражнения.
2.3 Специальные упражнения.
2.4 Спортивно-прикладные упражнения.
3.Дозировка физической нагрузки.
Литература

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 80.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     На тему: «Основы адаптивной физической  культуры» 
 
 
 

     Исполнил:

     Студент V курса

     Группы  ФВ 11 – 5С

     Исмагилов М.С. 
 
 

 

      План

     1.Общие  основы лечебной физкультуры.

     2. Классификация физических упражнений.

         2.1Гимнастические упражнения.

        2.2Общеукрепляющие упражнения.

         2.3 Специальные упражнения.

         2.4 Спортивно-прикладные упражнения.

          3.Дозировка физической нагрузки.

          Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общие основы лечебной физкультуры
 

     Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

     Различают общую и частные методики ЛФК. Общая методика ЛФК предусматривает правила проведения занятий (процедур), классификацию физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного занятия (процедуры), формы применения ЛФК, схемы режимов движения. Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, возраста, физической подготовленности больного. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими, что обеспечивает общую и специальную тренировки.

     Физические  упражнения выполняют после их объяснения или показа. У больных пожилого возраста, с органическими поражениями ЦНС следует сочетать показ и словесное объяснение упражнений. Во время занятий должна быть спокойная обстановка, больного не должны отвлекать посторонние разговоры и иные раздражители.

     Физические  упражнения не должны усиливать болевых  ощущений, так как боль рефлекторно  вызывает спазм сосудов, скованность  движений. Упражнения, вызывающие боль, следует проводить после предварительного расслабления мышц, в момент выдоха, в оптимальных исходных положениях. С первых дней занятий больного следует обучать правильному дыханию и умению расслаблять мышцы. Расслабление легче достигается после энергичного мышечного напряжения. При односторонних поражениях конечностей обучение расслаблению начинают со здоровой конечности. Музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность.

     Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы  природы. Физических упражнений много, и они по-разному влияют на организм.  

     2. Классификация физических упражнений 

     Физические  упражнения в ЛФК делят на три  группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

     2.1Гимнастические упражнения 

     Состоят из сочетанных движений. С их помощью  можно воздействовать на различные  системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д. Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).

     2.2Общеукрепляющие упражнения 

     Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности  и психоэмоционального тонуса, активизации  кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.

2.3 Специальные упражнения 

     Избирательно действуют на опорно-двигательный аппарат. Например, на позвоночник — при его искривлениях, на стопу — при плоскостопии и травме. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение задач лечения — увеличение подвижности позвоночника, коррекцию позвоночника, укрепление окружающих его мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения относят к специальным. Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими.

     Гимнастические  упражнения подразделяют на группы:

  • по анатомическому признаку;
  • по характеру упражнения;
  • по видовому признаку;
  • по признаку активности;
  • по признаку используемых предметов и снарядов.

     По  анатомическому признаку выделяют следующие упражнения:

  • для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо);
  • для средних мышечных групп (шея, предплечья, плечо, голень, бедро);
  • для крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище),
  • комбинированные.

     По  характеру мышечного сокращения упражнения подразделяют на две группы:

  • динамические (изотонические);
  • статические (изометрические).

     Сокращение  мышцы, при котором она развивает  напряжение, но не изменяет своей длины, называется изометрическим (статическим). Например, при активном поднимании ноги вверх из исходного положения лежа на спине больной выполняет динамическую работу (подъем); при удержании поднятой вверх ноги в течение некоторого времени работа мышц осуществляется в изометрическом режиме (статическая работа). Изометрические упражнения эффективны при травмах в период иммобилизации.

     Чаще  всего используют динамические упражнения. При этом периоды сокращения чередуются с периодами расслабления.

     По  характеру различают и другие группы упражнений. Например, упражнения на растягивание применяют при тугоподвижности суставов.

     По  видовому признаку упражнения подразделяют на упражнения:

  • в метании,
  • на координацию,
  • на равновесие,
  • в сопротивлении,
  • висы и упоры,
  • лазание,
  • корригирующие,
  • дыхательные,
  • подготовительные,
  • порядковые.

     Упражнения  в равновесии используют для совершенствования  координации движений, улучшения  осанки, а также для восстановления этой функции при заболеваниях ЦНС  и вестибулярного аппарата. Корригирующие  упражнения направлены на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей. Упражнения на координацию восстанавливают общую координацию движений или отдельных сегментов тела. Применяются из разных ИП с различным сочетанием движений рук и ног в разных плоскостях. Необходимы при заболеваниях и травмах ЦНС и после длительного постельного режима.

     По  признаку активности динамические упражнения разделяют на следующие:

  • активные,
  • пассивные,
  • на расслабление.

     Для облегчения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на бокy, противоположном упражняемой конечности. Для облегчения работы мышц стопы упражнения проводят в ИП на боку на стороне упражняемой конечности. Для облегчения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП на спине, животе.

     Для усложнения работы мышц-сгибателей и  мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на спине, животе. Для усложнения работы приводящих и  отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП лежа на боку, противоположном упражняемой конечности.

     Для выполнения упражнений с усилием  применяют сопротивление, оказываемое  инструктором или здоровой конечностью.

     Мысленно  воображаемые (фантомные), идеомоторные упражнения или упражнения «в посылке импульсов к сокращению» выполняют мысленно, применяют при травмах в период иммобилизации, периферических параличах, парезах.

     Рефлекторные  упражнения заключаются в воздействии  на мышцы, отдаленные от тренируемых. Например, для укрепления мышц тазового пояса и бедра применяют упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

     Пассивными  называют упражнения, выполняемые с  помощью инструктора, без волевого усилия больного, при отсутствии активного  сокращения мышцы. Пассивные упражнения применяют, когда больной не может выполнить активное движение, для предупреждения тугоподвижности в суставах, для воссоздания правильного двигательного акта (при парезах или параличах конечностей).

     Упражнения  на расслабление снижают тонус мышц, создают условия отдыха. Больных  обучают «волевому» расслаблению мышц с использованием маховых движений, встряхиваний. Расслабление чередуют с динамическими и статистическими упражнениями.

     В зависимости от используемых гимнастических предметов и снарядов упражнения подразделяют на следующие:

  • упражнения без предметов и снарядов;
  • упражнения с предметами и снарядами (гимнастические палки, гантели, булавы, медицинболы, скакалки, эспандеры и др.);
  • упражнения на снарядах, тренажерах, механоаппаратах.

     Дыхательные упражнения

     Все упражнения связаны с дыханием. Дыхательные упражнения подразделяют на следующие:

  • динамические,
  • статические.

     Динамические  дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища; статические (условно) осуществляются при участии диафрагмы, межреберных мышц л мышц брюшного пресса и не сочетаются с движениями конечностей и туловища.

     При применении дыхательных упражнений следует активизировать выдох. При  статическом полном типе дыхания  в процессе вдоха и выдоха участвуют  все дыхательные мышцы (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы). Полное дыхание наиболее физиологично; во время вдоха грудная клетка расширяется в вертикальном направлении вследствие опускания диафрагмы и в переднезаднем и боковом направлениях в результате движения ребер вверх, вперед и в стороны.

     К статическим дыхательным упражнениям  относят:

  • упражнения, изменяющие тип дыхания:
    • вышеописанный полный тип дыхания;
    • грудной тип дыхания;
    • диафрагмальное дыхание;
  • упражнения с дозированным сопротивлением:
    • диафрагмальное дыхание с сопротивлением — руки инструктора расположены в области края реберной дуги (ближе к середине грудной клетки);
    • диафрагмальное дыхание с укладкой на область верхнего квадрата живота мешочка с песком (от 0,5 до 1 кг);
    • верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления, которое осуществляет инструктор, надавливал руками в подключичной области;
    • нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением от давления рук инструктора в области нижних ребер;
    • верхнегрудное дыхание справа с сопротивлением при нажатии руками инструктора в верхней части грудной клетки;
    • использование надувных игрушек, мячей.

     Различают общие и специальные дыхательные  упражнения. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют  основные дыхательные мышцы. Специальные дыхательные упражнения применяют при заболеваниях легких, при парезах и параличах дыхательной мускулатуры.

Информация о работе Основы адаптивной физической культуры